Необходимо также отметить, что исламская религия исторически формировалась и сегодня продолжает функционировать в борьбе идей и мнений, находясь в состоянии поисков дальнейшего эволюционного пути своего развития. В частности, переходный характер происходящих процессов в нашей республике предопределил сложность формирования исламского поля Казахстана. На постсоветском пространстве мы столкнулись с волной «новой исламизации», при которой часть мусульманской общины активно усваивает привнесенные извне радикальные религиозные идеи.
Это явление в лице религиозного экстремизма получило наибольшее распространение в XXI веке. Расширилась и зона его влияния, изменились масштабы деятельности экстремистов. Если на начальном этапе действия экстремистских группировок были направлены против иностранных субъектов, то теперь мишенью их деятельности все больше становятся сами мусульманские общины.
Сегодня одной из самых опасных разновидностей религиозного экстремизма является такфиризм. Для того, чтобы ясно представлять суть и тенденции деятельности такфиритов в Казахстане, необходимо обратить внимание на предысторию и основные характеристики такфиризма.
Такфиризм – это обман религиозных чаяний и психологическая манипуляция, это насилие над душой и зомбирование молодежи, это предательство своей религии и собственного народа.
В учении практически всех последователей ваххабизма присутствуют два системообразующих, органично присущих фундаментальному исламу положения о такфире и джихаде. Паразитируя на этих общеисламских понятиях, ваххабиты искажают их суть до неузнаваемости. Так, ваххабиты произвольно расширяют круг объектов такфира, абсолютизируя такие понятия, как «неверие» («куфр», или «безбожие») и «многобожие» («ширк», или «язычество»). В отличие от представителей исламского правоведения (фикх), теологии (калям), философии (фальсафа), которые ставят перед собой цель максимально полного и адекватного понимания сути единобожия, как оно донесено до людей в Священном Писании, ваххабиты отрицают саму возможность правового, теологического, философского понимания текстов Корана и сунны.
Такфир – это обвинение в куфре (неверии) всех тех, кто не разделяет идей последователей ваххабизма, в целом – фундаменталистов. Главным объектом такфира выступают прежде всего те мусульмане, которые не согласны с их трактовкой ислама. Здесь важным будет подчеркнуть то, что к главным объектам такфира не причисляются немусульмане, ведь они, как, например, иудеи и христиане, и так отнесены к «неверным» в силу их вероисповедальной принадлежности.
Как видим, целью такфиризма являются простые мусульмане, исповедующие традиционный ислам. Другими словами, такфириты провозглашают кафирами – неверными всех мусульман, которые не следуют той интерпретации ислама, которая последователями ваххабизма признается единственно правильной. А в этом случае мусульмане, которые обвиняются в неверии – куфре, наделяются статусом вероотступников (по-арабски – муртадд, то есть отошедшими от ислама).
Подобные вымыслы выливаются в то, что такфириты, называемые в обществе «безмазхабовцами», искажают значение четырех мазхабов в исламе. В частности, они утверждают идею о том, что «только мы следуем Корану и сунне, мазхабы недействительны, так как об этом ничего не говорится в Коране и сунне Пророка». Поэтому становится вполне ясным и понятным, почему такфириты в Казахстане настроены весьма критично к мазхабу имама Абу Ханифы и его последователям. В этом же контексте хочу акцентировать внимание на то, что такфириты не признают авторитет местных имамов.
В чем проявляется принципиальное расхождение и противоречивость в религиозных учениях ваххабитов с ханафитами?
В позиционном плане мы придерживаемся суннитского вероучения – акиды Абу Ханифы, разъясненной имамом Матуриди ас-Самарканди. Однако «безмазхабовцы» считают имама Абу Мансура Матуриди «неверным», а его последователей – «заблудшими», не понимающими суть и содержание своей веры, своих поступков и действий.
По мнению идеологов ваххабизма, мусульмане-вероотступники (муртадд) совершают «самомалейшее отступление» от принципа единобожия. Такими «отступлениями» у ваххабитов считаются, как правило, возвеличивание праведников, чтение коранических аятов у могилы праведного человека, астрологические прогнозы (гороскоп), ношение амулетов и каких-либо иных предметов для отвращения неприятностей.
С точки зрения современных приверженцев ваххабитских идей (неоваххабиты), к бида’а («новшеству») также отнесены: «устроение праздников по случаю дня рождения, выделение особых дней в неделе, устроение разного рода религиозных праздников, годовщин и юбилеев, воздвижение памятников знаменитым людям, организация траурных собраний, изобретение всяких новшеств в траурных церемониях (например, поминальные песни по умершему – жоқтау), возведение строений на могилах и т.п.».
Однако сунниты-ханафиты считают, что посещение могил родных и близких, и в особенности родителей, является важной сунной.
Такфириты заявляют недопустимым чтение сур из Корана на кладбище, возле могилы усопшего, за упокой души умершего – марқұм. Тогда как сам пророк Мухаммед сказал: «Кто бы ни был посещающий могилы своих родителей или одного из них и читающий возле них суру «Ясин» – Всевышний Аллах простит ему грехи и запишет его среди тех, кто повинуется родителям». В другом достоверном хадисе говорится, что «самым утешительным для покойного является время, когда его посещает человек, которого он любил в мирской жизни».
В этой связи у казахов есть прекрасная поговорка, которая гласит: «Өлi риза болмай, тiрi байымайды». В подстрочном переводе на русский это значит: «Пока усопшие не обретут покой, не будет сытной жизни у живых».
Кроме того, такфириты уподобляются манкуртам, не помнящим своих предков – Жеті Ата и даже порицающим собственных родителей за то, что они не соблюдают обязанности мусульманина, в то время как Коран и сунна Посланника Аллаха учат нас уважительно и трепетно относиться к матери и отцу. Всевышний Аллах сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!», не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господь мой! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (Коран, сура «аль-Исра», 23–24 аяты).
Пророк Мухаммад также говорил, что «бывают некоторые люди, которые при жизни родителей мучают их до тех пор, пока они не умрут. Но если после их смерти такой человек непрестанно будет совершать для них мольбу, то Всевышний Аллах может простить и записать его имя среди тех, кто был покорен своим родителям». Из этого тоже явствует, что человек, посещающий могилы своих родителей, является повинующимся им, не причиняющим им вред и мучения и исполняющим свой священный долг перед ними. Пророк Мухаммед сказал: «Я раньше запрещал вам посещать могилы. Теперь вы посещайте их. Поистине это смягчает сердца, вызывает слезы и напоминает о загробной жизни». «Когда мусульманин умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться другие люди, и праведного потомка, который станет обращаться к Всевышнему Аллаху с мольбами за него».
По этому поводу выдающийся мыслитель, мухаддис, знаменитый мусульманский факих (правовед), основатель мазхаба ханафитов Имам Агзам Абу Ханифа сказал, что, «если хадис достоверный, это и есть мой мазхаб».
Неспроста пророк Мухаммед повелел мусульманам посещать могилы. В этом есть огромная польза и для того, кто посетил могилу, и для аруахов. Конечно, мы знаем, что при посещении могил и при совершении любых других дел мы не должны выходить за рамки шариата. Поэтому надо стараться время от времени посещать могилы родственников, праведников, алимов и аулия, не забывая при этом соблюдать соответствующую этику. Это не просто память о близком и родном. Это память об истории, ведь каждый уважающий себя и нацеленный на успех народ должен знать свою историю, знать тех, кто делал нашу историю, формировал идентичность казахов, закладывал основы нашей ментальности.
Что же понимать под словом «бида’a» («новшество»)?
Последователи такфиризма понимают это арабское слово как «ересь», «заблуждение». Так, например, они являются ярыми противниками празднования дня рождения пророка Мухаммеда – Маулид ан-наби, несмотря на то, что с 1207 года этот светлый праздник широко отмечается в Сирии, Алжире, Тунисе, Марокко и других мусульманских странах. Такфириты считают Маулид запретным нововведением в религию. Мы же считаем празднование Маулида пророка Мухаммеда одобренной сунной и похвальной традицией. Ежегодно в течение всего месяца Раби’ аль-аууаль по мусульманскому календарю Духовное управление мусульман Казахстана проводит цикл больших торжественных мероприятий во всех регионах страны.
Презирая и отторгая религиозный праздник Маулид ан-наби, такфириты также не отмечают свои дни рождения и запрещают в своих кругах отмечать дни рождения родителей и близких родственников. Кроме того, некоторые молодые казахи, последовавшие лжеучению ваххабитов, называли своих родителей кяфирами, потому что они не совершали намаз.
Имам аль-Бухари в своей книге Благонравия «Адаб аль-муфрад» передал хадис Пророка о том, что «доведение родителей до слез является неповиновением и одним из больших грехов». В свою очередь Имам Абу Ханифа в богословском трактате «Аль-Фикх аль-акбар» («Величайшее знание») писал, что «одна из больших ошибок людей – это называть друг друга кяфирами. А прекрасная сторона ахл ас-сунны («идущие путем Посланника Аллаха») – это, увидев ошибку, не обвинять в неверии».
Сегодня ваххабиты объявляют такфир также на представителей власти в исламских государствах, на правоохранительные органы и силовые структуры, которые эти государства защищают и поддерживают, на тех мусульман, которые самим фактом отказа ваххабитам в поддержке ставят себя в один ряд с правителями – «вероотступниками», по их мнению.
Спрашивается, в чем заключается корень зла?
Такфириты никогда не признают, что они являются террористами. На самом же деле сущность такфиризма – это подрыв государственного строя, его политической системы, захват власти и т.д. Конечная цель такфиритов – это изменения существующего государственного строя, создание исламского государства на основе шариата.
В современную эпоху такфиризм возник как практика ультрарадикального ответвления от египетской партии «Братья мусульмане» («Ихвануль-муслимун»), которое называлось «ат-Такфиру аль-хиджра» («Обвинение в неверии и отъезд для спасения своей веры»), основателем которого выступил египетский теолог Мустафа Шукри, впитавший в себя идеи насильственного захвата власти радикального идеолога Саида Кутба, казненного в 1966 году.
Данная идеология как начальная стадия экстремистской обработки была воспринята в последующем всеми известными террористическими организациями, начиная с группировки Абдассаляма Фараджа «аль-Джихад», осуществившей убийство президента Египта Анвара Садата.
Идеолог Абдассалям аль-Фарадж развил теорию такфира, совместив ее с салафитской акидой. В частности, такфириты первостепенное значение придают практике джихада, разработанной по афганской модели, в рамках которой для объявления джихада первоначально выносится «такфир» (обвинение в неверии) правителю и государственным служащим, включая армию и правоохранительные органы. Все служащие перечисленных госструктур объявляются «неверующими», и на этой основе их правление признается нелегитимным с точки зрения такфиритского понимания мусульманского права.
Более того, светское государство и правитель объявляются «тагутами» – идолами, т.е. объектами не административного подчинения, а якобы религиозного поклонения. Именно этот тезис занимает ключевое место в идеологическом наборе такфиритов и представляет собой основу психологической манипуляции над религиозным сознанием некоторых мусульман.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что такфиризм может нанести серьезный удар по психологии и ментальности молодых казахов как представителей государствообразующего этноса, преимущественно молодого возраста, на основе пробуждения у современных поколений казахов чувства «стыда» за свою историю и путь своих предков, а также привития и насаждения в их умах и душах идеи тотального превосходства исламского космополитизма в их специфической трактовке над гражданственностью и естественной человеческой привязанностью к родине.
Такфир – признак невежества. Сегодня идеологи радикального ваххабизма критикуют казахов, ставя под сомнение их историческую религиозную принадлежность к исламу. Данное обвинение (такфир) является идейным основанием как минимум возможности ведения вооруженного джихада против своих сограждан. Однако такфириты забывают, что, согласно исламскому праву, верующие против верующих не могут вести джихад по определению.
Они также предают забвению то, что предки казахов впервые соприкоснулись с исламом еще в период арабских завоеваний. Государство Караханидов, существовавшее на юге и юго-востоке современного Казахстана, стало первым исламским государством в Центральной Азии. Впоследствии ислам в полном объеме исповедовала правящая элита Казахского ханства. В период Казахского ханства ислам фактически выполнял роль символа политической идентичности казахов – хотя бы уже в силу того общеизвестного факта, что столицей Казахского ханства в XVI–XVIII вв. был город Туркестан (Яссы), где расположен мавзолей великого мыслителя Ходжа Ахмета Яссауи, в котором были похоронены многие выдающиеся исторические деятели из всех трех жузов, а также большинство казахских ханов.
Таким образом, мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи является как религиозным символом, так и наглядным материальным доказательством того фундаментального факта, что все казахские роды издавна обладали общим политическим самосознанием – что само по себе есть важнейший постулат, значимость которого для казахстанской национальной историографии трудно переоценить. Наличие такого внушительного доказательства, как туркестанский «пантеон», делает принципиально невозможными любые мало-мальски серьезные попытки ревизии данного положения.
При этом следует особо подчеркнуть, что мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи является одновременно символом как казахской государственности, так и ислама в Центральной Азии, тем самым неразрывно связывая их тесными узами между собой.
Все это означает, что суннитский ислам по праву считается традиционной религией казахского народа, что, в свою очередь, определяет его принадлежность к мусульманской цивилизации. Иначе говоря, ислам и связанное с ним историко-культурное наследие объективно являются одной из несущих конструкций в структуре современной идентичности казахов. Этот объективный факт может и должен быть признаваем вне зависимости от личного отношения каждого отдельного гражданина к религии вообще и к исламу в частности.
В заключение хотел бы отметить, что такфиризм является источником порождения и распространения религиозного радикализма, экстремизма и терроризма. Их цели и намерения – вовсе не религиозные, а политические. Следовательно, это уже и есть борьба за власть, попытки насильственного изменения существующего государственного, конституционного строя и образования халифата, установления порядка в их собственной интерпретации, что сейчас происходит в странах Северной Африки и Ближнего Востока.
Именно насильственное насаждение этих радикальных идей, мировоззрений, образа жизни и духа средневековья для большинства не имеющих жизненного опыта такфиритов-мальчишек в коротких штанах и с длинными бородами из стран Центральной Азии и Кавказа становится убеждающим религиозным обоснованием для их участия в братоубийственных войнах в других странах, где происходит «Арабская весна», с целью создания исламского халифата.
К сожалению, такой опасный вид религиозного экстремизма и терроризма прорастает сегодня и в наших странах на почве религиозной безграмотности, отрицания собственной истории, несоблюдения традиций и обычаев своих предков, попыток исламизации политики светского государства и т.д. Такфиризм характеризуется как откровенно агрессивное направление в исламе, которое, требуя от простых верующих строгой организации повседневной жизни, подчиненной законам шариата, по сути, ввергает его последователей в бессмысленный отход в прошлое.
В своем послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» президент Нурсултан Абишевич Назарбаев особо отметил, что «государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Особую озабоченность вызывает угроза так называемого религиозного экстремизма. Нам нельзя допустить, чтобы искренняя вера во Всевышнего Аллаха подменялась агрессивным и разрушительным фанатизмом. Слепой фанатизм абсолютно чужд психологии и менталитету нашего миролюбивого народа. Он противоречит ханафитскому мазхабу, которого придерживаются правоверные Казахстана».
Глава государства подчеркнул, что «экстремизм и терроризм в Казахстане имеют не идейную, а криминальную основу. За псевдорелигиозной риторикой скрывается преступная деятельность, подрывающая основы общества. Это атака на мир и стабильность в нашей стране. Это испытание на прочность нашей государственности и гражданской зрелости».
«Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан – светское государство. Мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны. Мы должны брать лучшие модели поведения. Стратегия «Казахстан-2050» готовит наш народ жить в XXI веке, а не в средневековье», – указал всем нам Лидер Нации.
Кайрат Лама ШАРИФ, председатель Агентства РК по делам религий
Источник: Литер