RSS Контакты
Республика Казахстан

«Люди уходят в экстремистские течения по причине нехватки внимания со стороны близких», - эксперт

17.08.2015 | Мнения и комментарии

С начала этого года 45 человек прошли реабилитацию Информационно-консультативного центра «Горячая линия 114» по вопросам религии.

Процесс возвращения к жизни человека, попавшего под влияние деструктивной религиозной группы, занимает немалое количество времени и сил. Одни специалисты работают с аудиторией, проводя проповеди в мечетях, выступая на семинарах и лекциях, другие индивидуально - в местах лишения свободы или по приглашению родственников. Но всех их объединяет одно - эта работа является их духовным призванием. Сегодня мы говорим с теологом ИКЦ «Горячая линия 114» Рустамом Садуевым о его вкладе в общее дело.

- Рустам Серикович, расскажите, с чего началось ваше увлечение, если это так можно назвать, этой деятельностью?

- Я бы назвал это по большей степени не увлечением, а призванием души. А все началось с того, что в школьные годы начал посещать мечеть в Петропавловске. На тот момент учился в школе и постоянно после уроков ходил на курсы изучения Корана. Помню, первым, кто научил меня основам Ислама, был мой "устаз" Тахсин Доган. Затем, после окончания школы меня направили учиться в университет "Аль-Азхар" от Северо-Казахстанской области. В нашем потоке было 13 человек. В 2007 году я прилетел домой и стал заниматься преподаванием арабского языка в областной мечети "Кызылжар". Вскоре поступил на воинскую службу по контракту, а после увольнения в запас решил снова заняться своей нынешней работой. В 2011 году по приглашению руководства Департамента Уголовно-исполнительной системы СКО устроился в исправительную колонию как методист воспитательного отдела. Львиную долю времени занимали занятия с осужденными за терроризм и экстремизм.

- И как же происходил сам процесс работы с осужденными?

- Как все сотрудники приходил с утра и уходил вечером с работы, весь день занимался реабилитацией среди осужденных. При этом постоянно встречался с реабилитируемыми. Видите ли, сам процесс реабилитации не разовое мероприятие. Порой на одного человека уходит по несколько лет, а бывают и такие, которым достаточно и двух-трех месяцев. Обычно в день я проводил 2 или 3 беседы по 3 часа с каждым. И это не была борьба взглядов с интерпретацией Корана и хадисов, это была простая дружеская беседа. В реабилитации важно доверие, и вся беседа должна проходить именно в положительном русле. Многие из тех, с кем я работал, попали в места лишения свободы по причине искаженного понимания ислама. В их головы месяцами вливали негативную информацию. Потом, совершая преступление, они были уверены в своей правоте, считая это настоящим богоугодным делом.

- Со сколькими осужденными вы проводили реабилитацию?

- Общее количество сказать сейчас не могу, но примерно около 30 человек.

- Это были в основном осужденные за терроризм?

- Нет, не все из них отбывали, а некоторые и по сей день отбывают сроки наказания за терроризм. Были и осужденные за участие в деятельности запрещенной на территории Казахстана религиозно-экстремистской партии "Хизб ут-Тахрир". Были осужденные за разбои и грабежи. Были такие, кто попал под влияние деструктивных течений уже будучи в местах лишения свободы.

- В смысле, осужденные, находясь в исправительных учреждениях, попадали в течения?

- Да. Были и такие. Ведь человек, попадая в такую ситуацию, если, конечно же, он понимает всю ответственность за совершенное им преступление, пытается раскаяться перед Богом. Он ищет утешения в религии. И не факт, что на его пути попадутся люди с нормальным, не искаженным пониманием ислама.

- А куда же смотрит администрация исправительных учреждений? Нельзя ли каким-то образом пресекать распространение этих взглядов?

- К этой проблеме необходимо подойти более реалистичнее. Согласитесь, не все сотрудники уголовно-исполнительной системы могут разбираться в вопросах исламского богословия на высоком уровне. Некоторые из осужденных пытаются скрыть свои истинные религиозные взгляды и во весь голос твердят, что они являются последователями традиционного ислама. Пресечь распространение экстремистских взглядов можно, но для этого необходимо обучать оперативных работников пенитенциарной системы. Это необходимо для своевременного определения потенциального носителя экстремистских взглядов. Сегодня, уже в качестве эксперта ИКЦ «Горячая линия 114», продолжаю эту работу. Кстати, обучение проходят и сами сотрудники. И сказать, что система ничего не предпринимает, нельзя.

- А были ли в вашей практике те, кто действительно отказался от своих радикальных взглядов?

- Конечно, были. Их имена я назвать не могу, но помню каждого. Ведь в работе по их реабилитации было потрачено не мало времени и сил. Могу лишь сказать, что не все они безнадежны.

- Сейчас вы работаете в Ассоциации центров исследования религии, в чем заключается ваши нынешние обязанности?

- Во-первых, это консультация населения по вопросам религии посредством "Горячей линии - 114". Со всего Казахстана поступают звонки на короткий номер, и люди задают свои вопросы. Кто-то просит совет, как помочь переубедить своего родственника, который попал под влияние деструктивного религиозного течения. Кто-то интересуется общими вопросами об исламе. Моя задача - не оставить обратившихся без внимания.

Во-вторых, это оказание помощи в реабилитации. Я иногда посещаю исправительные учреждения, беседую с осужденными, даю им рекомендации, стараюсь развить в них критическое мышление.

- Можете ли вы рассказать о самом запомнившемся случае реабилитации?

- Каждая встреча, каждая реабилитация запоминается по-своему. Однако больше всего мне запомнился один осужденный, имя его называть  не буду по этическим соображениям. Он являлся членом "Хизб ут-Тахрир". На своих убеждениях стоял довольно твердо. Реабилитация   длилась практически два с половиной года. Но под конец срока, когда до выхода оставалось чуть меньше полугода, он заявил, что переосмыслил свою жизнь и решил отказаться от идеологии партии. Я долго не мог понять, почему он так поступил. Во время бесед ему были приведены все возможные доводы из исламских первоисточников, высказывания ученых исламского мира. Но он их не воспринимал. Видимо, правильно говорят: "Чужая душа - потемки". Причины осмысления и отказа от идеологии "Хизб ут-Тахрир" мне до сих пор не понятны.

- Вы больше не встречались с ним? И вообще, способен ли человек вернуться к прежней жизни после пребывания в деструктивном течении?

- Нет, к сожалению, с ним я больше не встречался. Надеюсь, у него все в порядке, и он начал новую жизнь. А вообще, человек способен изменить свои взгляды, и кто-то начинает жизнь с чистого листа, а кто-то продолжает жить так, как жил до вступления в деструктивное течение. Все зависит от намерения и цели в жизни. К примеру, один из бывших осужденных, сейчас живет нормальной жизнью, у него семья, недавно родилась дочка, имеет стабильную работу. Мы иногда созваниваемся с ним. Но в свое время он по религиозным мотивам хотел убить человека. Вот это реальный пример возвращения человека в общество. И более того, я уверен, что таких как он много. Поскольку человек, познавший истинную суть ислама, никогда больше не пойдет на преступление.

- Рустам Серикович, спасибо за уделенное время. Что бы вы порекомендовали родным и близким тех, которые попали в деструктивные течения?

- Самое главное в реабилитации - это помощь родственников. Из своей практики я понял, что люди уходят в экстремистские течения и организации по причине нехватки внимания со стороны близких. Человек, которого не понимают в своей собственной семье, ищет возможности, и зачастую находит, понимание среди таких же, как и он. Роль семьи и поддержка внутри семейного круга очень сильно помогает. В заключение мне хотелось ба сказать, что самой опасной группой такого рода является та, в которую попал ваш близкий человек. Станьте ближе к своему близкому, и у недобросовестных «проповедников» не останется шанса победить.

 

Алина Сокол

inform.kz


URL:
Авторские колонки
Реклама