В Кыргызстане у населения снижается интерес к исламу, - результаты соцопроса19.09.2016 | АналитикаСкладывающаяся в Кыргызстане религиозная ситуация в значительной мере связана с повышением религиозности людей, особенно с ее субъективными сторонами, так как увеличение количества в целом верующих и последователей ислама, а также нетрадиционных западных христианских религиозных течений привело не только к интенсификации религиозных отношений, но и к изменению культурно-идентификационной структуры общества. Что самое интересное, наряду с увеличением количества последователей нетрадиционного ислама и западных христианских течений произошел рост верующих не только в бога, но и в различные чудеса, в сверхъестественные силы и ненаучные предвидения, что делает перспективы развития религиозных отношений в республике далеко не однозначнымиi. Вместе с тем, из-за того что отмеченные нетрадиционные религии распространяют свои религиозные знания, учения и догматы среди людей путем скрытого их навязывания, религиозность населения не повышается – не растет количество глубоко верующих, как представляется многим, а происходит просто увеличение лиц, придерживающихся определенных религиозных взглядов на жизнь. Другими словами, распространением религиозных идей определенной ориентации, а не религии как таковой активно создается почва для политизации религии и включения религиозных отношений в политические процессыii. Эти предположения подтверждаются и итогами социологического опроса населения Кыргызстана по репрезентативной выборке с объемом выборочной совокупности 800 человек, проведенного сотрудниками ИСАП КРСУ в рамках изучения проблемы обеспечения безопасности страны в условиях активизации международного терроризма и религиозного экстремизма. Среди тех опрошенных, которые относят себя к какой-либо религиозной конфессии, 81,2% считают себя мусульманами, 7,5% – православными христианами и 12,3% – приверженцами других, преимущественно новых для республики, религий и религиозных течений. Однако при определении степени религиозности жителей республики выяснилось, что большинство опрошенных, относя себя к определенной конфессии, при этом не считают себя религиозными. Более половины респондентов, по данным опроса, не религиозны, в их числе 11,2% в целом не религиозны, 11,5% отметили, что они совершенно не религиозны, 31,2% – скорее нет и 25,3% не смогли определить меру своей религиозности. Что нужно особо отметить, так это то, что подавляющее большинство среди относящих себя к приверженцам новых (западных христианских и буддистских) религиозных течений являются представителями кыргызской национальностиiii. Доля считающих себя не религиозными среди граждан кыргызской национальности тоже гораздо больше, чем у других проживающих на территории страны восточных этносов. Примерно такая же ситуация отмечается и в вовлеченности людей в религиозную жизнь. Каждый день совершает молитву 10,3% мусульман, 15,2% православных и 13,6% представителей других религий и религиозных течений. При этом всего 9,1% считающих себя мусульманами признались в том, что они «пять раз в день читают намаз», а 88,5% не читают намаз пять раз в день. Эти данные, полученные путем опроса, подтверждают и результаты, добытые посредством выборочного подсчета количества граждан, посещающих мечети, церкви и храмы, которые мы приводили в своих предыдущих статьях. И итоги выборочного опроса граждан, и результаты подсчета количества посещающих мечети, церкви и храмы показывают, что количество практикующих верующих в республике составляет не более 10% всех жителей, что для такой страны, как Кыргызстан, где мусульмане составляют подавляющее большинство, не так уж много. Здесь мы не берем во внимание то, что по праздникам православные в три раза больше, чем в обычные дни, ходят в храм, так как эти посещения являются просто традициями, исполнение которых больше связано с необходимостью поддержания связей со своим этносом. Неожиданно низким оказался и уровень религиозной активности респондентов, что говорит об умеренной религиозности населения, а значит, об относительной устойчивости сложившейся в Кыргызстане религиозной ситуации. Так, на вопрос «Держите ли пост во время священного месяца Рамадан?» положительно ответили всего лишь 15,6% опрошенных мусульман, хотя среди молодежи в возрасте от 16 до 25 лет этот показатель выше на 4,8%. Такая же картина наблюдается и у православных жителей, образующих в республике вторую по величине религиозную общину. Среди них всего 12,2% держат посты. Что интересно, менее четверти опрошенных православных регулярно посещают богослужения, в их числе бывают там раз в неделю и чаще 3,2% опрошенных; раз в месяц – 6,9%; только по религиозным праздникам – 15,3% респондентов, ответивших на вопросы анкеты. По мнению экспертов, в последнее время происходит снижение и количества регулярно посещающих мечети мусульман. В настоящее время, по нашим подсчетам, количество посещающих мечети снизилось с 550 000 до 472 000 человек, с чем и связано требование отдельных представителей мусульманской религиозной организации страны продлить в пятницу в государственных учреждениях обеденное время на два часа. Вряд ли они понимают, что причиной снижения интереса людей к исламу являются совершаемые исламскими радикалами не только в нашей, но и в других странах мира абсолютно тупые и ничем не оправданные, дискредитирующие ислам как религию, преступления. В этом отношении распространение среди верующих внедрившимися в традиционную мусульманскую религиозную организацию представителями радикального ислама чуждых местному населению религиозных норм поведения (обязательное ношение бороды и проведение даваата, открытие в государственных учреждениях намазканы и мн. др.), а не истинных ценностей и религиозных правил традиционного ислама ведет к снижению интереса людей к исламу. Соответственно, и к снижению религиозной активности граждан. Кроме того, это ведет к религиозной и мировоззренческой неопределенности самих верующих мусульман. Неслучайно подавляющее большинство опрошенных мусульман (80,8%) не смогли ответить, к какому направлению ислама они принадлежат. Остальными (9,2%) опрошенными мусульманами указаны совершенно разные направления ислама, к которым они принадлежат, по мировоззренческим установкам сильно отличающиеся друг от друга. В то же время растет количество людей, которые в своей повседневной жизни часто обращаются к знахарям и ясновидящим и посещают культовые места (мазары), что является прямым результатом не только кризиса здравоохранения, образования и науки, но и снижения интереса людей к действующим в республике религиямiv. Так, по данным проведенного нами соцопроса, в настоящее время обращаются к знахарям 19,3% респондентов; ясновидящим, астрологам, гадальщикам – 8,9%; посещают культовые места – 14,5% всех опрошенных. Постепенное снижение интереса жителей страны к исламу происходит не только потому, что многочисленные мусульманские религиозные организации, придерживающиеся значительно отличающихся друг от друга религиозных постулатов, своей скрытой идейной поддержкой религиозных экстремистов сеют в сознании людей мировоззренческий хаос, но и из-за низкой религиозной грамотности как самих граждан, так и религиозных деятелей. К примеру, на вопрос: «Читали ли Вы сами Коран?» – положительно ответили меньше одного процента (0,8%) опрошенных мусульман, а на вопрос: «Из каких источников Вы получаете религиозную информацию?» – 19,6% ответили – из книг и газет; из телевизора – 15,4%; Интернета – 5,2%; от служителей религии – 30,5%; из других источников – 9,3% респондентов. По мнению экспертов, у населения очень много претензий не только к поведению немалой части служителей религии, но и к их уровню религиозных знанийv. Это можно заметить, ведя наблюдения за тем, как те проводят разъяснительную работу при проведении религиозных мероприятий. Редко кто из них обосновывает свои утверждения точным цитированием Корана и трудов выдающихся исламских мыслителей и теологов, внесших огромный вклад в развитие ислама как религии и адаптирование его к общественным изменениям, которые происходили за последнюю тысячу лет. Таким образом, анализ субъективных сторон религиозности населения Кыргызстана свидетельствует о том, что по показателям степени религиозности жителей и их вовлеченности в религиозную жизнь, хотя подавляющее большинство граждан исповедует ислам, кыргызстанское общество является светским. Более того, у кыргызстанского общества несравнимо толерантное отношение ко всем религиям и их представителям. Так, всего 0,4% опрошенных (большая часть которых относится к представителям деструктивных западных христианских религиозных организаций, вопреки требованиям закона занимающихся иногда скрыто, иногда открыто навязыванием людям своей религии) испытывают дискриминацию по религиозному признаку, что свидетельствует о высоком уровне религиозной терпимости жителей по отношению к людям иных верований. В то же время скрытое воздействие, направленное на политизацию религии, внедрение в традиционную мусульманскую религиозную организацию представителей радикального ислама, а также деятельность западных христианских деструктивных религиозных организаций – всё это наносит непоправимый вред истинно религиозной вере и мировоззренческой убежденности людей. Нельзя допустить того, чтобы стерлась разница между вовлечением людей в религиозную жизнь и в политическую борьбуvi. Для этого, сообразно современным требованиям и на основе ключевых положений Корана, религиозными лидерами страны должны быть заново сформулированы веками выработанные и полностью соответствующие менталитету и истории государственности кыргызского народа принципы традиционного ислама, которые исключают вмешательство религии в государственные дела и навязывание ее людям. Принципы, в которых государство рассматривалось бы как святыня и как ниспосланный Аллахом народу дар, обосновывалась бы необходимость сотрудничества местной мусульманской религиозной организации с зарубежными религиозными центрами на равных правах, а также указывалось бы на концентрацию деятельности религиозных организаций исключительно на призыве граждан к богу и праведной жизни. И на основе этих принципов – как в больших религиях всех стран – должны быть разработаны национально ориентированные (в культурном плане) внутренние строгие правила деятельности местной мусульманской религиозной организации и поведения служителей религии и верующих. Ислам был принят нашими предками не для того, чтобы войти в состав халифата и организовывать свою жизнь, как в средневековое время в арабских странах, а для того, чтобы иметь религию, способствующую поддержанию духовного единства народа и возможности верующим быть с богом.
Литература: i. Крылов А. Религия в общественно-политической жизни Кыргызстана // Центральная Азия и Кавказ. – 2006. – № 6 (48). – С. 101–108 // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/religiya-v-obschestvenno-politicheskoy-... ii. Саралаева Л. Актуальный разговор (28.03.2013) // URL: http://delo.kg/index.php/religiya/5641-religioznost-rastjot-a-dukhovnost... iii. Крылов А. Религиозная ситуация в Кыргызстане. Ч. II (07.06.2006) // URL: http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=6799 iv. Patrickfut Patrickfut. Новые религиозные движения в Кыргызстане (30.10.2007) // URL: http://www.analitika.org/index.php/kyrgyzstan/kg-gov/8351-20071012232616188 v. Кыргызстан: религиозный фанатизм – уже реальность (05.03.2014) / К. Мурзахалилов // Бишкек – ИА «24.kg» // URL: http://arch.24.kg/community/173713-kyrgyzstan-religioznyj-fanatizm-uzhe-... vi. Насетдинов Э., Эсенаманова Н. Религиозная безопасность в Кыргызской Республике. – Бишкек, 2014. – С. 27.
Асанбеков Муканмедий URL: |
Авторские колонки
Реклама
|