В Кыргызстане похищение невесты считается старой традицией. Однако участившиеся в последние годы похищения говорят о том, что распространение данного явления в основном связано с текущей экономической и политической конъюнктурой.
Каждое утро Жайнагуль тихо встает около пяти утра, чтобы не разбудить свою двухмесячную дочь. На кухне появляются искры и звук электричества, поскольку для разогрева электрической плиты используется голый кабель, торчащий из стены. Жайнагуль берет кусок теста, приготовленный накануне, кладет в алюминиевую кастрюлю, затем ставит кастрюлю на конфорку.
Жайнагуль готовит пятнадцать лепешек. После того, когда они будут готовы, она упаковывает их в полиэтиленовые пакеты, укутывает дочь в теплую одежду, берет ее на руки и выходит из дома. Талас - небольшой городок с населением в 35 тыс. человек, расположенный на западе Кыргызстана. Дом Жайнагуль расположен менее чем в пяти минутах ходьбы от базара, в котором два магазина, которые берут ее хлеб для продажи. Вечером она возвращается за деньгами. Сумма составляет всего два евро в день.
Борьба с социальным остракизмом
Наличие у этой 19-летней женщины такого низкого заработка и своего жилья можно назвать небольшим успехом, несмотря на то, что окно на кухне разбито и в квартире нет горячей воды или отопления. Для своей семьи, однако, Жайнагуль является падшей женщиной, у которой нет будущего: женщиной, которая отказалась повиноваться своему мужу.
Когда Жайнагуль было шестнадцать лет, ее похитил незнакомый человек и в тот же день принудил ее вступить в брак. Мулла заключил их брачный союз. Жайнагуль была не в состоянии оказать сопротивление, чтобы уклониться от вступления в принудительный брак. "Я не хотела жить с этим человеком", - говорит она, "но мои родственники сказали: «Нет никого, кто бы о тебе позаботился, поэтому тебе лучше остаться у него, у тебя нет выбора».
Жайнагуль стала жертвой похищения невест, являющегося старой традицией в Кыргызстане. Кыргызы называют это явление "Ала качуу", что дословно переводится как: "схватить девушку и убежать". Данный обычай возник у кочевых народов, живших не территории современного Кыргызстана. Женщины в то время служили «товаром» для обмена между кланами или похищались в периоды войн. Тем не менее, ислам, который в настоящее время переживает период возрождения в странах Центральной Азии, не предусматривает наказание за подобные похищения.
Исламское и кыргызское законодательства
Исламские религиозные деятели в Кыргызстане неоднократно заявляли о том, что брак между мусульманами должен быть заключен по взаимному согласию. На практике же, однако, мулла, который оформляет брак в соответствии с законом шариата, никогда не спрашивает у жениха и невесты, связывает ли их чувство любви, или как долго они знают друг друга.
Директор кризисного центра "Маана" в Таласе Наргиза Сарталиева пытается помочь молодым женщинам, которые могут столкнуться с подобными проблемами. "Мы хотим рассказать девушкам об их правах, а также призвать их не мириться с тем, что происходит". Похищение невест является незаконным в Кыргызстане. Согласно статье 155 кыргызского Уголовного кодекса, за похищение невесты и принудительные браки предусмотрен срок до пяти лет тюремного заключения. Проблема состоит в том, что о похищениях невест никогда никуда не сообщают.
Девушек с ранних лет учат подчиняться старшим и это является фактором, который сдерживает большинство девушек от протеста, когда их похищают и принуждают вступить в брак. Сарталиева объясняет, что на девушек, как правило, также оказывается давление и со стороны родственников жениха. "По обычаю, когда встречают молодоженов, на порог кладут хлеб и соль или у порога ложится бабушка. Девушкам говорят:"Если выйдешь за порог, будешь несчастной всю оставшуюся жизнь". Многим девушкам не хватает смелости противостоять этому убеждению. Даже их собственные семьи призывают их остаться с мужем.
Продуманная тактика
Жайнагуль также не получила поддержки от своей семьи. Ее родители умерли, когда она была маленькой, а тетя, с которой она жила, была очень рада тому, что ее похитили, поскольку ответственность за ее племянницу теперь ложилась на другую семью. Наргиза Сарталиева говорит, что случай Жайнагуль является типичным. "Молодые люди точно знают, что они могут взять в жены девушек из бедных семей, поскольку те не могут защитить себя, вынуждены будут остаться с мужем по финансовым соображениям".
Из-за сложной экономической ситуации в Кыргызстане часто у женщины остается только один выход - выйти замуж за любого, кто будет ее содержать. Наряду с соседним Таджикистаном, Кыргызстан является одной из беднейших бывших советских республик. Нищета, распад Советского Союза, независимость Кыргызстана, и все более нестабильная политическая ситуации – факторы, способствующие значительному увеличению числа женщин, похищенных и принужденных к вступлению в брак. Для мужчин, которые потеряли свои рабочие места, власть над женщинами зачастую является единственной формой власти, которую они имеют.
Экономические и политические изменения
Похищение невесты как явление наглядно демонстрирует тот факт, насколько сильно неблагоприятная экономическая ситуация изменила кыргызское общество в последние годы. Похищение невест стало практически обычным способом инициирования брака, особенно в сельских районах. И чем ниже образование людей, тем менее критичнее они относятся к этому обычаю.
Йылдыз Яманбаевой сейчас 62 года. Она является матерью четверых детей от мужа, с которым познакомилась во время учебы в столице страны Бишкеке. Они поженились по любви, и того же Йылдыз желала для своих детей. Она убеждена в том, что если пара вступает в брак по взаимной любви, то супругам легче справиться с проблемами, которые появятся позже." Но Салтанат, ее старшая дочь, думает по-другому.
Салтанат сейчас 27, и она уже была похищена дважды. "Первый муж мне не понравился" - вспоминает она. "Я сбежала от него". Два года назад летом подруга предложила Салтанат сходить в кафе. К концу дня Салтанат уже была в доме своего будущего мужа, человека, с которым она была едва знакома. Оказалось, он подстроил встречу в кафе для того, чтобы похитить ее. На этот раз Салтанат решил остаться с мужем. "В конце концов, мне уже было двадцать пять и я боялась, что больше никто меня замуж не возьмет" – говорит она.
Ее матери Йылдыз трудно было смириться с таким решением. Но Салтанат счастлива и теперь воспитывает дочь. Она никогда не сомневалась в правильности своего выбора. Однако Йылдыз уверена, что "если однажды такое произойдет с дочерью Салтанат, то она также будет против похищения".
Домашнее насилие
Однако, по словам Наргизы Саратаевой, очень часто девушки становятся жертвами насилия в семье. Одной из таких жертв стала Жайнагуль. Она родила сына. Ее свекровь и золовка, живущие с ней в доме, относились к ней как к рабыне. Вся семья пьянствовала и регулярно ее избивала. Когда в начале этого года у Жайнагуль родилась дочь, к ней стали относиться еще хуже. "Мой муж сказал, что я плохая жена. Они отобрали у меня сына и выгнали меня из дома" – вспоминает она. Жайнагуль осталась с дочерью, семья мужа отказалась отдать ей сына.
За аренду маленькую квартиры, в которой она сейчас живет, платит дальний родственник. Она также получила поддержку от Наргизы Сарталиевой, которая посоветовала ей начать печь хлеб, чтобы заработать хоть немного денег. Жайнагуль не знает, что будет дальше. Единственное, чего она хочет, это найти мужа, который примет ее и ее маленькую дочь и будет хорошо к ним относиться.
Текст: Эдда Шлягер
Источник: www.qantara.de