Каким нравом должен обладать каждый мусульманин?09.08.2016 | Исламская культураВопрос: В последнее время стал замечать, что люди в городе становятся более раздражительными, бескультурными, агрессивными. И такое поведение проявляется, к сожалению, повсюду. Каким нравом должен обладать мусульманин? Как можно воспитать в себе нравственность? Нурлан Т. г. Бишкек
Отвечает Кадыр Маликов, теолог, директор Независимого информационно-аналитического центра «Религия, право и политика»: Это очень актуальный вопрос на сегодняшний день, так как мусульмане сейчас больше должны обращать внимание на свой нрав и поведение. Ведь вера и слова наши должны соответствовать нашим поступкам и поведению в семье и обществе. К сожалению, мы часто больше обращаем внимание на поверхность, оболочку, внешнюю атрибутику (красоту, одежду, положение в обществе, материальное положение и т.д), не придавая значение душевным, человеческим качествам. Мы забываем про главное - это про нрав, искренность, намерение в сердце и, одновременно - добрые поступки в отношении близких и окружающих нас. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: “Поистине, Аллах не смотрит ни на тела ваши, ни на ваше обличье, но смотрит Он на сердца ваши, — и он указал пальцем себе на грудь, — а также на дела ваши”. (передали Муслим 2564 и Ибн Маджах 4143). Самое лучшее - когда каждый из нас будет, в первую очередь, обращать внимание на свой нрав, характер и поведение со стороны. Ведь, часто мы не замечаем свои поступки и поведение, критикуя других. На улицах проявляя агрессивность, вступая в конфликт, стороны оскорбляют друг друга, дело доходит до драки и взаимных проклятий. В Коране Аллах обращаясь к нам, говорит: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (Худжурат 49/11). Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не проклинайте друг друга, призывая гнев Аллаха и адские мучения» (Абу Давуд, Адаб, 4906; Тирмизи, Бирр, 1977). Характеризуя верующего человека, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Верующий никого не проклинает, не грубит, и не ведет себя безнравственно». (Тирмизи, Бирр, 48). По поводу тех, кто постоянно проклинает других, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Те, кто проклинает других, в судный день не станут заступниками, и их свидетельство не будет принято» (Муслим, Бирр, 2598; Абу Давуд, Адаб, 4907). Проклятья того, кто бесправно проклинает других, вернутся к нему. Так как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Знайте, что проклятья того, кто несправедливо проклинает других, вернутся к нему» (Абу Давуд, Адаб, 4908). Из всего сказанного, каждый должен знать, что Ислам: 1. Запрещает насмехаться над любым человеком, оскорблять, браниться и проклинать. Это грех, за который человек несет ответственность перед тем кого он обидел и Аллахом в Судный День. 2. Запрещается отвечать руганью на ругань, проклятием на проклятие, поскольку из-за этого человек лишается награды. 3. Брань, проклятие того, кто ругает людей, может вернуться к нему же как наказание. У нас в обществе много тех, кто считает себя мусульманами. Отсюда понятен Ваш вопрос. Как стать благонравным? Конечно, вера должна исправлять духовный мир человека, влиять на его поступки, поведение, нрав в лучшую сторону. Духовная суть веры - это любовь к Аллаху и его посланнику (мир ему и благословение Творца!) , которая смягчает сердца и отражается на нраве и поведении к окружающим. Поэтому, чтобы найти ответ на ваш вопрос, необходимо посмотреть изучить нрав пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и приветствует!) и его высказывания о нраве верующего. Пророк (да благословит Аллах его и приветствует!) сказал: «Лучший по вере среди верующих тот, кто лучше по нраву». Хороший нрав означает, что верующий должен стремиться обладать следующими характеристиками: Доброта, отзывчивость, милосердие, прощение, скромность, честность, правдивость, порядочность, искренность, терпеливость, верность слову, мягкость, уважение к другим мнениям, умеренность во всем, чистота помыслов в отношении к другим. Передают со слов Анаса( да будет доволен им Аллах!) о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), сказал:«Не завидуйте друг другу, откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не порывайте (отношений) друг с другом и будьте братьями, о рабы Аллаха!» Этот хадис передали аль-Бухари 6065 и Муслим 2559. У Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) спросили о высокой нравственности мусульманина, и он процитировал слова из Корана: "Возьми умение прощать, побуждай своим примером следовать нормам благородства, этики, морали и отвернись от невежд", а затем добавил: "высокие нравы - это когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой (восстанавливаешь дружеские или, например, родственные отношения с тем, кто оборвал их в одностороннем порядке), когда даешь тому, кто в свое время лишил тебя или не дал, когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя». Поэтому для примера в подражании Аллах дал все эти качества нашему Пророку. Так нам известно из достоверной Сунны, что Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал: «Я был послан для того, чтобы довести нравственность до совершенства». (Аль-Байхаки). Аллах подтверждает эти слова, и говорит: «Поистине, ты (Мухаммад) - обладатель великого нрава» (Калям, 4), и сообщает мусульманам: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и на последний день и премного поминает Аллаха». ("Сонмы", 21). Посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, имел исключительно мягкий характер. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах мягок и Аллах любит мягкость во всех делах. Аллах награждает за мягкость и дает за мягкость то, чего не дает за грубость и что не дает за что-то другое». Он был стеснительным, скромным в беседе, предпочитая словам размышления (не был вспыльчивым). Не отвечал злом на зло, а извинял и прощал. Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Прощайте, если хотите быть прощены, проявляете милосердие, если вы хотите чтобы к вам Аллах проявил милосердие». Он не был грубым и не исторгал проклятия. Из двух дел выбирал более легкое, если оно не было греховным. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: "Пророк( да благословит его Аллах и приветствует!) не имел привычки ругать (людей), он не говорил ничего непристойного и никого не проклинал, а если хотел выразить кому-нибудь своё порицание, то говорил: “Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб (В эти слова вкладывался следующий смысл: пусть он побольше молится, совершая земные поклоны и касаясь лбом земли)! Этот хадис передали Ахмад 3/126 и аль-Бухари 6031. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5001. Анас передает слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Облегчайте в религии, а не усложняйте. Привлекайте людей благой вестью, а не отталкивайте их (грубостью, угрозами в грехе, наказания и т.д)". Он был терпелив, разговаривал медленно, не торопясь, так что можно было подсчитать слова его разговора. Мог пошутить, но говорил и при шутке только правду. Также Анас передает, что Пророк сказал: «Спокойствие, терпеливость и ожидание, прежде чем принять какое-то решение — это от Аллаха, а торопливость в поступках — это от шайтана». Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не тот силён, кто побеждает часто, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе». Этот хадис передали Ахмад 2/236, аль-Бухари 6114 и Муслим 2609. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5375. Если к нему обращался кто-либо с просьбой, то он либо удовлетворял ее, либо давал добрый совет, не проявляя при этом ни высокомерия, ни грубости. Абу Мусса Аль-Ашари передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Не уверуете вы до тех пор, пока не будете милостивы друг с другом» (т.е. не будет полным ваш иман). На что сподвижники сказали: «О посланник Аллаха, но все мы проявляем милость» (т.е. к своим детям и близким). Но Пророк сказал: «Нет, здесь имеется ввиду милость и мягкость по отношению ко всем». Все это указывает на то, что примером наивысшей нравственности для нас является наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха!), а путем воспитания этой нравственности является следование его Сунне. А Сунна Посланника Аллаха – это и есть Коран. В Коране Всевышний Создатель обращается к глубине души каждого читающего священные аяты, открывая сердца для света любви, прощения, милосердия, поиска благодати и довольства Аллаха через молитвы и добрые дела. Коран очищает сердца и побуждает верующего совершать добрые поступки в обществе, в мечети, на работе, в семье на примере Сунны нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха!). «Оттолкни зло добром; тот, кто имеет к тебе враждебные чувства, вдруг превратится в твоего близкого друга»
(смысл аята. Коран, 22: 96). URL: |
Авторские колонки
Реклама
|