RSS Контакты
Кыргызская Республика

Радикальные группировки называть исламскими не совсем корректно, потому что эти группировки превыше всего ставят свои собственные интересы, а не интересы мусульман – эксперт-религиовед Назира Курбанова

13.12.2010 | Интервью

Интернет-портал IslamSNG.com продолжает серию интервью с экспертами-религиоведами Кыргызстана. Предлагаем вашему вниманию беседу с Назирой Курбановой, деканом факультета Теологии Института гуманитарных знаний КГУ им. И. Арабаева. 

 

- Добрый день, Назира Умаровна! Скажите пожалуйста, считаете ли Вы освобождение осуждённых по ноокатским событиям правильным? Не кажется ли Вам амнистия, объявленная Временным правительством «заигрыванием» с радикальными религиозными группировками?

- Кыргызская Республика на протяжении своего суверенного существования  демонстрирует крайне противоречивую религиозную политику:  с одной стороны, принимается чрезмерно либеральная модель государственно-конфессиональных взаимоотношений,  увеличивается число мечетей, проводятся массовые молебны на центральных площадях с участием первых лиц государства, депутаты совершают хадж. С другой стороны, проводится  борьба с радикальными религиозными течениями, где государство не отличает мирных мусульман от экстремистов. К сожалению, «ноокатский процесс» в новейшей истории Кыргызстана стал самым драматическим эпизодом массовых и жестоких репрессий верующих со стороны государства, которых само же государство и запутало отсутствием единообразной и последовательной  политики в области религии.

В 2008-2009 гг. по Кыргызстану прокатилась волна репрессивных мероприятий  под видом борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом, начало которому положили так называемые «ноокатские события». Также, шел процесс  преследования по политическим мотивам недовольных властью,  вплоть до физического уничтожения. Бывшая власть, которая за время своего правления не сумела выполнить многих своих обещаний данных народу после «тюльпановой» революции 2005 г. начала политику  «закручивания гаек», опускаясь к авторитарному режиму, с целью отвлечения внимания общества от нерешенных социально-экономических проблем общества.   По официальной версии,  во время празднования  «Орозо-Айт» 1 октября 2008 г.,   порядка 100 человек    собралось возле здания госадминистрации Ноокатского района Ошской области с намерением  провести на центральной площади намаз по случаю праздника. Получив отказ, собравшиеся забросали камнями здание акимиата. Была также предпринята попытка прорваться внутрь. Во время ЧП пострадали пять сотрудников милиции, а здание акимиата было разгромлено, впоследствии 32 чел. были признаны виновными в организации массовых беспорядков, в причастности к запрещенной религиозно-экстремистской партии «Хизб-ут-Тахрир» и сепаратизме.  Государственный комитет национальной безопасности Кыргызстана объявил, что среди арестованных имеются ранее судимые за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни. В результате  32 сторонника «Хизб ут-Тахрир» были  осуждены  сроком от  9 до 20 лет.

Другая версия «ноокатских событий», представленная правозащитниками и адвокатами осужденных доказывает их сфабрикованность.  Ноокатские события получили громкую огласку  не только в Кыргызстане,  но и во всем мире, особенно после опубликования «Мемориалом» подробного отчета по ноокатскому делу, в котором имелись весьма  неприглядные факты, включая пытки, нарушения прав осужденных во время  следствия и  в ходе судебных слушаний. Впоследствии, эти факты были подтверждены и комиссией при Омбудсмене Кыргызской Республики.

Активное освещение в прессе вышеназванных событий, неоднократные пикеты правозащитников с обращением к президенту Кыргызстана как к гаранту Конституции с требованием обратить внимание на грубые нарушения прав человека при борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом подвергли некоторому сомнению официальную версию, которая не выдерживает никакой критики:

Во-первых,если попытаться разобратьсяв причинах произошедших событий, то как известно, Орозо-айт (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр – прим. IslamSNG.com) в Кыргызстане, более 80% населения которого составляют мусульмане провозглашен государственным праздником. Это означает, что местные власти должны были сами организовать данное мероприятие, вместо того, чтобы препятствовать, оказав, таким образом, медвежью услугу государству. Кого здесь нужно обвинять? Этот факт свидетельствует о недальновидности местных властей, отсутствии научно обоснованной стратегии развития религиозной политики государства. Что послужилоповодом к началу событий? Когда недовольные люди пришли в районную администрацию,вмомент выступления акима района несколько людей были схвачены и заведены в здание акимиата, которые через некоторое время вышли окровавленными. Возбужденная толпа  увидев это, возмутилась, а милиция начала разгонять народ, те в свою очередь стали  хватать камни, стройматериалы и кидать (напротив акимиата строилось здание пропрезидентской партии «Ак Жол») Получается, что повод дали сами власти,  щебень привезли акжоловцы?

Во-вторых,вызывают недоумение многие моменты в этой истории, почему заранее были установлены  камеры видеонаблюдения, подтянуты силовики в Ноокат, удивляют скоростные сроки вынесения приговора по обвинению 32 человек, по 7-8 статьям Уголовного кодекса было рассмотрено судом первой инстанции в течении 4 неполных дней, допрошено более 117 свидетелей, 32 подсудимых, кроме того, назначенные наказания поразили всех своей бессмысленной жестокостью…

Многие из членов нынешнего Временного правительства испытали на собственной шкуре прессинг прежней власти, хорошо зная их методы борьбы с инакомыслящими. Поэтому вряд ли можно считать амнистию, объявленную Временным правительством «заигрыванием» с радикальными религиозными группировками. Скорее это был жест проявления демократичности, своеобразный пиар новой власти, вполне закономерный процесс освобождения из-под стражи осужденных по политическим мотивам и репрессиям прежней власти. Кроме того, сразу после апрельских событий 2010 г. группа адвокатов призвала новые власти пересмотреть дела осужденных по «ноокатским событиям».

 

- На ваш взгляд, участвовали ли радикальные группировки в событиях на юге республики в июне этого года? Если да, то как? Если нет, то почему, ведь у них много оружия?

- По данным Государственной службы национальной безопасности Кыргызской Республики события на юге страны были организованы членами ИДУ и «Союза исламского джихада», при активном участии членов семейно-кланового режима бакиевых.

Стратегической целью террористических организаций является свержение конституционного строя не только в Кыргызстане, но и во всех постсоветских центральноазиатских государствах. По данным экспертов,  эти  организации поддерживают прямые контакты с Движением «Талибан» и «Аль-Каидой».

Всем известно, что в 2009-2010 гг. по территории центральноазиатских государств, прокатилась серия террористических, экстремистских акций. По сведениям ГСНБ Кыргызстана, в мае месяце 2010 года члены «Союза исламского джихада» сформировали и нелегально перебросили из Исламской Республики Пакистан в Кыргызстан через Таджикистан группу из 15 опытных боевиков узбекской национальности, среди которых  были специалисты по минно-взрывному делу, снайперской подготовке. Поддельные документы членам группы были изготовлены на территории Кыргызстана в Сузакском районе Джалал-Абадской области.

Позднее, в ходе расследования межэтнического конфликта на территории Ошской и Жалалабадской областей, было выявлено, что активное участие в вооруженных конфликтах принимали лица, профессионально владеющие стрелковым оружием и прошедшие хорошую снайперскую и диверсионно-террористическую подготовку. При этом, их действия сопровождались грамотным точечным огнем и диверсионно-тактическими вылазками в г.Жалалабад, Сузакский и Базаркоргонский районы, после которых они быстро и технично скрывались с места ведения огня и проявляли себя уже на других участках, расстреливали как кыргызское, так и узбекское мирное население страны.

В Кара-Суйском районе Ошской области Кыргызстана четверо местных жителей села Нурдар и сельского округа Нариман были осуждены за то, что в ночь на 11 июня 2010 года они якобы призывали через громкоговорители мечетей к межэтническому столкновению,  призывали местных жителей «не спать и готовиться к бою». Всех четверых обвиняли в несвоевременном чтении азана (призыва к мусульманской молитве), что, по мнению стороны обвинения, означало призыв к насильственным действиям.

В отношении этих людей было возбуждено уголовное дело по статьям 233 («Призыв к массовым беспорядкам») и 299 («Возбуждение религиозной, расовой, национальной вражды») Уголовного кодекса Кыргызстана. Все четверо приговорены к четырем годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении.

Нестабильность в стране после очередной  революции,  слабая центральная власть, недовольство народа, нерешенные  социально-экономические проблемы, стремление прежней власти вернуться - все это создало благоприятные условия экстремистам, в результате чего была использована наиболее уязвимая проблема юга страны - имеющиеся скрытые межэтнические разногласия кыргызской и узбекской части населения республики,  не находившие своего решения с 90-х. Таким образом,  был запущен страшный механизм самоуничтожения народа, приведший к трагическим событиям на юге республики летом этого года.

Отсюда можно сделать вывод, что позиции исламских экстремистов будут возрастать по мере торможения реформ в стране и, наоборот, чем больший успех будут иметь экономические и политические реформы, тем меньше сторонников будет экстремистских группировок. Государству необходимодля борьбы с различными проявлениями религиозного экстремизма обеспечить устойчивость и развитие в экономической, социальной, политической и идеологической  сферах.

- Каковы перспективы идеи возрождения «тенгрианства» как исторической религии кыргызов, создания «тенгриислама»?

На самом деле, тенгрианство не является религией в ее классическом понимании: в нем нет пророков, священного писания и «священнослужителей». Тенгрианство является мировоззрением, восприятием мира, ставшим образом жизни. В нем нет посредников между человеком и Всевышним, рукотворных вещей и сооружений для поклонения. Оно сформировалось в 7–9 тыс. до н.э., его носителями были шумеры (Саргон Аккадский Тенгир – 24 в. до н.э. арийи). Идеи возрождения тенгрианства предпринимались в Кыргызстане бывшим госсекретарем Д. Сарыгуловым. В республике есть его сторонники, которые вполне серьезно пропагандируют идею возвращения к тенгрианству, что в принципе явится шагом назад – возврат к язычеству. Тогда как я допускаю создание   «тенгриислама», как ислама, адаптированного к реалиям нашего государства, к менталитету, культуре, образу жизни кыргызов, т.е. это будет ислам  ханафитского мазхаба, учитывающий особенность Кыргызской Республики как светского государства,  его  социально-экономический  и общественно-политический уровень, исторические традиции, запросы и потребности  трансформирующегося кыргызстанского общества.

- По вашему мнению, возможно ли в будущем внедрение ислама в политику, создание религиозных партий?

- Анализ деятельности мусульманской общины республики за двадцатилетний период суверенного существования Кыргызстана свидетельствует о том, что в республике прошла первая волна исламизации (1991-2010), для которой характерно формальное возрождение и восстановление мусульманской культуры, традиций, системы образования. В связи с тем, что по Конституции Кыргызской Республики  создание партий на религиозных принципах запрещено, все это время мусульманской общиной шел активный поиск механизмов и способов участия в общественно-политических процессах страны, который  привел к  созданию различного рода исламских НПО правозащитного, образовательного и социально-ориентированного характера – «Адеп Башаты», «Дил Мурогу», «Мутакаллим», «Ислах», «Тейба», «Конгресс мусульман Центральной Азии» и др. Их главным отличием (в сравнении с другими НПО) является апеллирование в идеологическом плане к единой, целостной системе ценностей ислама.

Начавшаяся с нынешнего года  вторая волна исламизациив будущем будет решать задачу  – учета интересов религиозного большинства в общественно-политической жизни страны, в связи с тем, что нынешнее Временное правительство, взявшее власть в свои руки в обстановке апрельских волнений в Бишкеке, с первых дней прихода к власти сделало реверанс по отношению к верующим, придерживающимся умеренных религиозных взглядов, пригласив их к участию в политической жизни страны.  Во-первых, была объявлена амнистия по отношению к осужденным по «ноокатским событиям». Во-вторых,  мусульманские религиозные деятели приняли участие в выработке проекта новой конституции.

Сегодня, в условиях де-секуляризации кыргызстанского общества,  низкого социального уровня основной массы населения республики,  самоустранения  государства из духовной и идеологической сфер, отсутствия опыта существования религии в светском обществе, и отсутствия  нового поколения религиозных лидеров, лояльных своей республике, создание исламской партии может спровоцировать появление радикальных течений, который, в свою очередь, будет способствовать углублению обстановки нестабильности и возможно даже терроризма в стране.

Вместе с тем, исламизация Кыргызстана это необратимый процесс, который только набирает обороты. В стране уже существует мощный религиозный ресурс. Сегодня Кыргызстан обогнал все постсоветские центральноазиатские государства по количественным показателям. Поэтому сегодняшней власти необходимо компетентно строить «кооперационную модель» взаимоотношений с исламом, учитывающий обоюдные интересы, что в перспективе может явиться стабилизирующим фактором общественно-политической жизни страны, в противном случае, она может быть  использована в деструктивной плоскости.

 

- Можно ли считать «радикальные исламские группировки» исламскими, не противоречат ли они своими делами предписаниям Корана?

- Следует отметить, что называть исламскими радикальные группировки не совсем корректно, в связи с тем, что эти группировки превыше всего ставят свои собственные интересы, а не интересы мусульман. Поэтому нежелательно политикам, исследователям, журналистам использовать их в качестве однопорядковых понятий, считая их синонимами.  «Исламский радикализм» ( в пер. с лат. radicalis= коренной)  не является течением в исламе, он характеризует радикальное или решительное, бескомпромиссное  осуществление намерений, стремление к коренным изменениям существующего положения. Поэтому он может одинаково проявляться  во всех течениях ислама в качестве крайней части всех течений в рамках политического ислама. На наш взгляд, такое определение достаточно удачное, помогающее понять причины тесного взаимодействия разнопорядковых движений, функционирующих в настоящее время в разных концах света, нередко имеющих различные организационные центры национального и международного масштаба и определенные идеологические различия.

Современные радикальные группировки определяют своих противников как «ближнего врага». Таковыми они считают  правящие режимы в мусульманских странах, которые, по их мнению, предали забвению «подлинный, справедливый ислам». Под ними  подразумевается Запад в целом и США в частности, ведущие, по их утверждению, войну против ислама и мусульман. Например, Бен Ладен в своем послании американскому народу (переданному телеканалом «Аль-Джазира»), полемизируя с президентом Дж. Бушем, обвинившим экстремистов в ненависти к «американской свободе», заявил: «Мы люди, которые любят свободу, поэтому мы хотим освободить наши страны от вашего угнетения, и поэтому мы боремся с вами».

 

- На ваш взгляд, сотрудничают ли между собой радикальные религиозные группировки? Если да, то каким образом?

- Террористические акты последних дней в Кыргызстане, взрывы в Оше и в Бишкеке свидетельствуют о том, что боевики, участвовавшие во время конфликта 29 ноября в Оше, были частью группы, связанной с ИДУ, или других экстремистских организаций, которые отступили после июньских событий и вернулись лишь недавно.

Взрыв прогремел возле крупнейшего стадиона кыргызской столицы – Дворца спорта, который был выбран в качестве места проведения громкого судебного процесса против свергнутого президента Курманбека Бакиева и его сторонников, накануне  визита в Бишкек госсекретаря США Хиллари Клинтон и на следующий день после столкновения спецслужб с боевиками в городе Ош. Власти объявили об изъятии 15 килограммов взрывчатых веществ, целого арсенала стрелкового оружия, а также об аресте девяти человек, которые якобы планировали террористические акты по всей стране. Марат Иманкулов, секретарь Совета безопасности страны, сообщил журналистам о том, что три инцидента связаны между собой. По его словам те, кто ответственен за все три инцидента, возможно, проходили обучение в террористических лагерях "Аль-Каиды", "Талибана" и Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в Пакистане и Афганистане.

Условия для радикализации политического ислама в лице запрещенной партии «Хизб ут-Тахрир» возникли  в Кыргызстане в постсоветский период в связи с целым комплексом причин, внешних и внутренних, но главный – это нищета и безработица в стране.  Произошла недооценка опасности властями распространения «ваххабизма» и идей партии Хизб ут-Тахрир, только баткенская война 1999-2000 гг. впервые заставила серьезно задуматься об ее опасности.

Сегодня в Кыргызстане вызывают озабоченность многие проблемы, имеющие прямое  отношение к исламу. Это проблемы радикализации населения, низкий профессионализм религиозных деятелей, внутренние конфликты в руководстве ДУМ, проблемы интеграции выпускников в гражданское общество,  активизация политического ислама в республике в лице запрещенных партий и движений, таких как  «Хизб ут-Тахрир», «ИДУ», «Акромия», «Даават Таблиг», в ряде случаев обладающих более эффективным, чем у светских партий, механизмом манипулирования сознанием и поведением масс. Сегодня к вышеназванным, к сожалению,  присоединились межэтнические конфликты и террористические акты в республике.

В действительности, процесс создания национальной мусульманской интеллигенции республики находится на стадии своего становления, поэтому впервые столкнувшись с проблемой радикализации традиционного исламского движения, местное духовенство оказалось не готовым к эффективному противодействию этому явлению, поскольку разрушительные процессы в религиозной среде внедрялись скрытно и индивидуально, как в мечетях, так и в открытых проповедях в различных населенных пунктах, среди паломников, выезжавших в Саудовскую Аравию. При этом религиозные экстремисты вели идеологическую обработку населения,  доказывая несостоятельность существующего государственного устройства, спекулируя серьезными недостатками и упущениями властей. Подобная аргументация привлекала в их ряды колеблющихся граждан, особенно в молодежной среде.

Так, в республике, в ситуации самоустраненности государства от религиозных проблем, образовывались религиозные экстремистские организации, опирающиеся на экстремистскую рели­гиозно-политическую идеологию, оправдывающую убийства, жестокость, переводящую преступления в ранг деяний, угодных Высшей силе, и сулящую спасение душ тем, кто их совершил.

По сегодняшний день серьезные проблемы властям создавали члены партии Хизб ут-Тахрир, большинство которой составляют узбеки. Сейчас этот вопрос усугубился в связи с межэтническими столкновениями на юге страны. В случае нерешения властями первопричин конфликта, в перспективе накопленная практика агитации и пропаганды, методы воздействия на социально-незащищенные слои общества, связь с ведущими террористическими организациями мира, включая действующее в регионе ИДУ, будут способствовать усилению в республике «силовой» составляющей религиозного радикализма. Так как усиление религиозных радикалов  связано, не в последнюю очередь, с социально-экономическими трудностями населения. Вместо глубокого и осмысленного изучения канонов религии, население вынуждено находиться в поисках средств к существованию. В случае ухудшения экономического положения в республике, на почве межэтнического конфликта,  радикализация ислама сыграет объединяющую роль и может вызвать дальнейшие серьезные конфликты на религиозной почве. 

К сожалению, ничтожно мала роль  официального духовенства, в решении назревших проблем, требующих безотлагательного решения, низок уровень духовенства за исключением некоторых имамов, о чем свидетельствуют результаты проводимых аттестаций имамов. Большая часть священнослужителей недостаточно профессионально подготовлена к работе, в плане  выступления перед людьми по проблемам, не касающимся религии: глобальной политики, общественно-политической ситуации, терроризма и др.

Поэтому, государство в своей религиозной политике по борьбе с радикализацией населения  должно переходить к мерам социального и идеологического характера, развивая религиозно-просветительские программы в образовательных учреждениях и средствах массовой информации, внедряя специальные курсы, воспитывающие у молодежи толерантность, а также широкие дискуссии по наиболее злободневным проблемам современности, которые могут уберечь от радикализма многих  людей. Кыргызстану необходимо решать главную задачу – повышать социальный уровень жизни народа путем создания рабочих мест, способствовать тому, чтобы ислам возвращался в обществов виде социально-культурного феномена.

Необходимо разработать стратегический план решения первоочередных задач, для решения назревших вопросов. Во-первых,  государственным и общественным институтам нужно содействовать выработке образовательных стандартов для исламских религиозных учебных заведений, (лицензирование учебных заведений, выдача дипломов республиканского образца выпускникам, получившим образование в исламских учреждениях, что позволит им легче интегрироваться в гражданское общество). В 2008-2009 г. в республике шла активная работа в этом плане инициированная бывшим Председателем Госагенства по делам религий Осмоналиевым, однако после его ухода вопрос сегодня остался открытым. Во-вторых, необходимо стимулирование исламской религиозно-исследовательской деятельности, финансирование публикаций и публичное обсуждение издаваемых работ; расширение соответствующих кафедр теологии в светских университетах с углубленным изучением арабского языка, создание специализированного Совета по защите диссертаций, что позволит легализовать теологическую элиту. В-третьих, государству необходимо способствовать развитию веб-сайтов и сетей Интернета с исламской тематикой, которые могли бы способствовать обучению и давали бы возможность молодым мусульманам задать интересующий вопрос и получить обстоятельный ответ.

Беседовал специальный корреспондент IslamSNG.com Роман Вейцель

URL:
Авторские колонки
Реклама