RSS Контакты
Кыргызская Республика

Как совместить религию с образованием? - Каныбек Осмоналиев

20.01.2014 | Интервью

В парламенте Кыргызстана постоянно поднимают вопрос о проблеме в сфере религиозного образования. Депутаты настаивают на необходимости упорядочения ситуации в связи с радикализацией различных религиозных течений, попыткой вмешательства некоторых служителей религии в жизнь светского государства. Своим видением сложившейся ситуации с ИА "24.kg" делится председатель комитета по образованию, науке, культуре, религии и спорту Каныбек Осмоналиев.

Отметим, в республике функционирует 91 образовательное религиозное учреждение, из них 75 - исламской конфессии, в том числе 10 высших учебных заведений, 65 медресе, а также 16 христианских религиозных учебных заведений: 7 вузов, 8 - дающих среднее образование.

Недостатки в религиозном образовании напрямую влияют на безопасность государства, радикализацию общества, распространение идей религиозного экстремизма. Но оно продолжает развиваться и имеет тенденцию к расширению, при этом не приходится говорить о качественном аспекте. К примеру, существующая система исламского образования не отвечает современным требованиям, не говоря уже о получении конкретной специальности. Между программами медресе и институтов почти нет существенной разницы, их дипломы не признаются. Выпускники, в том числе получившие образование в Египте, Пакистане, Саудовской Аравии, остаются невостребованными, их трудоустройство становится весьма проблематичным.

- Соблюдается ли в религиозных учебных заведениях государственный минимум образовательного стандарта?

- Из общего количества таких заведений только три христианские школы и одно высшее учебное заведение имеют соответствующий образовательный госстандарт. Материально-техническая оснащенность многих исламских учебных заведений находится на низком уровне. Не хватает образованных и опытных кадров, нет оргтехники, специальных учебников, многие помещения не отвечают даже минимальным требованиям существующих норм. В программу обучения большинства исламских учебных заведений входит только заучивание Корана и проведение бытовых культовых обрядов.

Многие имамы мечетей и преподаватели медресе получили знания самостоятельно, их низкий уровень образованности сказывается на качестве воспитания и обучения. Проведенный анализ на юге республики показывает, что только 20 процентов исламских священнослужителей имеют базовое религиозное образование. На данный момент в исламских институтах и медресе не ведется преподавание таких светских предметов, как компьютерная грамотность, основы рыночной экономики и знаний в области прав человека, иностранных языков.

- Как следствие, наверняка отмечается и узкий мировоззренческий кругозор учащихся?

- Конечно. Штудирование предметов только исламской теологии создает почву для восприятия многими учениками нетрадиционного ислама, крайне религиозных идей. Отсутствие в настоящее время единых стандартов не дает возможность учащимся получать соответствующее качественное духовное образование. Неприемлемые социально-бытовые условия не способствуют эффективному восприятию и получению необходимых знаний, а низкая правовая культура - формированию толерантности к чужой вере.

- Какую работу проводит созданная межведомственная комиссия?

- Мы и сотрудники Госкомиссии по делам религий были в регионах и изучали ситуацию на местах. Проверены 4 института и 37 медресе. Ведомством подготовлены предложения к Закону "О свободе вероисповедания и религиозных организациях". Так, предлагается обязать религиозные организации направлять граждан в зарубежные учебные заведения только на основании заключенных двухсторонних соглашений и после согласования с уполномоченным органом по делам религий КР. Вводится норма перерегистрации религиозных учебных заведений. В ближайшее время планируется провести национальный форум по религиозному образованию, где будут обсуждены многие предложения рабочей группы.

- Какова роль Духовного управления мусульман Кыргызстана в этом вопросе?

- К сожалению, на сегодняшний день ДУМК не предпринимает реформаторских инициатив для улучшения системы религиозного образования, несмотря на то, что все действующие образовательные учреждения являются его структурными подразделениями. Многочисленные рекомендации со стороны чиновников о необходимости кардинального изменения ситуации с учебными заведениями остаются без должной реакции и действий. Так, к примеру, все 3 православные приходские школы лицензированы Министерством образования и науки. В структуре ДУМК из 75 религиозных учебных заведений нет ни одного.

- Насколько обоснованы опасения по участившемуся выезду граждан КР за рубеж для получения религиозного образования?

- Большие опасения вызывает именно неконтролируемый выезд граждан. Возвращаясь на родину, некоторые начинают пропагандировать идеи крайних течений ислама.

- Какие страны особо опасны в этом плане?

- Страной особой опасности в плане религиозного радикализма и экстремизма является Пакистан, где только в одной провинции Пенджаб функционирует более 12 тысяч семинарий и медресе. Подавляющее большинство из них не контролируется официальными властями Пакистана. По информации МИД КР, к настоящему времени за рубежом в религиозных центрах Пакистана обучаются 37 граждан республики, 116 уже прошли обучение, в Саудовской Аравии - 133, в Египте - 287 и в Кувейте - 4.

За период с 2007 года по настоящее время Госкомиссия по делам религий осуществила 119 согласований по направлению граждан Кыргызстана для религиозного обучения за рубеж. Из них 118 - в Королевство Саудовская Аравия и только 1 согласование в Пакистан. Таким образом, 452 гражданина выехали незаконно. Вопиющим является и такой факт, что выезжают для получения религиозного образования и несовершеннолетние в возрасте от 9 до 14 лет.

Минобразования в нарушение действующего законодательства направляет граждан нашей страны на обучение в Египет. В то же время за последние 7 лет в Госкомиссию по делам религий не было ни одного обращения от министерства о согласовании лиц, направляемых для религиозного обучения в Египет. Все 287 граждан, обучающихся религии в Египте, направлены туда в нарушение действующего законодательства.

- Как вы относитесь к введению в школьную программу уроков истории мировых религий и культуры?

- Положительно. Такой предмет в школе нужен.

- Что, по-вашему, необходимо предпринять для выработки общей религиозно-образовательной стратегии?

- Ускорить принятие итогового законопроекта о религиозном образовании; разработать госстандарт образования в религиозной сфере и оказать помощь ДУМК в организации учебного процесса в исламских институтах и медресе; запретить направление на учебу, курсы в зарубежные религиозные учебные заведения граждан Кыргызстана без согласования с госорганом по делам религий; ДУМК - провести повсеместную инвентаризацию религиозных учебных заведений, аттестацию преподавателей; для ныне работающих имамов организовать действующие курсы повышения квалификации, продолжить работу по внедрению в школьные программы историю мировых религий и культуры.

Источник - 24kg.org


URL:
Авторские колонки
Реклама