Создание в Кыргызстане Исламского культурного центра считают крайне опасным14.10.2016 | НовостиИздание «Фергана» пишет о том, что в столице Кыргызстана будет построен центр «исламского радикализма». Об этом сообщает медиа-портал Caravan.kz со ссылкой на «Фергану». По материалам издания, в Бишкеке работают над проектом Исламского культурного центра (ИКЦ), спонсируемого Саудовской Аравией. В своем материале журналист «Ферганы» Аликбек Маматаев называет это государство «центром ваххабитской идеологии». Журналист приводит несколько причин для строительства ИКЦ и вариантов дальнейшего развития событий. «В мае 2015 года тогдашний столичный градоначальник Кубанычбек Кулматов встретился с Аль-Жумой (послом Королевства Саудовская Аравия в Кыргызстане – прим.ред.) и обсудил вопрос о перспективах строительства центра. Посол тогда вкрадчиво отметил, что «неправильно считать, что центр будет предназначен только для мусульман. Он для всех граждан», - пишет Маматаев. По словам Кадыра Маликова, кыргызстанского религиоведа, ИКЦ не следует рассматривать как центр радикализма: «Я понимаю, что многих сейчас волнует вопрос о том, что могут распространяться радикальные течения исламизма. Если центр будет контролироваться на государственном уровне, то этого можно избежать», - сказал он. Однако журналист «Ферганы» отмечает, что сам Кадыр Маликов поддерживает развитие и распространение идей религиозного движения «Таблиги Джамаат» на государственном уровне. «Государство не всегда хочет, а зачастую и вовсе не в силах контролировать распространение религиозных идей радикального характера, которые вытекают как раз-таки из подконтрольной государству религиозной ветви. Так что все эти рассказы о том, что работу новоявленного Исламского культурного центра власти возьмут под контроль, на деле являются лишь пустыми словами», - пишет Маматаев. Репортер «Ферганы» говорит о том, что после развала СССР в страны СНГ устремились проповедники радикального ислама: «В страны СНГ ринулись сотни и тысячи проповедников ислама радикального толка, прошедших обучение в исламских школах Саудовской Аравии, Пакистана, Египта и других далеко не благополучных стран. Материальная помощь шла именно со стороны арабских государств. Идеи ваххабизма стали быстро распространяться, причем не без материальной заинтересованности: есть данные о том, что каждый вступивший в ряды ваххабитов получал разовую помощь в 500-800 долларов США (по тем временам большие деньги для нищих постсоветских граждан)». Маматаев пишет о том, что появление радикализма в Кыргызстане может угрожать и странам-соседям. Несмотря на то, что создание самого ваххабитского центра в этих странах пока невозможно: «Понятно, что создание подобного «культурного» центра невозможно в соседних Узбекистане, Казахстане или Таджикистане, где с религиозными радикалами особо не церемонятся. Поэтому аравийские ваххабиты нашли поддержку в лице властей Кыргызстана, а уже отсюда можно будет засылать обученных салафитов в другие страны. Данный центр в перспективе станет региональным источником распространения не свойственной странам Средней Азии салафитской идеологии, что в дальнейшем приведет к радикализации верующих. Деятельность ИКЦ напрямую повлияет на религиозную ситуацию в сопредельных странах, в том числе путем вытеснения сторонников традиционного для региона ханафитского мазхаба. Одновременно увеличится поток радикальных миссионеров в близлежащие регионы и осложнение на этой почве отношений с соседними странами». URL: |
Авторские колонки
Реклама
|