RSS Контакты
Кыргызская Республика

О том как кыргызские «джихадисты» возвращаются домой

21.05.2015 | Новости

Пройдя четыре года с начала Сирийской гражданской войны, некоторые разочарованные боевики из Кыргызстана возвращаются домой, чтобы описать ужасы конфликта. Между тем, власти принимают решение о том, какое сочетание наказания и реабилитации применить.

Среди возвращающихся лиц -- 22-летний Кахрамон Набиджанов уроженец Карасуйского района Ошской области. Насытившись войной всего за один месяц, он приехал домой в марте с финансовой помощью Кыргызской диаспоры в Турции.

«Уехал я в начале февраля этого года», - сказал Набиджанов, добавив, что его вдохновило видео, отправленное по электронной почте его знакомым в Турции.

Набиджанов прилетел в Стамбул и поехал в Сирию на автомобиле с тремя гражданами Узбекистана.

Уже на следующий день, он находился в боевом тренировочном лагере, где отношение было суровым, сказал он. Он был свидетелем того, как инструктор в соседнем лагере избивал своих новобранцев подросткового возраста, если они неправильно выполняли задания.

«Всё время хотелось пить, но нам не давали воду, - сказал он. - [В боевой подготовке] я несколько раз серьёзно поранился».

После примерно 20 дней тренировок, ему и другим боевикам приказали атаковать деревню, название которой он вспоминает, как Альрам. Они открыли огонь по домам после получения сигнала.

Вместо солдат, о которых их предупреждали инструкторы, они убили «более 30 гражданских лиц», сказал он.

Разочарованный и удрученный, он бежал в начале марта. Сделав вид, что глухой и немой, чтобы избежать выявления его незнания арабского языка, он поехал автостопом на север страны, где местные жители помогли ему бежать в Турцию. Там он нашел других бывших боевиков из Центральной Азии, которые осознали свои ошибки.

«Они все бояться возвращения на Родину и очень сильно сожалеют, что приехали в Сирию», - сказал он.

Женщина из Кыргызстана дала ему деньги и документ, удостоверяющий личность, чтобы он мог лететь в Бишкек, сказал он. «Полиция арестовала меня в аэропорту ... Я был отправлен в Ош, где сейчас нахожусь под домашним арестом».

«До сих пор не могу забыть крики умирающих людей, - сказал он. - Там по сути идёт братоубийственная война между мусульманами, а не «джихад», как это преподносят боевики. На этой войне кто-то делает большие деньги, вот и всё».

Власти борются с вопросами правосудия
Кыргызские власти, по мере того, как их соотечественники тонкой струйкой возвращаются домой, решают, что с ними делать.

В 2014 году правительство пообещало неоднократно наказывать всех репатриантов. Однако обещание сурового наказания без исключений создает и другие проблемы.

«В этой связи многие не хотят возвращаться и тем самым ещё хуже усугубляют свою ситуацию, - сказал «Средней Азии в Интернете» начальник 10 отдела УВД Ошской области Жакып Зулпуев. - Мы заинтересованы в том, чтобы вернувшиеся из Сирии не стали агитировать других мусульман, поэтому пытаемся решать эти вопросы в мирном русле».

В конце марта, 11 бывших боевиков вернулись на юг Кыргызстана после боевых действий в Сирии, сказал он.

Власти работают с ними индивидуально, чтобы определить обстоятельства их времени в Сирии и их ухода, сказал он. «Мы пытаемся найти вербовщиков, базирующихся в Турции, которые убеждают людей присоединиться к войне».

«На 1 апреля 2015 года в Сирию уехали 339 граждан нашей страны, среди которых 50 женшин и 20 детей», - заявил руководитель 10-го отдела главного управления МВД КР Рафик Мамбеталиев, выступая 16 апреля в Бишкеке на первом международном симпоузиме об экстремизме.

Потери растут, сказал он, с 40 кыргызстанцами, убитыми до сих пор в Сирии. Крупнейшим источником кыргызских боевиков является Ошская область, где 168 жителей уехали, чтобы присоединиться к борьбе.

Эркин Камалов

Средняя Азия в Интернете


URL:
Авторские колонки
Реклама