RSS Контакты
Кыргызская Республика

Спецслужбы вводили общественность в заблуждение относительно террористической угрозы

25.02.2011 | Мнения и комментарии

2010 год для Кыргызстана ознаменовался всплеском насилия. В том числе и вследствие усиления террористической угрозы. В столице произошёл теракт, имели место боестолкновения силовых структур с членами экстремистских организаций, по всей стране были найдены схроны с оружием. Кровавые события в июне 2010 года, в соответствии с информацией ГКНБ, также были делом рук группы международных наёмников.

Силовые структуры за прошедший период озвучивали различные версии происходящего. Делались заявления о том, что задержанные в разное время члены экстремистских групп то являются частью международных террористических организаций, то составляют национально-сепаратистские силы, то представляют собой местные идеологические агрессивные группы. При этом информация о происходящем поступала либо полностью, либо частично со стороны силовых структур. При этом она нередко носила противоречивый характер. В массовом же сознании сообщения о террористическом акте, нахождении тайников с оружием, предостережения со стороны властей о готовящихся взрывах предстают как действие некой тайной одной силы. Поэтому, перед исследователем стоит задача разобраться в большом объёме имеющейся информации, и при этом, не поддаваться царящим в обществе настроениям.

Всплеск активности террористических групп пришёлся на вторую половину ноября-декабрь 2010 года. 22 ноября произошло задержание первой группы экстремистов в количестве 9 человек, 29 ноября была уничтожена группа боевиков в Оше, 30 ноября произошёл заранее спланированный взрыв возле здания Дворца спорта в Бишкеке.

У задержанных 22 ноября были обнаружены взрывчатка, а также 2 пистолета, 1 травматический пистолет, муляж автомата, наркотики и 69 тыс. сомов (1480 $). Министр внутренних дел Зарылбек Рысалиев тогда заявил, что не обнаружил связи членов данной группы с международными религиозно-экстремистскими организациями. Но такую связь обнаружили в ГКНБ. Так, заместитель председателя ГКНБ Кольбай Мусаев заявил 30 ноября, что указанные лица имели отношение к СИД (Союз исламского джихада) и ИДТ. Кроме того, они планировали осуществить более 30 терактов на территории республики.

Вследствие таких известий общественность была напугана появлением в республике террористического подполья.

При рассмотрении динамики развития ситуации обращают на себя внимание некоторые неувязки в сообщениях силовых структур.

Первая из них касается количества членов, состоящих в террористической организации. Так, по сообщению МВД 22 ноября 2010 г. было задержано 9 человек. 30 ноября заместитель главы ГКНБ Кольбай Мусаев обнародовал информацию, что причастными к деятельности террористической группы являются 39 человек, большая часть из которых в бегах. Позже, 5 января 2011 г. заместитель председателя ГКНБ Марат Иманкулов сообщил, что в СИЗО находятся 7 подозреваемых, 5 в розыске, остальные скрываются. При этом он сказал, что всего в организации насчитывается 20 человек. 13 января он же обнародовал несколько иные данные: в СИЗО 10 подозреваемых, и что все они были задержаны 23 декабря 2010 года. Позднее, 18 января появилась новость о заключении под стражу ещё троих человек по подозрению в терроризме. 17 января стало известно, что 16 лицам из ранее неизвестной организации «Жайшуль Махди» было официально предъявлено обвинение в совершении 7 преступлений.

Второе несовпадение сведений связано с национальным фактором. Так, в числе задержанных и обвинённых в терроризме 22 ноября 2010 г. были кыргызы, узбеки и один русский. Но в декабре председатель ГКНБ Кенешбек Душебаев заявил, что все находящиеся на тот период времени под стражей по национальности были кыргызами. Так как расценивать эту информацию – была ли на самом деле связь между задержанными 22 ноября и организацией «Жайшуль Махди»?

В качестве дифференцирующего показателя причастности к той или иной экстремистско-террористической организации целесообразно использовать национальный фактор. Так, «Жайшуль Махди», действовавшая на севере республики состояла в основном из кыргызов; объявленная в розыск 17 декабря 2010 г. по обвинению в терроризме группа включала в свой состав 5 представителей узбекской национальности и одного кыргыза; из числа уничтоженных 29 ноября боевиков двое были чеченцами.

Мало информации имеется в отношении объявленной 17 декабря в розыск группы (5 узбеков и 1 кыргыз) – всего одно сообщение с указанием имён и статей уголовного кодекса, по которым обвиняют её членов. Ни названия, ни идеологических целей не указывалось. Наличие в рядах организации кыргыза говорит о том, что она не является национально-сепаратистской. Формулировка же обвинения «терроризм» подталкивает к мысли о том, что она является, скорее всего, частью международной экстремистской организации, такой как ИДТ (бывшее ИДУ) или «Хизб ут-Тахрир», большинство членов которых составляют узбеки. Стоит также отметить, что, по информации председателя ГКНБ Кенешбека Душебаева, экстремистская группа «Жайшуль Махди» по своему численному составу состоит из кыргызов, что автоматически отделяет её от рассматриваемой нами сейчас группы. Это сейчас пофамильно известны участники «Жайшуль Махди», а в декабре казалось, что упомянутая нами группа имеет отношение и к перестрелке в Оше, и к взрыву у Дворца спорта и другим экстремистским проявлениям.

ГКНБ предъявило обвинение «Жайшуль Махди» по 7 совершёнными её членами преступлениям. Но среди них нет эпизода с сопротивлением сотрудникам силовых структур при уничтожении боевиков 29 ноября 2010 г. в Оше. Следовательно, ошская группировка является также отдельной экстремистской организацией. При этом стоит отбросить предположение о том, что чеченцы, оказавшие сопротивление силовикам, были не экстремистами, а просто представителями преступного мира республики. Наличие оружия и у узбека имама мечети и у чеченцев явно говорит о том, что все они являлись членами одной экстремистской группы. Этнический состав убитых позволяет сделать предположение об их связи с международными запрещенными организациями, действующими на Северном Кавказе и Таджикистане. Тем более что, по сообщению 7 декабря 2010 г. министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, был перекрыт канал переброски боевиков из России в страны Центральной Азии. Подтверждает его слова и то обстоятельство, что в сентябре во время спецоперации в Раштской долине Таджикистана были уничтожены не только боевики-таджики, а также и граждане России – представители кавказских народов, татары и русские. Скорее всего, уничтоженные 29 ноября принадлежали к ИДТ, так как только эта организация совокупно имеет тесные связи с боевиками Мулло Абдулло в Таджикистане, через Афганистан с экстремистами России, которые и были использованы в сентябре в Раштской долине, располагает группой сторонников в Кыргызстане, и в отличие от Хизб ут-Тахрир, борется с оружием в руках за идеи своих руководителей.

При обыске домов членов «Жайшуль Махди» не было найдено большого количества религиозной литературы, однако группировка использовала ноутбуки для скачивания и просмотра агитационных материалов. По информации председателя ГКНБ Кенешбека Душебаева идейным вдохновителем организации является один из лидеров экстремистов на Северном Кавказе, убитый в прошлом году Саид Бурятский (Александр Тихомиров), который активно публиковал свои проповеди на электронных носителях. Известный в Кыргызстане эксперт-теолог Кадыр Маликов считает данную группу «первой ласточкой» идеологии, распространяемой через интернет-пространство, посредством обмена компакт-дисками между друзьями и знакомыми. По его мнению, эта идеология действует как вирус – сначала человек находит в интернете агитационный фильм, проникается его идеями. Затем такие люди ищут единомышленников, и создают группы – «джамааты». Саид Бурятский простым и доступным языком клеймил коррупцию и продажность светских режимов, отсутствие справедливости в современном обществе, чем и завлекал сторонников.

«Жайшуль Махди» существовала с 2007 г., но активность проявила лишь в 2010 г., когда попыталась поджечь бишкекскую синагогу.

Идеологически характерной чертой для радикально-экстремистских организаций является распространение в интернет-сети агитационных роликов. То же было и с «махдистами», когда их лидер Советбек Исламов позировал с автоматом на фоне чёрного флага джихада, где он объявил о начале священной войны против руководства Кыргызстана. Это характерная черта международных религиозно-экстремистских организаций, которые пытаются таким образом привлечь на свою сторону не только сторонников, но и иностранное финансирование.

Первый опыт свержения руководства Кыргызстана организация «Жайшуль Махди» получила при изгнании бывшего президента Курманбека Бакиева из страны. Об этом свидетельствует автомат одного из членов группировки, утерянный во время событий 7 апреля 2010 г. К тому же, по свидетельствам общественного деятеля республики Токтайым Уметалиевой, она познакомилась с двумя членами организации Эдилем Абдрахмановым и Бакытом Кенжегуловым во время названных событий на площади перед Домом правительства. Позднее, эти люди, а также брат убитого лидера группы Марат Исламов, участвовали в оказании помощи пострадавшим в кровавых межнациональных столкновениях на юге страны. Кроме того, значительная часть членов организации состояла в политических партиях республики.

На связь с международными террористическими организациями указывает то, что лидер «махдистов» имел навыки изготовления самодельных взрывных устройств, которые получил во время прохождения обучения в Афганистане. Об этом заявил заместитель председателя ГКНБ Марат Иманкулов. Это обстоятельство подталкивает к мысли, что «Жайшуль Махди» – это часть международных террористических организаций.

Итак, информация, представленная правоохранительными структурами Кыргызстана позволяет сделать вывод о том, что на территории республики в ноябре 2010 - январе 2011 гг. функционировала радикально-экстремистская организация «Жайшуль Махди». Общественность была уверена, что она причастна к задержанию экстремистов 22 ноября и перестрелке 29 ноября. Но оказалось, что это не совсем так. Возможно, обвинённая по статье «терроризм», и объявленная в розыск 17 декабря 2010 г. группа, является частью одной из более известных организаций. Как правило, в таком случае, силовики сообщают о принадлежности разыскиваемых к той или иной запрещённой структуре. Уничтоженная 29 ноября 2010 г. группа, скорее всего, является частью ИДТ, и получала подпитку с территории России и Кавказа. «Жайшуль Махди» же определённо выступает в роли совершенно новой организации, ранее себя нигде не проявлявшей, на что указывает её способы агитработы и идеологической наполненности.

Можно сказать определённо, что Кыргызстан и Таджикистан в 2010 г. стали приоритетными мишенями для религиозно-экстремистских организаций, ведь именно осенью прошедшего года в обоих государствах произошёл скачкообразный рост активности радикальных экстремистских организаций, были произведены теракты, в разы увеличилось число задержаний и столкновений с боевиками.

Собственный корреспондент IslamSNG.com в Кыргызстане Роман Вейцель

URL:
Авторские колонки
Реклама