RSS Контакты
Кыргызская Республика

И снова выборы в Киргизстане…

08.10.2010 | Мнения и комментарии

Нынешние выборы в парламент 10.10.2010 – первая в истории молодой республики попытка организовать работу парламента полностью по партийному принципу, сделать его главенствующим в процессе формирования правительства. В 2007 году, под давлением многотысячных митингов и столкновений, уже вводилась парламентская форма правления, но до выборов тогда не дошло – депутаты предпочли сохранить свои мандаты, и не пошли на новые выборы.

В 1996 году также была попытка ввести парламентскую форму правления, но по смешанному принципу, с наличием одномандатных округов. Это привело к низкому качеству работы парламента, к громоздкости его аппарата и медлительности в процессе принятия законов.

Нынешние выборы в Жогорку Кешен (ЖК) Киргизии также полны драматизма: в гонке за мандаты участвуют 29 политических партий; одна из лидирующих партий «Ата-Журт», в связи с возбуждением против неё генеральной прокуратурой уголовного дела, может быть снята по обвинению в «разжигании межрегиональной розни»; офис этой партии был разгромлен в ночь на седьмое октября; президентом проведена ротация силовых структур, а также снят с должности председатель Верховного суда; упразднён Конституционный суд. Если временное руководство страны посчитает нужным не допустить «Ата-Журт» до участия в выборах, то новый большой социальный конфликт практически неизбежен.

В выборном марафоне явно определились лидеры, это партии «Ата-Мекен», «Ар-Намыс», «Ата-Журт», «Ак Шумкар», «СДПК», «Замандаш», «Республика». С практически точной уверенностью можно утверждать, что будущий парламент будет многопартийным. Только две партии «Ата-Мекен» и «СДПК» явно всегда и везде позиционируют себя как партии левого толка. Идеологическая принадлежность остальных для широкой общественности практически остаётся загадкой. В Киргизстане на это и не обращают сейчас внимания, т.к. политики здесь очень часто меняют свою партийную принадлежность, и люди голосуют в основном не за партии и их программы, а за конкретных персон, лидеров.

Вообще выборы уже принесли много позитива киргизскому обществу – повсюду красочные плакаты, машины с флагами, а также бесплатные концерты местных звёзд. Каждый день как праздник – не знаешь, на какой концерт тебя пригласят, что подарят в качестве сувенирчика. А ещё веселее будет, когда наступит день голосования – из года в год проблема с нахождением избирателей в списках для голосования. Как отметили международные наблюдатели, в списках голосующих присутствуют «мёртвые души», люди, давно выехавшие за пределы страны, либо наоборот, отсутствие живых избирателей в списках. В день выборов снова начнётся игра под названием «попробуй проголосуй»: живые не будут находить себя в списках, а мёртвые, возможно, как и в прежние года будут отдавать голоса за «нужных» кандидатов.

Оптимизма прибавляет лишь то, что сегодня нет такого явного противостояния как «власть - оппозиция», т.к. две особо приближённые к нынешней власти партии «Ата-Мекен» и «СДПК» являются конкурентами друг другу, а остальные партии практически не представлены в правительстве. В этом видится надежда на проведение честных выборов.

Думается, что такого жёсткого противостояния как «власть – оппозиция» нет в силу того, что бакиевские кадры растворились в среде новых партий. Так, среди членов партии «Ар-Намыс», идущей в качестве одного из фаворитов на выборах, выступают как сам Феликс Кулов, возглавлявший долгое время в бакиевском правительстве Дирекцию по развитию малых и средних ГЭС; Акылбек Жапаров – несколько даже одиозная фигура, известная тем, что он с первых дней возглавлял министерство финансов вплоть до падения власти последнего президента, считается одним из приближённых Курманбека Бакиева, что объясняло его «непотопляемость» как министра. В составе партии «Ата-Журт» очень много людей из верхней части списка, которые работали в аппарате прежней власти, и были отстранены 7-го апреля после очередной «революции». Теперь эти кадры вновь рвутся во власть, сменив политический окрас. Вообще же, «Ата-Журт» считается партией выходцев с южного региона республики, объединяющим кыргызскоязычный ареал городов Ош и Джалал-Абад. В данной партии видят угрозу со стороны «южан».

Ещё одной характерной чертой, не проявлявшейся ранее, является стремление киргизских партий убедить электорат, что за ними стоит поддержка России и Казахстана. Так, Феликс Кулов, лидер партии «Ар-Намыс» всячески стремится показать свой союз с РФ. Поводом служит его встреча с Дмитрием Медведевым и Борисом Грызловым 22.09.2010 г. Партия «Содружество» доводит до общественности факт подписания соглашения о сотрудничестве с «Единой Россией» в 2007 г. «Ата-Журт» заявляет, что её лидеры были приняты вечером 6-го октября президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.

Киргизская модель парламентаризма ещё «не обкатана» на практике. В этом её опасность. Ещё большие опасения вызывает перспектива того, что политические партии, прошедшие в парламент, не смогут договорится в короткий срок о кандидатуре премьер-министра. Если такое произойдёт, то президент будет вынужден предоставить какой-либо из партий, прошедших в ЖК, право сформировать коалиционное правительство и представить новую кандидатуру на пост премьер-министра. Если второй раз депутаты не смогут договориться, то тогда президент поручит третьей партии вновь сформировать коалицию и предложить кандидатуру премьера. Опасность в том, что отсутствие в парламенте явно доминирующей группы может привести к отсутствию консенсуса по кандидатуре главы правительства. Каждая партия будет стремиться всеми путями продвинуть на столь важный пост наиболее лояльного к себе человека. Если же консенсус не будет найден, то после трёх неудачных попыток договориться касательно кандидатуры на пост премьер-министра, президент просто распустит парламент и назначит новые выборы в ЖК. Партии воспринимают сейчас друг друга в штыки, уровень конфликтности как никогда высок, имеются силы, стремящиеся вернуть себе утраченную в ходе второй «революции» собственность и влияние. В этих условиях говорить о том, что будет легко найден консенсус в парламенте по поводу назначения такой важной персоны как премьер-министр – очень и очень сложно.

В этой ситуации весь груз ответственности лежит только на одном человеке – президенте Розе Отунбаевой. Она сейчас фактически руководит правительством и всеми мероприятиями, которые оно проводит. Помимо этого, после выборов она обязана назвать партию в парламенте, которой будет поручено предлагать премьера и формировать новый кабинет министров. Она может определить для этого любую из партий в парламенте, даже самую малочисленную, по своему усмотрению – в этом и есть большой груз ответственности.

Если опыт парламентаризма в Киргизстане окажется удачным, то республика станет первой и единственной в центрально-азиатском регионе государством, с такой формой осуществления власти. Это, несомненно, скажется и на соседних государствах, ведь правление парламента – это хороший способ исключить тоталитаризм и авторитаризм, фактическое единоличное правление президента в государстве.

Роман Вейцель


URL:
Авторские колонки
Реклама