RSS Контакты
Кыргызская Республика

Как ИГИЛ вербует граждан и как этому противостоят, - начальник 10 ГУ МВД Кыргызстана

24.11.2014 | Мнения и комментарии

Как отметил Президент Алмазбек Атамбаев на заседании Совета обороны, где рассматривалась религиозная ситуация в стране, в последнее время в Кыргызстане наблюдается активизация деятельности религиозных организаций радикального толка, представляющих прямую угрозу национальной безопасности государства вплоть до подрыва основ конституционного строя. 

Растет количество международных экстремистских и террористических сообществ, вербующих молодых людей для участия в военных действиях на Ближнем Востоке. Прикрываясь Аллахом, религиозные фанаты стремятся к полной исламизации страны, не брезгуя при этом жестокими насильственными методами и махровой подпольной пропагандой идей так называемого "чистого" ислама.  В принятой Советом обороны Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2014-2020 годы достаточно полно и четко прописаны меры защиты населения и особенно молодежи от влияния радикально-экстремистских течений. Какая роль в этом отводится органам внутренних дел? На этот и другие вопросы мы попросили ответить начальника 10-го Главного управления МВД по противодействию экстремизму и терроризму полковника милиции Рафика МАМБЕТАЛИЕВА.

По оперативным данным, более 170 сограждан воюют против сирийских правительственных войск. Из них около 30 — женщины, 22 кыргызстанца погибли. В отечественных СМИ прошла информация, что спецслужбы Сирии задержали троих граждан Кыргызстана — членов экстремистского движения ИГИЛ. Есть примеры, когда возвращающиеся с сирийской войны наши граждане, прошедшие подготовку в лагерях боевиков, предпринимают попытки организовать акты устрашения, дестабилизировать ситуацию и разжечь межрелигиозную вражду. В основном такая тенденция характерна для южных регионов. 

— Поделитесь, пожалуйста, результатами работы своего главка за текущий год. 

— За 10 месяцев выявлено 45 фактов деятельности подпольных ячеек экстремистских и террористических организаций, занимающихся пропагандой, вербовкой и переправкой людей в зоны вооруженных конфликтов. По 17 из них возбуждены уголовные дела. Пресечено 242 случая распространения религиозной литературы экстремистского толка. 217 проповедников радикального ислама привлечены к уголовной ответственности, изъято около семи тысяч экземпляров экстремистской литературы, 1 200 листовок и большое количество электронных носителей. 

Возвращаясь к разъяснительной работе среди населения, отмечу, что за отчетный период совместно со спецслужбами, госорганами и гражданскими институтами нами организовано более трех десятков семинаров-тренингов, круглых столов, встреч во всех регионах страны и в столице по предупреждению религиозного экстремизма, участниками которых были женщины, молодежь, студенты и представители духовенства. Для повышения информированности населения по этой тематике нами выпущено примерно 50 тысяч буклетов "Ислам против экстремизма", за два последних года заблокировано около 20 веб-ресурсов экстремистской направленности.

— Напомните, пожалуйста, нашим читателям, какие организации и движения экстремистско-террористического характера объявлены в Кыргызстане вне закона?

— Таких 12: "Аль-Каида", Движение "Талибан", Исламское движение Восточного Туркестана, Организация освобождения Восточного Туркестана, "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", Группа джихада (Союз Исламского джихада), Исламская партия Туркестана (Исламское движение Узбекистана), "Джамаат Кыргызстана", "Жайшуль Махди", "Джунд аль-Халифат" ("Солдаты Халифата"), "Ансоруллох", "Аль-Такфир аль-Хиджера" ("Обвинение в неверии и уход") и "Акромия".
     — Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что сегодня исламисты пополняют свои ряды в основном за счет молодежи и женщин. Какие причины способствуют этому и что необходимо предпринять для главенства канонов традиционного ислама, призывающих к толерантности, добру и миру? 

  — В лагерь исламистов молодежь попадает разными путями. Одних толкают сюда безработица, отсутствие возможности состояться как личность на родине, социальная несправедливость и другие факторы. Этим умело пользуются проповедники радикального ислама, зомбируя незрелых ребят и суля им различные блага. Другие становятся жертвами промывания мозгов со стороны священнослужителей. 

В Кыргызстане 2 618 мечетей и 486 намазканы. Из них регистрацию прошли соответственно только 696 и 70. Остальные функционируют незаконно. Чему и как там учат? Это вопрос не только нам, но и другим государственным органам, в чьи функции входят анализ и контроль над религиозной и конфессиональной ситуацией в стране.

Что касается нашего управления, эту работу мы проводим на постоянной основе, привлекая местные органы власти, общественность и представителей ДУМК. 

Вызывает тревогу возросший интерес к радикальному исламу представительниц слабого пола. Если в 2005 году доля женщин в совершении преступлений экстремистской направленности составляла 1,1%, то в 2014-м она увеличилась на 23%… Только в ходе одной спецоперации в апреле этого года в селе Уч-Коргон Кадамджайского района наши сотрудники выявили и задержали 6 активных участниц местной религиозно-экстремистской ячейки. Все из семей среднего достатка, родители старались как можно скорее выдать их замуж. 

Этим обстоятельством и пользуются экстремисты. Появляется иностранец, обещающий увезти за границу (чаще всего в Турцию) и обеспечить безбедную жизнь. В подтверждение своих слов суженый высылает деньги на оформление документов и билеты. Это один из типичных методов вербовки, когда толком не разбирающаяся в исламе девушка попадает под влияние мужа, оказавшегося на деле так называемым "воином Аллаха". Другая категория женщин, которых легко завербовать — матери-одиночки в глубинке, живущие на грани бедности. 

Как-то в одном из южных регионов страны мы проводили семинар-тренинг по укреплению потенциала женщин в противодействии насильственному экстремизму. Выяснилось, что большинство участниц имеют смутное представление об отличии традиционного ислама от радикального, в том числе нарушающего истинные понятия о предназначении женщины в обществе, семье и материнстве. В ходе семинара мы подняли вопрос об обучении около 50 женщин традиционному исламу для разъяснительной работы среди соотечественниц на юге страны. 

— На днях глава государства подписал Закон "О концепции государственной политики в религиозной сфере Кыргызской Республики на 2014-2020 годы". Наверное, надо вносить изменения и дополнения и в другие нормативно-правовые акты? 

— Безусловно, и мы над этим сейчас работаем. Прежде всего необходимо ужесточить наказание за насильственный экстремизм. Например, в России и Узбекистане за этот вид преступления в уголовном законодательстве предусмотрены более жесткие меры. На стадии разработки законопроект о внесении дополнений в Закон "О внешней миграции" с целью повышения роли органов внутренних дел в этой сфере. Большое количество наших граждан выезжает за пределы страны. За этим процессом нет должного государственного контроля. В то же время в Кыргызстан въезжает много иностранцев в качестве рабочей силы. Как показывает анализ, около 70% из них находятся на территории нашей   республики незаконно, без разрешительных документов, что представляет собой потенциальный канал переброски к нам членов международных религиозно-экстремистских организаций. Хотя данный вопрос находится в зоне нашего постоянного внимания, необходимо создать систему более эффективного контроля над этим процессом, например, сформировать миграционную полицию, как во многих развитых странах. Сотрудники нашего управления принимают активное участие в разработке других нормативно-правовых актов по усилению борьбы с радикальным исламом.

— Рафик Соорбекович, были в вашей практике ситуации, когда мирные, по сути, собрания граждан некие экстремистские силы пытались перевести в русло межэтнического и межконфессионального противостояния? 

— Да, такие попытки имели место, особенно на юге, когда разногласия на бытовой почве или противостояние молодежных группировок эмиссары МГО и МЭО пытались использовать как почву для международных конфликтов. Чтобы выбить ее из-под ног "засланных казачков", необходимы усилия не только правоохранительных органов, но и местных властей, начиная с айыл окмоту, с привлечением общественности. В одиночку милиции с этим явлением не справиться. 

— И последний вопрос, товарищ полковник. По оценке многих экспертов в религиозной сфере, тюрьмы и исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы страны превратились в рассадник идей радикальных течений ислама. Какие конкретные превентивные меры принимает 10-е Главное управление МВД? 

 — На сегодня в учреждениях закрытого типа ГСИН за религиозно-экстремистскую и террористическую деятельность отбывают наказание 110 осужденных, 11 из них приговорены к пожизненному лишению свободы. Естественно, данная категория заключенных предпринимает попытки влиять на остальной спецконтингент, чтобы увеличить число своих сторонников. В соответствии с планом взаимодействия МВД и ГСИН проводится целенаправленная работа по пресечению каналов проникновения на территорию "зон" литературы и электронных носителей религиозно-радикального толка. Мы постоянно обмениваемся информацией с оперативной службой ГСИН, что позволят своевременно пресекать попытки пропаганды идей религиозно-радикальных течений. Привлекаем к разъяснительной работе представителей муфтията и Агентства по делам религий. В то же время во многих учреждениях ГСИН недостаточно эффективно проводятся индивидуальные воспитательные мероприятия по снижению "рейтинга" осужденных за экстремизм и терроризм. Как положительные моменты могу отметить мнение многих "сидельцев" об изоляции лиц, осужденных за экстремистские убеждения, и их отдельном содержании. С таким предложением мы выходим сейчас на соответствующие госорганы.

 

Сергей СИДОРОВ. 

Слово Кыргызстана


URL:
Авторские колонки
Реклама