«Экстремисты, это - не бородачи в исподнем белье, это - грамотные, образованные, умные, работающие среди нас люди!», - директор Госкомрелигии КР12.01.2015 | Мнения и комментарии-Орозбек агай, в последнее время происходят трагические события по вине экстремистских групп. А что же власть, не может найти пути борьбы с ними?.. -Да, в Кыргызстане повышается опасность, вызываемая разными экстремистскими группами. Почему я говорю «экстремистскими»? Потому что большинство людей, в том числе некоторые ответственные работники, постоянно упоминают «религиозный экстремизм», включая движения «Аль-Каида» и «Талибан». Считаю неправильным связывать все происходящее с религией и вовлекать в это ислам. Например, о прошедших событиях заместитель Комитета безопасности Марат Иманкулов сказал: «Эти операции были подготовлены и осуществлены движениями «Аль-Каида» и «Талибан». Я не знаю, откуда он взял эту информацию, по каким мотивам он нашел сходство в этих терактах, ведь у указанных движений нет никаких оснований проводить теракты в Кыргызстане. Кроме того, называют движение «джихадистов».Они не разъяснили кто они такие, когда, с какой целью появились, что они преследуют, поэтому все это называть религиозной организацией неправильно.
-Мы, к примеру, называем «Хизб-ут-Тахрир» религиозной экстремистской организацией? -Да, последователи «Хизб-ут-Тахрира» придерживаются религиозных взглядов, однако, в их программе нет пункта о проведении террора и государственного переворота. Чтобы они совершали террористические акты, им нужно полностью изменить свою программу и концепцию. На это им должна дать согласие находящаяся в Лондоне штаб-квартира. Поэтому, сейчас им нет смысла проводить в Кыргызстане теракты. Добавлю, что люди из «Хизб-ут-Тахрира», это- не бедняки, опустившие бороды до пояса и одетые в грязный чапан, как говорят сотрудники национальной безопасности. На самом деле, они обладают высоким профессионализмом, образованные, умные люди, которые уже давно переделали те дела, до которых власть еще не дошла. Эти люди не признают светское государство государством, а ее власть не считают властью, и не признают ее. В связи с этим, они никогда не стремятся пройти официальную регистрацию и создать партию. Их тактика заключается в увеличении числа своих сторонников, повышении своего влияния только идеологическими путями. Вот почему в нашей стране они представляют собой очень мощную, тайную организацию. Благодаря своему уму они ловят в сети некоторых политических деятелей и используют их в своих целях. У нас достаточно политических лидеров, которые во время выборов с целью получения их голосов связываются с ними, торгуются и ведут игры. Это приводит к большим трудностям в противостоянии указанным силам.
-В обществе появляется мнение о необходимости бороться с религиозным экстремизмом и терроризмом идеологическими путями. Как вы на это смотрите? -Конечно, если их главным оружием является религия, то и атаковать их нужно идеологическим путем. Для этого мы говорим, что нужно проводить реформу во главе с Муфтиятом. Вот, в последние годы открылись медресе и высшие учебные заведения. Приехавшие с периферии молодые джигиты получают религиозное образование, а работу не находят. Нужно использовать их. Когда мы говорим о религиозном образовании, мы не должны его связывать только с одной религией-исламом. Нужно провести водораздел между другими религиями, их историей, причин возникновения, основных принципов. Общество должно быть осведомлено о целях разных религиозных организаций, в какой точке они противоречат исламу, а также получать информацию о неправильных путях их развития. Второй вопрос, государство должно поддержать и создать условия для укрепления Муфтията, так как это один из эффективных путей борьбы с терроризмом. Известно, что в последние годы криминальные группы начали оказывать давление на Муфтият. Почему? Потому что эти молдоке берут и дают взятки. А там, где есть деньги и взятка, криминал проводит свои игры. И сейчас криминал посредничает о назначении своего человека муфтием. В связи с этим, государство должно предпринять меры, укоренить чистый и уважаемый в народе высокий статус Муфтията. Вдобавок, экстремизм усиливается именно в такие моменты политико-экономического кризиса как у нас сейчас. Государство должно развивать в лучшую сторону социально-экономическую жизнь, а иначе «хизбутовцы» будут постоянно приводить в пример нашу ситуацию: «Вот 15 лет Акаев и 5 лет Бакиев «проедали» Кыргызстан, народ голодает. И сейчас такие же «проедалы» продолжают работать, значит, мы еще больше обеднеем. Если мы будем крепко держаться за религию ислама и создадим Халифат, тогда все изменится. Мы бы стали жить в счастливом обществе, в справедливости, как говорил Пророк». Замученный народ не будет ли вынужден им верить?
-На встрече с экс-муфтием Чубаком ажы, он сказал, что у Муфтията не хватит сил бороться с «Хизб-ут-Тахриром»? -Правильно. Спасибо Чубаку ажы за правду. Ведь прежние муфтии раздувались как пузыри, уверенно заявляя: «Мы обрежем корни «хизбутовцам», мы будем с ними бороться». Но они боролись не с ними, а друг с другом. В чем слабость Муфтията в борьбе с экcтремистскими организациями? Во-первых, те люди очень образованные, и у них очень высокое понимание религии, они Коран исследуют вдоль и поперек, до малейших деталей. А наши молдоке по сравнению с ними малограмотные. Говоря по правде, наши молдоке способны только на чтение заупокойных молитв, проведение религиозного обряда бракосочетания, а также прочитать Коран среди более менее большого количества людей. Их нельзя винить в этом, так сложились обстоятельства. Поэтому наши молдоке проигрывают им в эффективности и доходчивости проповедей и не могут так притянуть к себе людей, как это удается тем. Во-вторых, много споров в самом нашем Муфтияте. Вот сколько уже лет идут разговоры об «умыкании» денег при проведении хаджа. До сих пор не прекратилось. И в этом году говорят, что вылезли «фальшивые визы». Что же, к нам приезжают из Ирана, чтобы сделать «фальшивые визы»? Говоря по правде, все это сделано через взятки. Разве такие молдоке могут бороться с «хизбутовцами»?
-К каким положительным результатам может привести введение в школах уроков религиоведения? -Если вы помните, эта идея под названием «урок веры» несколько лет назад была введена в школьные программы. В своей основе эта идея была правильной. Она ставила цель проинформировать молодежь о религии, о различиях религиях. Что из этого вышло? Из-за отсутствия специально подготовленных кадров эти уроки стали проводить местные молдоке. Они в свою очередь поняли так, что обязаны рассказывать только об одном исламе, и начали обучать всему, что сами знали. Сейчас хоть стало больше молодежи с религиозным образованием, а в то время в аилах молдоке неправильно читали Коран и вводили детей в заблуждение (из-за незнания арабского языка произносили кыргызские слова созвучно арабским словам, в результате получалось следующее: «жадно смотрит, снова ложится, снова ползет»-прим.gezitter.kg). Делать нечего. Министерство образования посчитало правильным закрыть «урок веры». А в настоящее время у нас есть факультеты теологии и много молодежи, получившей образование за рубежом. В русских церквях подготовлены очень грамотные, образованные кадры, которые знают различия между всеми религиями. И по сравнению с мусульманскими молдоке они осведомлены о деятельности христианских сект, в каком направлении они идут, в чем их ошибочность. Считаю, что мы снова должны ввести уроки религиоведения, но не навязывать молодежи только одну религию, разъяснять детям разницу между религиями и сектами. Мы должны дать молодежи информацию о причинах возникновения религиозных организаций, ареолы их влияния, программы, идеи, об их вреде любому государству и нации.
-Не показывают ли недавние события, что в Кыргызстане появилась опасность экстремизма? Скажите, насколько они опасны? -Как выше сказано, экстремизму можно противостоять идеологическим путем, а у нас его путают больше с терроризмом, и, наблюдая взрывы и стрельбу, представляют себе Афганистан, Израиль и Палестину, таких у нас большинство. В то же самое время, почему мы не представляем себе, что они разрушают общественное сознание и обрезают национальные корни? Например, возьмем семью какого-нибудь простого кыргыза, его отец, слава Богу, мусульманин, мать перешла к баптистам, проживая в большом городе стала протестанткой, а дочь - активная участница течения «Иисус Благочестивый»(возможно имеется в виду "Церковь Иисуса Христа"-прим.gezitter.kg). Какое согласие может быть в такой семье? Как будет сочетаться хорошее с плохим? И есть ли будущее у государства, состоящего из таких семей? Конечно, нет. Следовательно, мы не осознаем, гоняясь за демократией, твердя об экономике, погрузившись в политику, что наше сознание и внутренний мир давным-давно украли пришлые миссионеры. Кстати, о миссионерах. Сейчас они рекой вливаются в Кыргызстан. Чего у них много? Денег много. Я встречался с миссионером, который оказался представителем какой-то из религиозных организаций. И он признался, что если его старания увенчаются успехом, и он найдет здесь сторонников, то готов привезти «неограниченное количество денег». Давайте подумаем, если к нам привезут неограниченное количество денег, то наш немногочисленный голодный народ не будет ли вынужден пойти следом за ними?
-Предусмотрено ли наказание в уголовном Кодексе для экстремистов и сектантов? -К сожалению, у нас нет закона, в соответствии с которым можно было бы арестовать и наказать: «ты-хизбутовец, а ты -сектант церкви Христа». В большинстве случаев, для их ареста пытаются подвести статью о террористической организации. К их задержанию подходят следующие статьи: «Попытки разжигания межнациональной розни», «Попытки разжигания религиозной вражды», «Попытки издания запрещенной продукции». Сейчас у нас ужесточены санкции, по которым подобных преступников лишают свободы на 15-20 лет. Например, возьмем Ноокатские события. Эти события- ошибка самой власти, которая разрешила читать намаз, а потом запретила и вынудила людей выйти на улицы. Тогда их организаторы были осуждены на 19-20 лет. Однако, после 7-го апреля власть их полностью оправдала. Это тоже большая ошибка государства. Ведь если тех людей неправильно осудили, тогда надо посадить судей, неправильно их осудивших. А если же правильно их осудили, тогда зачем нужно было освобождать? Их нужно было либо амнистировать, либо сократить им сроки. А оправдать их «оптом» это- популизм.
Беседовал Тынчтык АЛТЫМЫШЕВ. Газета "ЛОЗУНГ" № 1(17) от 12.01.2011/ стр.7 Перевод: Gezitter.org URL: |
Авторские колонки
Реклама
|