RSS Контакты
Кыргызская Республика

Попытки запрета ношения мусульманского платка в Кыргызстане

28.10.2014 | Ислам: прошлое и настоящее

Немаловажным фактором, влияющим на мусульманок в современном обществе, остается вопрос ношения хиджабов. 

Споры о том, правильно или неправильно запрещать одевать платки в школах и университетах не закончатся, пока стороны в лице мусульманского сообщества и государства не придут к единому мнению и пониманию вопроса. А пока существующую проблему мусульманки решают на местах своими методами.

С Министерством образования не первый год идет борьба за ношение платка в государственных школах и университетах, признается председатель общественного фонда «Мутакалим» Жамал Фронтбек кызы. Были случаи, когда студенток Кыргызского национального университета, Кыргызско-Турецкого университета «Манас», Кыргызско-Российского Славянского университета, Кыргызского госуниверситета не впускали на лекции. Бывали случаи, когда директоры школ буквально срывали с девочек платки вместе с волосами.

«Приходит на должность новый министр. Нет бы заниматься реформами в образовании, один хочет видеть их ноги, другой министр хочет видеть их волосы», - сказала она.

Не так давно ряд депутатов и молодежное крыло партии «Ар-Намыс» предлагали вынести вопрос запрета ношения хиджаба в школах и университетах на всенародный референдум. Тогда высказывались мнения, что это может привести к расколу страны. И, кроме того, не стоит забывать, что в государстве у каждого гражданина есть право на свободу вероисповедания. Но, тем не менее, парламентариев возмущал внешний облик кыргызских девочек и девушек.

«Кыргызы никогда не надевали хиджаб, они носили платья с длинными рукавами, жилетки. Девочки надевали на голову тюбетейки, замужние – платки, женщины преклонного возраста – элечек. Когда мужчины надевали платья? Они ведь всю жизнь верхом на лошади были. Недавно в школе я увидела девочку нулевого класса в черном платье и хиджабе. Она сидела и мучилась от жары. Я спросила у учителей, что это такое? Теперь что, те, кто носит хиджаб, - благочестивые, а те, которые не носит, - неблагочестивые?! Почему мы должны одевать арабскую, пакистанскую одежду? Я чту мусульманство, знаю его правила, но у нас есть своя национальная одежда», - заявила тогда парламентарий Майрамкуль Тиленчиева.

Глава общественного фонда «Мутакалим» отметила, что девушки с радостью носили бы одежду с национальным колоритом. Однако стоит это удовольствие достаточно дорого, а студентки не могут себе позволить $300-500 на один наряд.

«Наши депутаты заявляли, почему девушки не одевают национальную одежду. А почему сами парламентарии одеваются в европейском стиле? Пусть национальную носят. Мы хотим одевать одежду в национальном колорите, но это очень дорого стоит. Сшить один хиджаб стоит 300-500 долларов. А откуда такие деньги у студенток? Конечно, она купит самопошив за 300-500 сомов», - сказала председатель общественного фонда Жамал Фронтбек кызы. 

Директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов считает, «в государстве должны понимать, что запрет ношения хиджаба может привезти к радикализации, проявлению терроризма». С другой стороны, противники ношения хиджабов опасаются, что именно хиджабы и могут повлиять на уровень радикальной исламизации.

 «Мы не знаем, куда даже обращаться, когда идут нарушения прав женщин, живущих в неофициальном браке. Как мужчина, 8 раз съездивший в Мекку, может так поступать, непонятно! Это его не останавливает совершать такие поступки», - сказала глава кризисного центра «Сезим» Бубусара Рыскулова, к которой за помощью в решении имущественных прав обратилась многодетная мать, оставленная мужем.

По мнению экспертов, в КР назревает необходимость создания шариатских судов в рамках правовой системы. В частности, такие суды занимались бы вопросами брака, наследования имущества и различных споров.

«Кто будет защищать права женщин? Государство не может защитить их права. А по шариату у женщин намного больше прав, чем у мужчин», - подчеркнул Кадыр Маликов.

Председатель общественного фонда «Мутакалим» добавила, что шариатские суды нужны уже сейчас. По ее словам, детям, которые родились от вторых, третьих жен, сейчас уже по 17-18 лет. И неясно, как будет проходить раздел имущества между ними.

Со всеми вышеназванными проблемами современное гражданское общество сталкивается все чаще. Кого-то это касается прямо, кого-то косвенно. Хоть религия в нашей стране и отделена от государства, это не значит, что все можно пускать на самотек. При отсутствии контроля  возможна радикализация общества, и это мы наблюдаем уже сейчас. Если не сегодня, то в будущем все равно государство и мусульманское сообщество должны прийти к какому-либо консенсусу – в вопросах ношения хиджаба, получения образования, регулирования семейных и наследственных отношений в мусульманских семьях. И чем раньше начнется диалог государства и религии, тем легче будет решить существующие проблемы и ликвидировать существующие риски для общества.

Knews


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама