Среди женщин на юге Кыргызстана растет интерес к исламу04.10.2012 | События и репортажиПо мере того, как женщины ищут более крепкие религиозные основы, некоторые эксперты говорят, что религиозные школы на дому возможно придется контролировать. Жительница села Чек-Абад Араванского района Ошской области Дилорам Хамракулова организовала у себя дома частную религиозную школу - худжир. Женщины приходят к ней, чтобы больше узнать об исламе, учить суры Корана, молитвы, совершать намазы, соблюдать традиции и обряды в домашних условиях. «У меня обучаются 40 девочек и женщин в возрасте от 10 до 60 лет, - сказала Хамракулова. – Все они ко мне приходят добровольно получить знания по исламу. Их интересует, например, что нужно для того, чтобы совершить хадж в Мекку, или как правильно придерживаться поста «орозо» в священный месяц Рамадан». Несмотря на то, у Хамракуловой нет религиозного образования, выйдя на пенсию, она решила посвятить свое свободное время религиозному обучению женщин и предоставить им место, где бы они могли встречаться и говорить о своей вере. На юге Кыргызстана среди женщин растет интерес к исламу и исламскому образованию, вместе с ним популярность набирают худжиры. Сеть «Женщины миротворцы Кыргызстана» (СЖМК) при поддержке ООН провела в июле мониторинг числа худжир на юге страны. Опрос показал, что за прошлый год число таких школ возросло с менее десяти до нескольких десятков. СЖМК подтвердила тот факт, что женщины стремятся укрепить свои знания ислама. В свете этой тенденции, чтобы обсудить этот вопрос, власти организовали форум при участии священнослужителей, представителей местных администраций и общественных организаций в Чек-Абадской сельской управе. Зачем регистрироваться? Некоторые обозреватели выразили обеспокоенность тем, что худжиры не зарегистрированы, не контролируются и не прозрачны. «Неизвестно, что преподают в этих домашних школах, ведь они действуют подпольно», - сказал молдо (имам) самой крупной на юге страны мечети «Сулайман Тоо» в Оше Жанарбек Матиев. Он порекомендовал властям разработать меры по изучению этой проблемы и возложить эту задачу на официальное духовенство, чтобы оно занималось просвещением местного населения в целях недопущения возможной дестабилизации на межрелигиозной почве. Заместитель главы государственной администрации Араванского района Жамиля Абылкасымова сказала, что под видом религиозных школ могут действовать экстремистские движения и представители террористических организаций, которые вовлекают в свою сеть молодых людей и женщин. Активное развитие неформального религиозного домашнего образования в тени может «угрожать вопросам безопасности страны», сказала член Сети «Женщины миротворцы Кыргызстана» Жумагуль Болпонова. «Местные жители являются основными слушателями таких школ, которые в большинстве посещают молодые женщины… - сказала она. - Во время мониторинга мы выявили, что религиозная образовательная деятельность на дому широко представлена в таких сельских управах, как Анаров, Тепе-Коргон, Чек-Абад и селе Жаны-Арык Араванского района Ошской области». По словам Болпоновой, эту проблему можно решить, если ввести обязательную регистрацию школ на дому. Что и сделала одна из худжир в селе Араван. Специальный представитель генсека ООН Пан Ги Муна по странам Центральной Азии Мирослав Енча, присутствовавший на встрече, согласен с этим мнением. Свобода вероисповедания является неотъемлемым правом каждого человека, при этом нельзя игнорировать интересы общества, сказал он присутствующим. В рамках борьбы с экстремизмом правительство хочет, чтобы религиозные школы, в том числе худжиры, были зарегистрированы. В прошлом, в частности на юге страны, были случаи, когда в некоторых незарегистрированных мечетях звучали призывы к нетерпимости и проповедовались идеи экстремизма. Регистрация худжир не будет ограничивать доступ к таким школам, а будет означать, что правительству известно о программе обучения и о ее соответствии принципам ислама, а также известны ее преподаватели. Власти хотят знать, сколько учащихся в каждой худжире в целях статистического учета. Власти могут рекомендовать худжирам зарегистрироваться, но проверки в них устраиваться не будут, сказала Абылкасымова. Владельцы худжир о возможной регистрации Предложение о регистрации было хорошо воспринято участниками по обе стороны. Владельцы худжир Халимахон Яхъёджанова и Барнохон Джураева, принявшие участие в форуме, сказали, что «не против» регистрации. Джураева сказала, что она вместе со своими сподвижницами не ведет антиконституционную деятельность, отметив, что в худжирах уроки по исламу предлагаются как альтернатива официально действующим медресе. По ее словам, занятия в медресе для женщин иногда менее практичны, потому что такие уроки являются частью более структурированной учебной программы и требует большего времени. «Все больше верующих мусульман хотят знать о своей религии, - пояснила она, - поэтому многие вынуждены ходить в домашние школы, где есть возможность хотя бы получить базовые знания исламского религиозного образования». Источник: «Средняя Азия в интернете» URL: |
Авторские колонки
Реклама
|