RSS Контакты
Российская Федерация

Список запрещенной литературы - путь к прогрессу уммы?

27.03.2012 | Аналитика

Завершающийся месяц в "исламском" преломлении запомнился очередным запретительным веянием. Сначала прошла информация о подписании председателем Духовного управления Республики Татарстана Ильдусом Фаизовым Приказа N113 от 14 марта 2012 г., обязывающего мухтасибаты доводить до имамов своих районов и подчиненных списка книг, "противоречащих уставу" ЦРО - ДУМ РТ.

Среди них - общепризнанный перевод Корана на русский язык Эльмира Кулиева, им же осуществленный перевод тафсира (толкование Корана) Абду-р-Рахмана ас-Саади, труды Мухаммада ибн аль-Усеймина, Мухаммада Насыруддина аль-Альбани и др. авторитетных мусульманских ученых (1).

Затем достоянием общественности стала информация о подготовке Экспертным Советом ДУМ Дагестана "неодобряемых" к прочтению книг. В этом случае приплюсованными к вышеизложенным произведениям оказались труды Али аль-Тантауи, Юсуфа аль Карадави, Вашингтона Ирвинга, Шамиля Аляутдинова, Галины Бабич и того же Э. Кулиева (2).

Не будем в данном контексте затрагивать подвергнутые к обструкции произведения зарубежных мыслителей (это тема отдельного глубокого исследования), но, спрашивается, насколько  безболезненно "среднестатистически-рядовыми" (да и, в общем-то, не только) мусульманами будет воспринято наличие в "расстрельном списке" произведений "своих" блестящих ученых современности Ш. Аляутдинова и Э. Кулиева? Давайте попытаемся быть объективными (или, скажем, откровенными). Разве не ответы Шамиля Аляутдинова (посредством раскрытия им красоты Ислама качественным преподнесением мусульманской религии) на его сайте  привели (и продолжают приводить) к мусульманству молодежь СНГ на протяжении последних пару десятков лет? А ведь именно данные взгляды помещены в запретных ныне его трудах "Ответы на ваши вопросы об Исламе" и "Путь к вере и совершенству". В то же время, разве не "забаненное" произведение Эльмира Кулиева "На пути к Корану" сыграло ту же роль, вплоть до сегодняшнего дня оставаясь одной из настольных книг мусульман постсоветского пространства?

В целом, данный стиль (запреты, запреты, запреты) всегда являлся показателем идеологической слабости той или иной структуры (общества, государства). Результаты этой политики общеизвестны. Дело тут даже не в том, что, скажем, советская борьба с "инакомыслием" привела к обратному эффекту, когда "обструкция" печатного слова приводила к массовому желанию знакомиться с опальными трудами. Сегодня вопрос приобретает несколько иные черты - как вести даваат в условиях борьбы со "своими"? Ведь получается, например, что знакомящийся с Кораном в переводе Э.Кулиева моментально оказывается в "черном списке". А не означает ли это помещение выросшего на данном "Коране" целого поколения мусульман СНГ в ряд "неблагонадежных"  в Татарстане и Дагестане?

Мало этого, не исключено ведение призыва в Ислам одной частью духовных лидеров как бы посредством отрицания чего-либо или кого-либо, когда вместо демонстрации многоцветности религии основой проповедей станет призыв на основе "анти". К чему это может привести, если не к дальнейшему расслоению уммы постсоветского пространства?

Безусловно, запретить легко. Значительно сложнее обосновать свою позицию посредством дискуссий, открытых обсуждений на "круглых столах" и т.д. В конце-концов, если у чиновников от религии существуют вопросы к тому или иному автору по каким-либо вопросам, разве не значительно более продуктивным представляется обмен мнений с изложением позиций обеих (или нескольких) сторон? Но, по всей видимости, власти от религии избегают публичности по причине понимания слабости собственной позиции. Иначе появились бы обоснования своих шагов.

Параллельно же возникают все новые и новые вопросы-сомнения. В приведенном выше приказе N113 казыям предписывается проведение ежемесячных проверок мухтасибатов, мечетей и др. подведомственных структур на предмет наличия книг из списка "запрещенных". Допустим, не нашли. Что предпринять дальше, идти по квартирам? Но и это ладно – «внутренний» вопрос, так сказать. Однако, он-то может перерасти во «внешний». Скажем, во время хаджа выходец из Татарстана или Дагестана на полочках в мекканской и мединской мечетях обязательно встретится с представленными в этих важнейших мусульманских святынях экземплярами перевода Э. Кулиева. И если вдруг в перерыве между намазами паломник посчитает актуальным знакомиться со словами Аллаха в этом варианте, он подпадет в число "идеологических диверсантов"? Так не лучше ли сразу обратиться с официальным письмом в соответствующие структуры Саудовской Аравии?

Или другой гипотетический пример-вопрос. Обнаруживший опасность ознакомления с трудами Ш.Аляутдинова в Дагестане внезапно может столкнуться с этой литературой в близлежащих регионах. Что ему предпринять, кому жаловаться? А вдруг он перевернет пару листов и ему понравятся первые же строчки? Не возвращаться в родные пенаты до окончания прочтения книги?  

Спрашивается, неужели именно такими методами отдельные духовные структуры пытаются привести умму к прогрессу? Рассматривая в свое время аспект ограничения трансляции телешоу «Дом-2» в дневное время, автор отмечал, что к реальной духовности социум может придти не через «местнический» или директивный (идеологическая доминанта) принципы объявления общества религиозно-нравственным, а исключительно осознанно-чувственным восприятием веры, посредством предоставленного Аллахом человеку права выбора (3). 

Так не лучше ли (и полезнее) для уммы сохранить мусульманам возможность реального ощущения себя свободной личностью? Не данный ли путь выбора видится более качественным для укрепления имана и становления каждым приверженцем Ислама полноценнейшей частью мусульманского сообщества? В противном же случае в скором времени все мы станем свидетелями призывов к "исламской" инквизиции...

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

1.Муфтий Фаизов, придавший в сотоварищи Аллаху православного попа, запретил в Татарстане перевод Священного Корана

http://www.ummanews.ru/news/last-news/6047-2012-03-16-12-37-01.html

2.Очередной список книг от ДУМ Дагестана, "не одобренных" к изучению

http://golosislama.ru/news.php?id=6808

3.Теймур Атаев. Насколько реально внедрение в общество духовности директивными методами?

http://www.zonakz.net/blogs/user/izgi_amal/6774.html


URL:
Авторские колонки
Реклама