Рамадан: время молитв и созидания09.09.2013 | АналитикаВот и закончился месяц Рамадан, который в этом году пришелся на жаркие дни июля и августа. Прошедший месяц поста оказался горячим и на политические события: массовые манифестации с жертвами продолжаются в Египте; очередное обострение борьбы между светскими партиями и исламистами вспыхнуло в Тунисе; не остановилось кровопролитие в Сирии. Намного более спокойной была ситуация в странах СНГ. Наиболее заметным инцидентом стало убийство в Махачкале имама и суфийского шейха Ильяса Ильясова в канун Ночи Предопределения (Ляйлат-уль-Кадр). Внешне контрастной была ситуация в Казани в дни универсиады, где почти максимально раздетые спортсменки и волонтерки, с одной стороны, и одетые мусульманки, с другой стороны, взирали на друг на друга, особенно на улицах Старо-Татарской Слободы и у театра Камала. К чести обеих сторон дело обошлось без инцидентов. Рамадан: время добра Действительно, Рамадан для мусульман является не временем показной внешней религиозности, а временем добрых дел. Каждый день агентства новостей, страницы социальных сетей приносили нам информацию о массовых ифтарах, концертах, лекциях, благотворительных мероприятиях для незащищенных слоев населения. Традиционным стало проведение «шатров Рамадана». В этом году 30 июля, на территории Мемориальной мечети на Поклонной горе в Москве состоялось торжественное открытие восьмого ежегодного «Шатра Рамадана». По многолетней традиции данный культурно-благотворительный проект организован Советом муфтиев России при поддержке правительства Москвы. На открытии с приветственным словом выступил Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Духовный лидер мусульман страны особенно подчеркнул духовное единение мусульман с представителями других религий, отметив, что «Россия испокон веков была многонациональной и многорелигиозной страной, и „Шатер Рамадана“ открыт для всех желающих, вне зависимости от национальности и вероисповедания». Равиль-хазрат указал: «"Наши предки всегда умели жить в мире и согласии. И мы, и наше молодое поколение, в том числе, хочет жить в стране, где царят взаимопонимание, уважение и любовь к ближнему, жить в мире со всеми вне зависимости от религии и национальности, ведь именно этому учит нас Священный Коран. С приветствиями выступили недавно избранные муфтии: Республики Татарстан Камиль-хазрат Самигуллин, и Москвы Ильдар-хазрат Аляутдинов.
Распада не допустимС каждым годом все шире становятся площадки проведения мероприятий в дни Рамадана, в день Ураза-байрамы. Лидеры российских мусульман стремятся к тому, чтобы активность мусульман носила открытый и прозрачный характер. Для нас не является самоцелью сбор как можно большего числа верующих вокруг мечетей. Но для нас принципиально важно, чтобы мусульмане, особенно находящиеся в мегаполисах, не оказались в тени. Борец за права крымских татар, генерал Петр Григоренко говорил: «В подполье можно встретить только крыс». Нельзя допустить того, чтобы в подпольных молельнях действовали неподконтрольные Духовным управлениям и светским властям проповедники. Ведь к каждому рынку, кафе, дому, квартире ОМОН не приставишь. И россияне и граждане других стран СНГ должны помнить, что основной вектор развития российской уммы находится в сфере мирного сосуществования с представителями других религий и народов. Функция Духовных управлений мусульман с момента создания при Екатерине II заключалась в противостоянии влиянию иностранных проповедников и концентрации всей религиозной деятельности мусульман вокруг мечетей, куда можно было бы обратиться каждый день. Причем это касалось и приезжающих мусульман, особенно важную роль здесь выполняли ярмарочные мечети, начавшие строиться по указанию Екатерины II. Особенно жестко о недопущении в Россию иностранных проповедников (особенно суфиев) говорится в законодательстве Николая I. Но тогда перемещения населения были намного меньше, и не существовало Интернета. А то, что слово может выводить на площади миллионы людей и приводить к падению правящих режимов мы видели на примере распада СССР и последних революций в арабском мире. Не случайно, что конец СССР сопровождался распадом единых Духовных управлений мусульман. Сегодня нам нужны светские лидеры и муфтии, которые не позволят расшатать и разорвать на части свои территории, как это произошло при Михаиле Горбачеве. Кто не против нас, тот с намиМы приветствуем деятельность силовых структур, которые ведут борьбу с экстремистами, прикрывающимися лозунгами мусульманского благочестия и справедливости, но нельзя забывать и о преступлениях экстремистов, маскирующихся защитой русских национальных интересов. От рук некоторых группировок этих экстремистов пали не только десятки мигрантов, но и этнические русские. Несомненно, государство должно обеспечивать безопасность своих граждан силовыми методами, но должно существовать взаимопонимание между властными структурами. Мы прекрасно видим, как насажденные под самыми демократическими лозунгами режимы в Ираке и Афганистане не могут обеспечить минимальную безопасность своих граждан даже в центральных кварталах своих столиц. Мы прекрасно помним теракты в Москве и других российских городах в конце 1990—2000‑х гг. Сегодня москвичи, равно как петербуржцы и казанцы, не боятся спускаться в свои подземки. После трагической гибели Валиуллы Якупова 19 июля 2012 г. и ряда терактов в Татарстане меня удивляло спокойствие казанцев. Люди чуть постарше меня откровенно говорили: «были провокации в начале 1990‑х гг., нас называли второй Чечней, теперь называют вторым Дагестаном, но мы уверены в сохранении мира в республике. А если, кто серьезно будет провоцировать межнациональную рознь, то ему не выжить». Прошедший месяц Рамадан показал, что в Татарстане и Башкортостане обстановка находится под контролем. Ведь кавказизация — это и убийства силовиков, и страшная ненависть в глазах соседей, это отсутствие миниюбок даже в магазинах и внезапно появляющиеся по всему городу платки на головах всех мусульманок, это сожженные стрипбары, сауны и магазины, торгующие алкоголем. Да, мигрантов стало больше, но и терактов стало меньше. Конечно, с нелегальной миграцией надо бороться, но спрашивать надо как с мигрантов, так и с работодателей. Много ли вы видели представителей государств Азии, просящих милостыню? Значит, у них есть какая-то работа, так зададим же вопрос: кто обеспечивает их трудоустройством и жильем? Август в России часто становился месяцем трагедий, начиная с Первой мировой войны в августе 1914 г. Будем надеяться, что в этом году дело ограничиться кипением страстей. Уставшее от революций и реформ российское общество сосредоточило огонь своей критики на мигрантах. На самом деле опрос, проведенный в июле 2013 г. показывает, что российское общество чувствует себя гораздо увереннее, чем в первой половине 2000‑х гг. Так, «Заселение России представителями иных национальностей (китайцами, вьетнамцами и др.)» вполне реальным в 2005 г. считали 58 %, а в 2013 г. только 35 %. Особо замечу, что речь в опросе шла о китайцах и вьетнамцах, а нам эти данные пытаются подсунуть под соусом исламофобии накануне выборов в Москве и Подмосковье. Вымирание российского населения из-за низкой рождаемости" считали вполне реальным в 2005 г. — 58 %, а в 2013 г. — 23 %. Вот Вам реальные следствия демографической политики президента В. В. Путина!
«Распад России на несколько самостоятельных государств» в 2005 г. вполне реальным считали 34 % населения, «потерю части территории России, вплоть до распада на несколько самостоятельных государств» в 2013 г. только 9 % (!). Террористические акты в отношении стратегически важных объектов (атомные электростанции, водохранилища, городские системы жизнеобеспечения и т. д.) в 2005 г. — 67 %, в 2013 г. только 28 %. В 2005 году, когда такой опрос был проведен впервые, на первом месте с рекордными 70 процентами стояла, по мнению наших соотечественников, угроза резкого снижения уровня жизни, вплоть до голода значительной части населения, сегодня такая перспектива представляется вероятной лишь 22 процентам. Российский народ в своей массе считает, что жить стало лучше и стабильнее. К сожалению, Россия, как и страны СНГ, остались в стороне от роста жизненных стандартов, охвативших мир, в 1990‑е гг. С конца 2000‑х гг. экономический кризис охватил уже весь мир. Станы Запада, включая США, выбрали высокую безработицу, которая реально намного выше из-за частичной занятости и временных рабочих мест. В России, как и в СССР, традиционно низкие зарплаты и безработица. В итоге слишком многие из молодежи, да и среднего поколения не могут позволить себе собственное жилье для семьи: ту самую «трешку» не так далеко от метро. На форумах видно как актуальна фраза Михаила Булгакова о том, что москвичей испортил жилищный вопрос. Крайним всегда является последний поток мигрантов. На самом деле эти последние сейчас намного безобиднее тех, кто выселял жильцов с помощью оружия в годы гражданской войны или писал на них доносы в 1930‑е гг. Почитайте ту же бессмертную книгу «Мастер и Маргарита»: там все это прекрасно расписано, посмотрите как в «Бандах Нью-Йорка» приехавшие пораньше жители набрасываются на новоприбывших христиан ирландцев. Нам всем необходима терпимость и умение понять друг друга. Но если мигранты уйдут из мегаполисов, готовы ли вы поделиться своим жильем с людьми одной с вами религии и языка, готовы ли вы работать строителями и дворниками? Ведь за это сейчас не дают жилье, как в советские времена. А если русская и татарская молодежь, молодежь других коренных народов России будет массово приезжать в Москву и ютиться в съемном жилье, то будут ли у нее дети? Ведь у них нет возможности оставить семью где-то там на юге. Мы живем в не самые простые времена. Куча современных игрушек и изобретений, поездки и прогулки, одежда и косметика делают жизнь более яркой и привлекательной. Только нельзя купить в этом мире любовь, сострадание, уважение, признательность. И сколько бы ни было у нас внешне красивых вещей, их не забрать с собой в мир иной. Поэтому будем оставаться прежде всего людьми, и испытания месяца Рамадан пусть нас приготовят к умению понять других и помочь своим братьям и сестрам, то есть всем людям!
Дамир МУХЕТДИНОВ, Опубликовано в газете "Медина аль-Ислам", август 2013 г. №8 (143) URL: |
Авторские колонки
Реклама
|