Новый день для России и российской уммы14.04.2014 | Аналитика
21 марта 2014 г. в день Навруза Крым и Севастополь по прошествии 60-ти лет вновь вошли в состав России. Российская умма увеличилась как минимум на 300 тысяч крымских татар. В преддверии этого события, 18 марта президент Российской Федерации Владимир Путин выступил с Обращением в Кремле перед депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, руководителями регионов России и представителями гражданского общества. Он заявил: «Русские и украинцы, крымские татары и представители других народов жили и трудились рядом на крымской земле, сохраняя свою самобытность, традиции, язык и веру… Да, был период, когда к крымским татарам, так же как и к некоторым другим народам СССР, была проявлена жестокая несправедливость… Крымские татары вернулись на свою землю. Считаю, что должны быть приняты все необходимые политические, законодательные решения, которые завершат
процесс реабилитации крымско-татарского народа, решения, которые восстановят их права, доброе имя в полном объёме». Долгий путь домой
Президент России Владимир Путин показал свою добрую волю 12 марта 2014 г. в ходе телефонного разговора президента с экс-лидером Меджлиса Мустафой Джемилевым. Лидер нашей страны высказал предложения,
охватывающие законодательную реабилитацию крымских татар; обустройство оставшихся репатриантов; представительство народа во всех ветвях власти Крыма; использование крымско-татарского языка в качестве одного из официальных языков; признание представителей органов крымских татар Меджлиса и Курултая.
Однако обиды и страхи многих десятков лет, а крымские татары получили возможность вернуться на Родину только в конце 1980-х гг., во многом определили опасения мусульман Крыма в конце февраля-марте, когда менялся статус полуострова. Я своими глазами видел свежие могилы пожилых людей, чьи болезни обострились и сердце не выдержало, когда зазвучали реплики провокаторов о возможности второй депортации. Вместе с председателем Совета муфтиев России шейхом Равилем Гайнутдином и муфтием Крыма Эмирали хаджи Аблевым молился
за упокой их душ.
Как сказал шейх Равиль Гайнутдин на 2-й сессии Курултая крымскотатарского народа VI созыва, открывшегося 29 марта 2014 года в Бахчисарае: «Я, безусловно, уверен, что крымскотатарский народ, который прошел слишком много трагических дней в своей истории, накопил огромный опыт и обладает мудростью, которые обязательно помогут сделать мудрый шаг и принять мудрое решение во имя народа».
Крым и мировая политика
Конец 2013 г. — начало 2014 г. стали временем, когда все более откровенно стали показываться контуры нового миро порядка, где борьба ведется без понятных правил, и ее результат скрыт в тумане. Об этом говорят большинство аналитиков. В конце Второй мировой войны в 1945 г. лидеры «большой тройки» Сталин, Черчилль и Рузвельт сформировали так называемую «ялтинскую систему», которая просуществовала все годы «холодной войны» до конца 1980-х гг. Конечно, США и СССР не вели прямые войны между собой, но вооруженные конфликты в Корее, Вьетнаме, многих других странах стоили жизни миллионам людей, намного превышая потери США и Великобритании в годы Второй мировой. С разрядки 1970-х гг. мир привык к достаточно высокому уровню безопасности и стал надеяться на лучшее, особенно с середины 1980-х гг.
Однако после окончания холодной войны и распада СССР лидеры Запада решили, что они являются единственной силой, способной создать и контролировать новый мировой порядок. Только в мире не стало жить безопаснее. Примерами огромного числа погубленных жизней стали этнические чистки в Руанде и Боснии-Герцеговине в 1990-е гг., приведшие к сотням тысяч жертв, продолжается кровопролитие в Афганистане, Ираке, Ливии. Страны Запада признали выбор народа Косова, но не хотят признать выбор народа Крыма.
В своей вышеупомянутой речи 18 марта президент Российской Федерации Владимир Путин выразил позицию абсолютного большинства наших сограждан, что признают даже оппоненты российского режима. Он сказал: «Россия искренне стремилась к диалогу с нашими коллегами на Западе. Мы… хотим, чтобы наши отношения были равными, открытыми и честными. Но мы не видели встречных шагов. Напротив, нас раз за разом обманывали, принимали решения за нашей спиной, ставили перед свершившимся фактом. Так было и с расширением НАТО на восток, с размещением военной инфраструктуры у наших границ». Ранее президент России отметил: «Наши западные партнёры во главе с Соединёнными Штатами Америки предпочитают в своей практической политике руководствоваться не международным правом, а правом сильного. Они уверовали в свою избранность и исключительность, в то, что им позволено решать судьбы мира, что правы могут быть всегда только они».
Владимир Путин является президентом всех россиян, и как подчеркивают даже его критики, весьма четко прислушивается к их позиции. Здесь результаты однозначны. В опросе, проведенном достаточно оппозиционным властям «Левада-Центром» 21–24 марта 2014 года на вопрос: «какая из точек зрения по поводу выхода Крыма из состава Украины и вхождение его в состав России вам ближе?» были получены следующие данные: «это реализация законного права населения Крыма на самоопределение» — 86%, «это аннексия, насильственное отторжение Крыма Россией» — 8%. Причем критический настрой российского общества в целом намного выше. Так, по данным опроса, проведенным «Левада-Центром» 21–24 марта, опрошенные считали, что «дела идут в правильном направлении» — 60% россиян», а что «страна движется по неверному пути» — 26%.
«И, гузель Кырым!»
В последние месяцы нас, татар Поволжья и Урала, часто спрашивают, что вы забыли в Крыму, почему приехали только сейчас? Слово «казанские» в устах ряда крымских татар, превратилось чуть ли не в уничижительное. Конечно, в последнее время в Крыму побывало и ряд странных персонажей, но их неадекватность сразу вызывала резкие комментарии не только на полуострове, но и в Москве и Казани. Могу со всей ответственностью сказать, что все 1990-е и 2000-е гг. в Казани были специалисты, которые, продолжая традиции Хусаина Фаизханова и Шигабетдина Марджани, Юсуфа Акчуры и Джамала Валиди, других татарских классиков, с уважением и симпатией писали о Крымском ханстве, джадидизме, Исмаиле Гаспринском, репрессиях против крымских татар. Правда, их позиция не всегда находила полное понимание в официальных кругах Татарстана. В свою очередь как главный редактор издательского дома «Медина» могу сказать, что на всем протяжении своего существования в наших газетах, журналах, учебных
пособиях тема мусульман Крыма звучит и звучала постоянно.
Все годы после распада СССР в Крым приезжал председатель Совета муфтиев России Равиль хазрат Гайнутдин. В своем интервью 14 марта 2014 г. он заявил следующее: «На долю татарского народа выпало немало несчастий, а судьба крымских татар особенно трагична. Пало Крымское ханство, а в годы Великой Отечественной войны они были депортированы — высланы со своей Родины». Но и после возвращения права татар как коренного народа Крыма Украина признала только после того, как потеряла полуостров. Для унитарной незалежной державы сам статус республики являлся раздражителем все годы независимости. Одновременно в новой России число республик только увеличилось и перевалило за 20, причем в Карелии титульное население в 2010 г. составило 7,4%, даже меньше, чем татар в Крыму.
Сегодня мы приезжаем только по приглашениям самих крымцев не для того, чтобы учить их жизни, а для того, чтобы лучше объяснить как жить и развиваться в той России, которая вновь вернулась на полуостров.
25 лет без решения вопросов
Нельзя забывать, что после распада СССР десятки миллионов людей, зачастую смешанного этнического происхождения оказались вне границ своих титульных государств, которые не редко возникли первый раз в мировой истории. «Русские – в Рязань, татары – в Казань, со своими - сами разберемся». Беженцы из Средней Азии, Закавказья, Чечни рассказывали мне, как этот лозунг превращался в реальность изгнаний, унижений, а зачастую и смертей. И в 1990-е гг. Россия не заступилась за своих сыновей и дочерей, которых она сама же посылала ранее в эти национальные республики. Помню, как великий татарский певец Ильхам Шакиров на своем концерте говорил о том, как в конце застоя призывал своих татарских соотечественников в Узбекистане вернуться на свою Родину, на Идел-йорт. Самой трагичной из всех народов оказалась судьба крымских татар, которым не восстановили государственность, утраченную в 1944 г., практически не давали до конца перестройки возвращаться в Крым, у них (в отличие от поволжских немцев) не было и собственного государства вне пределов СССР. Следует отметить, что на протяжение более чем 20 лет украинское государство не приняло реальных мер для решения крымско-татарского вопроса: они не были признаны коренным народом; не был решен вопрос о компенсации, конфискованной в 1944 г. собственности; не был определен государственный статус крымских татар. В России еще в конце советской эпохи был принят Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-I "О реабилитации репрессированных народов", который действует и сейчас. В нем говорится: «Статья 3. Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством». Россия, как и Украина подписали в 1992 г. еще один важный документ, гарантирующий права, в том числе и крымских татар: «Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов». По нему государства СНГ «Безоговорочно осуждая имеющую в прошлом тоталитарную практику насильственного переселения народов, национальных меньшинств и отдельных граждан бывшего СССР как злодеяние, противоречащее общечеловеческим, гуманным принципам; Считая, что законодательные и другие нормативные акты, принятые бывшими союзными, республиканскими и местными органами власти и управления, должностными лицами о насильственном переселении народов, национальных меньшинств и отдельных граждан бывшего СССР, являются противоправными и недействительными с самого начала; Подтверждая право депортированных лиц, национальных меньшинств и народов на восстановление исторической справедливости и возвращение в места их проживания на момент депортации». Но и в этом направлении власти Украины реально ничего не сделали до того момента, пока в Крыму не прошел референдум 16 марта 2014г. Об этом бездействии неоднократно в течение многих лет говорили и лидеры крымских татар. Да, в России ситуация не является идеальной, но кроме республики поволжских немцев (т.е. народа имеющего свою державу) все республики репрессированных народа РСФСР были восстановлены, еще в 1950-е гг. оно предпочли возможно вернуться на Родину. Часть возвращалась и в период распада СССР. Позиция Москвы Насилие, развернувшееся в Украине в конце прошлого года и особенно с конца февраля нынешнего года не может не вызывать опасение. Часто говорится о создании единой украинской нации, и проводятся аналогии с созданием нации французской во времена революции 1789-1794 гг. Во многом эти аналогии уместны. Только нельзя забывать, что французские революционеры создали унитарное государство, где во имя «интересов нации» были уничтожены сотни тысяч сограждан. Идеолог террора Марат писал в июне 1790 года в своей газете «Ami du peuple» («Друг народа»): «Еще год назад пять или шесть сотен отрубленных голов сделали бы вас свободными и счастливыми, — Сегодня придется обезглавить десять тысяч человек. Через несколько месяцев вы, может быть, прикончите сто тысяч человек. Вы совершите чудо — ведь в вашей душе не будет мира до тех пор, пока вы не убьете последнего ублюдка врагов Родины...». Тогда пошел только первый, достаточно «вегетарианский» год революции. Дай Бог, чтобы Украина не дошла до террора якобинского типа. Но уже сегодня там мы видим приговоры «народных трибуналов», Майдан по примеру Коммуны Парижа и Сечи, требующий контроля над составом и деятельностью правительства и парламента. На момент написания данной статьи властям в Киеве не удалось взять под контроль и разоружить национал-радикалов, упорно подталкивающих Украину к войне всех против всех… Сегодня Крым становится своеобразной витриной всей России, в том числе способности нашей страны поддерживать межнациональный и межрелигиозный мир. Будем надеяться и верить, что христиане и мусульмане, славяне и тюрки будут мирно жить на просторах нашей Родины, как они живут уже многие столетия подряд. Дамир МУХЕТДИНОВ, кандидат политических наук
URL: |
Авторские колонки
Реклама
|