RSS Контакты
Российская Федерация

В МИИ говорили о дастанах тюркских народов России как источнике воспитания гражданственности и патриотизма

15.02.2023 | Исламская культура

Круглый стол «Дастаны тюркских народов России как источник воспитания гражданственности и патриотизма», посвященный эпическим произведениям тюркских мусульманских народов и 80-летию Победы Советского народа в Сталинградской битве, состоялся 13 февраля в Московском исламском институте. Организаторы -  ЦРО Духовное управление мусульман Российской Федерации и Московский исламский институт.

Участников круглого стола, среди которых были преподаватели и студенты вуза, религиозные деятели, известные ученые, приветствовал заместитель председателя ДУМ РФ по делам образования и науки, проректор Московского исламского института по научной работе Ренат Ислямов.
 
Руководитель Центра развития исламского образования Московского исламского института (г. Москва) кандидат педагогических наук Гульфия Хабибуллина посвятила свой доклад специфике дастана «Султан Джумджума». Как отметила Гульфия Хабибуллина, сюжет произведения, созданного в 1396 году татарским просветителем и поэтом времен Золотой Орды Хисамом Кятибом, является одновременно и сатирическим, и поучительным. «Это исповедь головы умершего царя. По мнению автора дастана, главное для правителя – это забота о подданных. В наказание за обиду, нанесенную бедняку, султан заболел, умер и попал в ад. Автор критикует несправедливых и жестоких правителей и призывает к гуманизму и социальной справедливости».
 
О жанровых особенностях татарского дастана говорила доктор филологических наук, доцент, главный научный сотрудник отдела народного творчества Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (г. Казань) Лилия Мухаметзянова. По ее мнению, эпическая традиция каждого народа имеет свою историю существования, которая обладает национальными чертами, но в то же время взаимосвязана и с мировым художественным процессом.  Лилия Мухаметзянова рассказала о так называемых «живых» татарских эпосах, характерных для устного исполнения и книжных татарских дастанах, которые распространялись как рукописные книги, а с первой четверти 18 века издавались в печатной форме: «Пережив после взятия Казани период застоя, татарская письменная литература вновь ожила и получила дальнейшее развитие уже в составе России. На базе старотатарского и поволжского тюрки языка и на основе среднего диалекта сформировался национальный литературный язык. Примыкая к образцам книжного эпоса, созданным в период кризиса литературы на материале традиционного эпоса ногайцев, а также на исторических и фольклорных источниках периода Золотой Орды (это дастаны из «Сборника летописи» Кадыр Али-бека и из анонимного сборника «Дафтари Чингиз-наме»), та же разновидность дастана получила дальнейшее, более интенсивное развитие у казанских татар уже в 18-19 веках. При этом использовались известные сюжеты как восточной арабо-персидской литературы, так и «кочующие сюжеты» устного эпоса узбеков, казахов, азербайджанцев и сибирских татар».
 
О религиозных основах и бытовании в поэме «Кысса-и Йусуф» Кул Гали говорила руководитель Центра исследования исламского искусства Московского исламского института (г. Москва) кандидат искусствоведения Зиля Имамутдинова.  Эту поэму (сказание) считают одной из вершин татарской литературы. Как отметила Зиля Агзамовна, это самобытное произведение Кул Гали, передающее кораническую и библейскую ветхозаветную историю Иосифа Прекрасного, не только оказало влияние на всю последующую татарскую литературу, но и стало частью литературы других тюркских народов - башкир, казахов, узбеков, туркмен, привнесло в нее светские элементы, не характерные ранее для средневековой тюркоязычной литературы.
 
«О батырах ногайских степей» говорил полномочный представитель председателя ДУМ РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Рашид Акказиев: «Героические поэмы ногайцев развивают несколько основных тем, связанных с общей темой защиты Родины и борьбы против несправедливости. Ногайский народ имена батыров сохранял в своей материальной культуре. Например, имя батыра Мамая (только не надо его имя путать с известным в 14 веке с военачальником эпохи Золотой Орды, потерпевшим поражение в Куликовской битве). Об этом известном полководце Ногайской Орды 16 века сочинена богатырская поэма…». Рашид Акказиев подчеркнул, что ногайские дастаны отражают в своеобразной художественной форме исторический путь народа – его трудовые и военные дела, протест народа против произвола и несправедливости, его борьбу против внешних поработителей.
 
Говоря об эпосе «Идегей» директор Центра изучения истории ислама в России Московского исламского института, профессор Казанского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Казань) доктор исторических наук Айдар Хабутдинов подчеркнул: «Тема войны с врагом, который пришел, создала это гениальное произведение. Возрождение эпоса, являвшегося общим достоянием тюркских народов времен Золотой Орды, произошло «по заданию» из Москвы в предвоенное время – в 1940 -1941 годах в рамках возрождения героических эпосов мусульманских народов СССР и было призвано воспитывать гражданственность, способствовать подъему патриотизма. Издание эпоса «Идегей» – общего для татар, башкир, ногайцев, казахов, крымских татар, каракалпаков и других тюркских народов тоже сыграло свою роль в том, что ставка Третьего Рейха на якобы недовольство мусульманских народов советской властью полностью провалилась».
 
Пресс-служба ДУМ РФ

URL:
Авторские колонки
Реклама