RSS Контакты
Российская Федерация

Чаша пророка Мухаммада (мир ему) и очередной всплеск расслоения мусульман на "правильных" и "некачественных"

29.09.2011 | Исламская культура

Все же, конечно, в умме постоветского пространства сложилась патовая ситуация, причем вне зависимости от территориально-географического ареала. Наверное, на сегодня уже нет такого вопроса, по которому возможно зафиксировать единство позиций приверженцев той или иной школы (будь то политико-экономический или социально-культурный фон). Мало этого, определенные трения фиксируются между сторонниками одного и того же мазхаба.

Новая ступень проторенных тенденций 

Акция с доставкой президентом Чеченской Республики Рамзаном Кадыров в Грозный чаши пророка Мухаммада (мир ему) подтвердила наличие вышеизложенной тенденции. Дело тут не в обсуждении подлинности предмета, а в подходе к форме ее доставки, освещении процесса в СМИ и связанных с чашей "перcпективах".

Даже беглый анализ комментариев к информации о происшедшем и  форумных дискуссий на этот счет свидетельствуют о непримиримости позиций в восприятии события, оценка которого разнится от однозначно положительного до подетально непринимаемого. Речь между оппонентами ведется, прежде всего, в направлении соответствия аспекта реликвий (согласно ряда комментаторов, "пиетета перед ними") духу и букве Ислама.

В общем-то, данный нюанс особого удивления вызывать не должен, т.к. для немалого количества лиц отношение к реликвии является показателем "поклонения фетишу", вплоть до обвинения воспринимающих это "поле" в ширке (многобожие или идолопоклонство), вследствие "придания Аллаху сотоварищей".       

Одобряем

Если принять к сведению известное определение реликвии как вещи, свято хранимой в качестве памяти о прошлом, то в конфессиональном контексте - это предмет, ставший объектом религиозного поклонения и обладающий, по представлению определенной когорты верующих, чудодейственной силой. Обычно в такого рода случаях говорится о путях самосовершенствования через очищение души, открытии «духовного зрения», высшей ступенью чего становится развитие сверхсознания, понимание внутренней сути всех вещей, на вершине чего (священного пути) - слияние сознания с «божественной сущностью».

Возможно, именно в этом контексте известный психолог, философ-мистик создатель Института гармоничного развития человека Георгий Гурджиев писал, что «всякий священный ритуал, включая танцы, хороводы, символические передвижения в пространстве, церковные праздники с выносом реликвий и т.п. – есть не просто мистерия, повторяющая мифические сюжеты, но и специальный способ соотражения космоса и микрокосма", укрепляющего "противостояние между силами порядка и силами хаоса"(1).

Отсюда (возможно, опять-таки), возникновение понимания "благословения реликвиями", в рассматриваемом ракурсе - пророка, что, в отдельных случаях, обосновывается кораническим: "Ступайте с моей рубахой и накиньте ее на лицо моего отца, и тогда он прозреет" (сура "Йуcуф": 93).

С этой точки зрения, отношение многих к чаше пророка (и процессу ее доставки в Грозный) однозначно положительное, в частности, в аспекте однозначной уверенности, что ее наличие позволит надеяться на лучшее (скажет так). 

Не принимаем

Но с другого берега слышатся обоснования в корне иного толка. Здесь, прежде всего, обращается внимание на помпезнейшие появление чаши и освещение этого официальными структурами. Так, в сообщении конкретизировалось наличие "живого коридора из жителей республики" на протяжении пути чаши (с сопровождением) "от аэропорта и до исламского комплекса". Причем констатировалось наличие восторженных возгласов и приветствий жителей "по всему маршруту следования машины с чашей", с фиксацией нахождения "с раннего утра возле центральной мечети" тысячи верующих в ожидании "встретить святую реликвию". Во время же провоза чаши по святым местам, встречавшие и приветствовавшие Р.Кадырова жители "произносили слова благодарности" за возможность "увидеть, прикоснуться и испить воды из чаши пророка".

В аспекте вышеизложенного некоторые комментаторы проводят параллель с описанием встреч в советское время Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Л.И. Брежнева во время его следования из аэропорта в центр города в столицах республик СССР, отмечая схожесть текстового изложения восторга жителей. Но, как подчеркивается, в Советской стране господствовала идеология,  Ислам же является не просто религией, а образом жизни, в которой поклонение предписано только Единому Аллаху. Тут, к слову, предоставляется ссылка на Откровение: «Скажи: "Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом"» (сура "Пещера": 110).

Вместе с тем, в этом "ряду" довольно настороженно воспринимается информация о ежегодном выставлении чаши на всеобщее обозрение в Мавлид - день рождения пророка (с допустимостью испить из нее всеми желающими воды), т.к. это действо приравнивается к фетишизму. С подчеркиванием, что в Мечети Пророка в Медине, возле места захоронения Мухаммада (да благословит и приветствует его Аллах), верующие проходят, не задерживаясь, вне каких-либо обращений к покойному, пусть и печати пророков.

Кроме того, доводя историю чаши, Р.Кадыров отмечал ее передачу на хранение (после кончины пророка) праведному халифу Али, затем его супруге Фтиме (дочери Мухаммада, мир ему), вслед за чем - сыновьям Хасану и Хусейну. Далее чаша передавалась потомками пророка из рук в руки, а "столетия спустя радикальные исламисты - приверженцы ваххабизма - стали преследовать" их, вынудив  "покинуть Мекку и Медину", В итоге эта святыня оказалась в Великобритании, где и хранилась.

В свете последнего момента, комментаторы обращают внимание даже не на дату рождения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба (начало XVIII века), имя которого сформировало понятие "ваххабизм" и даже не на определенное противопоставление здесь отдельных ветвей Ислама друг другу. Задается вопрос, каким образом все же реликвия оказалась в Лондоне?

Здесь высвечивается еще один нюанс, проявляющийся в форумных дискуссиях. Информация об имевших место планах получения чаши многими известными людьми мира вызывает вопросы, не приведет ли такая трактовка к желанию западных писателей как-то отразить ситуацию в хужожественном преломлении, по типу популярного произведения  Дэна Брауна "Код да Винчи"? И как это будет преподнесено, аналогично охоте за чашей Грааля?

"Оппозиционно" относящиеся к фактажу доставки чаши даже приводят ссылку на сказанное Игнацем Гольдциером, известным венгерским востоковедом, исследовавшим культ реликвий в Исламе, что в связи с последними "проявилось много бессознательного самообмана и сознательного обмана". Хотя, например, Валерия Иман Порохова в подлинности происхождения чаши уверена: "Англичане, как правило, не выставляют подделки", тем более что проводимые сегодня "углеводородные анализы" могут установить "возраст этой вазы", а на таком уровне осуществить подделку "невозможно"(2).

Заключение

Как бы то ни было, вышеописанная ситуация однозначно демонстрирует непримиримость позиций различных мазхабов по тому или иному вопросу. К сожалению, анализ форумных дискуссий (которых нередко и дискуссиями назвать сложно) на мусульманских форумах постсоветского пространства, да и комменты к отдельным публикациям по определенным событиям в умме, свидетельствуют, что до взаимоприслушивания еще далеко. Наверное, в нынешних условиях, когда в умме, практически на всех ступенях, главнейшей задачей видится охаивание сидящих (стоящих, проходящих, публикующих, выступающих) братьев и сестер, мыслящих "не так", как хотелось бы, говорить о поиске путей к сближению позиций, не приходится. А данный нюанс является основным в ослаблении потенциала мусульманского сообщества. Лишь осознание этого может приблизить формирование желания не допустить дальнейшего разрастания процесса вглубь и вширь.         

Теймур Атаев, политолог

1.Цит. по: Гурджиев Георгий Иванович - великий маг

http://aribut.ru/index/gurdzhiev_georgij_ivanovich_velikij_mag/0-29

2.«Скорее всего, продала»

http://vz.ru/politics/2011/9/22/524244.html

Примечание:

Описание процесса доставки чаши в Грозный приведено по: Рамзан Кадыров доставил чашу Пророка (мир ему) в центральную мечеть

http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=9938

Чашу пророка Мухаммада (мир ему) провезли по селам

http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=9944


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама