RSS Контакты
Российская Федерация

150 лет со дня кончины имама Шамиля

05.02.2021 | История в лицах

150 лет назад – 4 февраля (16 февраля по старому стилю), пребывая в лучезарной Медине вернулся к Создателю национальный герой народов Северного Кавказа имам Шамиль. По случаю этой даты в республиках Северного Кавказа проводятся памятные мероприятия, возносятся мольбы за душу религиозного и государственного деятеля.

Одним из таких мероприятий является вечер памяти в Северо-Кавказском гуманитарном многопрофильном колледже им. Имама Шамиля в Махачкале. Приветствие участникам собрания направил председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтий шейх Равиль Гайнутдин. «Сегодняшнее собрание посвящено личности выдающегося религиозного и государственного деятеля –  имама Шамиля, который оставил значительный след в истории кавказских народов и оказал колоссальное влияние на их развитие, равно как и развитие всей российской мусульманской уммы», - сказано в обращении.
 
Биографическая справка из альбома-календаря «Шейхи и имамы Кавказа 1442 (2020-2021)»:
 
Имам Шамиль, 1797–1871
 
Третий имам Дагестана и Чечни, основатель государства Имамат, выдающийся государственный и военный деятель, национальный герой народов Северного Кавказа. Родился в 1797 г. в аварском селении Гимры (ныне Унцукульский район Республики Дагестан). Получив начальное образование на родине, в течение нескольких лет обучался традиционным мусульманским наукам у различных дагестанских алимов. Вместе со старшим другом, первым имамом Дагестана Гази–Мухаммадом, посещал шейхов накшбандийского тариката: Мухаммада Ярагского и Джамалуддина Гази–Кумухского. 
 
Дружба с Гази–Мухаммадом предопределила всю дальнейшую судьбу Шамиля: после того, как первый имам начал борьбу против колониальной политики Российской империи, Шамиль участвовал во всех его походах. После гибели Гази–Мухаммада, а затем и второго имама Гамзат–бека, в 1834 г. в селении Ашильта на съезде ученых и представителей дагестанских общин, Шамиль был избран имамом.
 
Шамиль проявил себя как талантливый полководец и дальновидный политик. Постепенно большая часть Нагорного Дагестана признала его власть. Огромным успехом Шамиля стало присоединение к освободительному движению Чечни, которая не только стала житницей Имамата, но и поставляла тысячи отважных воинов. Под руководством Шамиля горцы одержали ряд блестящих военных побед. В 1845 г. после разгрома царских войск в ходе «Сухарной экспедиции», Имамат достиг пика своего могущества.
 
Имамат представлял собой совершенно новую модель политической организации общества на Северном Кавказе, носившей надэтнический характер. Организационным фундаментом в нем выступал ислам, а важнейшие решения принимались коллегиально, на совете имама Шамиля с ближайшими сподвижниками, наибами и авторитетными учеными–богословами. Это обстоятельство плохо соотносится с утверждаемым некоторыми исследователями «деспотическим» характером государства Имамат. Шамиль выстроил эффективный военно-административный и финансовый и судебный аппарат, позволивший на протяжении многих лет успешно противостоять одной из ведущих мировых держав.
 
Однако, силы горцев постепенно иссякли, блокада Имамата значительно усугубила экономическое положение. Шамиль пытался заручиться поддержкой извне, главным образом от Османской империи, но безрезультатно. Связанные обязательствами по Ункяр–Искелесийскому договору и Лондонской конвенции о проливах османские власти не спешили на помощь народам Северного Кавказа. К концу 1858 г. практически вся территория Чечни была взята под контроль силами имперских войск. Постоянные карательные экспедиции в Нагорный Дагестан привели к тому, что рядом с имамом осталась лишь горстка самых преданных его сторонников, с которыми он в августе 1859 г. укрепился в ауле-крепости Гуниб.
 
После ожесточенного штурма начались переговоры, в ходе которых имам выставил несколько условий окончания военных действий: оставление его при оружии, амнистию его соратников и мюридов, разрешение ему отправиться в хадж. Однако, направляясь на очередные переговоры, имам Шамиль был пленен. Его отправили в Петербург, где с большим почетом приняли в высших кругах империи. Дальнейшим местом его пребывания стала Калуга, где он прожил около десяти лет и в 1866 г. принес присягу Российской империи. В 1870 г. после многократных просьб имам Шамиль добивается разрешения отправиться в хадж. Посетив Мекку, в феврале 1871 г. он скончался по пути в Медину, где и был похоронен на кладбище «Джаннат ал-Баки».
Пресс-служба ДУМ РФ

URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама