RSS Контакты
Российская Федерация

Мигранты и Ислам

08.09.2011 | Мнения и комментарии

Столько всего в последнее время написано о мигрантах в России, причем в различном ключе. Но хотя тема освещается с различных сторон, даже невооруженным глазом видна некая общая объединительная линия для большинства статей по данному вопросу. Проходит она в двух плоскостях.

Незаканчивающиеся проблемы…

Первая заключается в преподнесении основной части мигрантов из постсоветского пространства мусульманами во крови и плоти. Вторая - в констатации на "доказательной базе" их нежелания подстраиваться под местные обычаи (при фиксации огромного водораздела в культурном плане). 

Безусловно, наибольшую часть приезжающих в Россию в качестве гастарбайтеров невозможно не считать приверженцами Ислама: практически все они признают верховенство Единого Бога и пророчество Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Но вопрос тут несколько в другом - непосредственно мусульманские сайты стали акцентировать внимание на как бы номинальную приверженность приличной части мигрантов Исламу, подразумевая, прежде всего, неотправление ими религиозных обрядов.

С другой стороны, пусть и между строк, но мусульманские порталы

также признают ментальную разницу приезжающих с местными жителями, вне зависимости от конфессиональной принадлежности последних, фиксируя нежелание мигрантов работать по искоренению данной ситуации.

Возможно, для россиян, в общей массе, именно последний аспект является значительно более минусовым, чем какие-то иные отрицательные моменты, связанные с мигрантами из ближнего зарубежья.

Свободное время и материальные ограничения

Однако, как представляется, имеются немало препон, создающих барьер для "ликвидации" (или локализации, для начала) бросающейся в глаза разницы между приезжими и местными. Прежде всего, это, конечно же, отсутствие у мигрантов времени на адаптацию к жизни в новых условиях. Не исключено, что даже в случае открытия государством бесплатных курсов в этом направлении, они на 90% оставались бы невостребованными, во всяком случае, на первых порах. По той простой причине, что мигранты приезжают в Россию зарабатывать сейчас и сразу, направляясь, без копейки денег за душой, к какому либо родственнику или соседу по месту рождения. Посещение же курсов не предусматривает (гипотетически) появления дохода, а благодетелей для этого контингента найти просто-напросто невозможно. Посему с адаптацией, как говорится, придется повременить, если даже настрой и будет фигурировать.

Тяжело идет притирка с местными и по другим линиям, скажем, с точки зрения общения (и дружбы) с местными. Да, на сегодня тут создаются семьи (на худой конец, гражданский брак), но это - минимальнейший процент. В основной массе мигранты варятся в собственном кругу, да к тому же в каком...

Комнатка человек на 10 человек. Наверное, проконстатировать это значительно легче, чем представить (или ощутить). 10 человек в одной комнате. Каждый со своими привычками и тараканами в голове. Кто-то болеет, у кого-то проблемы личного характера, у третьего - тяжелый характер и т.д. Мигрант погрязает в данной "собственной" среде, будучи не в состоянии вырваться оттуда, вследствие отсутствия материальных возможностей. Также нередко не может себе позволить просто пройтись в одиночестве по улице из-за незнания русского языка, проблем с документами или опасения встретиться с националистами.

Тут пробивается еще синдром боязни мегаполиса. После тех маленьких сел, где люди прожили 15-20 лет, нередко ни разу не выезжая за пределы райцентра, сразу оказаться в большом городе - это огромный стресс. Здесь уже не до менталитета и культуры, к тому же восприятие последней (в понимании приезжих) разительно отличается от ее оценки местными. Так что материальный фон, накладывающийся на жизнь в чужой стране в собственной крепости (пусть и "многодетной"), совершенно не способствует желанию (да и возможности) стать своим для "не своих". Почему, спросит читатель, понятие чужой не взято в кавычки? Да по причине невосприятия мигрантами города их временного (временного ли?) пребывания таковым. Они не видят тут приветливости, осознавая, что являются даже не нежданными гостями, а лицами, негаданно нагрянувшими для нарушения покоя проживающих у себя дома.

Исламский фактор

Ну ведь есть мусульманские духовные лидеры России, подумает читатель, и будет прав. Есть. Но имеется ли программа по адаптации мигрантов к новой жизни? Давайте будем откровенны в этом контексте - как планомерно реализовать работу с гастарбайтерами, составляющими 99% мигрантов? И где? В мечетях? Но разве их так много? По месту жительства или в здании национально-культурной автономии? Быть может, и это осуществимо, но есть ли на это у рабочих то самое свободное время? Да и желание, если уж начистоту.

Чтобы оказаться на работе в восемь утра (а именно к этому времени, если не раньше, заступают на пост чернорабочие, каковыми в основной массе и являются мигранты). Многие работают по 12, а то и 18 часов в сутки (проживая рядом с трудовым местом). Выходные практически отсутствуют. Сможет ли при таком графике гастарбайтер заниматься самообразованием или образованием (в том или ином ракурсе) с кем-либо? Вопрос риторический.

Отсюда - следующий огромнейший "пробел": отправление религиозных ритуалов или получение духовной пищи. Когда? Откуда? Где? Позволяет ли функционирование круговорота: дом - работа - дом (если не наоборот) прочувствовать стремление к духовности? Хорошо еще, если на пятничный намаз удастся пойти, а ведь частенько и на это сил не остается. Так о каких лекциях и семинарах можно серьезно думать?

Да, рядом (внутри мигрантской волны) немало своих имамов. Но что за хутбы они ведут? Каков уровень их подготовки? В каком ключе и направлении ими осуществляется "внеклассная" работа? А ведь среди контингента гастарбайтеров - масса юношей на этапе глубокого впитывания той или иной информации. Много вопросов. Рождаются один за другим. Причем в таких плоскостях, что не сразу возможно найти ответ. А тем более посоветовать... 

Разрешенное на запрещенное?

Вот, например, недавно прошла информация, что на Ураза-байрам на острове Русский гастарбайтеры из ближнего зарубежья устроили якобы пьяный дебош из-за неразрешенности пронести на строительный объект спиртное. В этом была причина конфликта строителей с охранниками или нет - не суть важно (выдвигается и другая версия происшедшего)(1), но факт остается фактом - спиртное среди гастарбайтеров фигурирует.

Упаси Аллах, приступить к морализаторству. У нас у самих далеко не все так гладко, мягко говоря. То там послабления, то тут. Говорим мы об этом вслух или нет, но позволяем себе шероховатости, считая, пытаясь оправдаться внутри, что допускаем лишь мелочи (но мелочи ли?). Так что не нам судить тех, кто вокруг, а тем более на далеком от нас расстоянии.

Но вот здесь проявляется один нюанс. Если у занимающихся тяжелейшим трудом нет времени и сил посещать какие-то курсы, может, предусмотреть посещение мигрантов-мусульман духовными лидерами? Скажем, придти на те же стройплощадки? В конце-концов мигранты ведь нуждаются в поддержке на фоне повсеместно извергающегося на них потока негатива. Так не мусульманские ли авторитеты должны им помочь, для начала, например, посредством выделения духовными управлениями специального штата для этого. А там, глядишь, и волонтеры подтянутся.

Этот шаг важен по той причине, что представители диаспор (национальных культурных автономий) сами не очень охотно выходят на строителей-мигрантов. Они заинтересованы в комплектовании первых рядов диаспоры как бы из местных земляков, т.е. граждан России, причем интеллигентского ответвления. Данный нюанс тоже понятен, т.к. диаспору хотят представить в "лучшем" свете, а уж мигранты-чернорабочие в эту когорту никоим образом не подпадают, оставаясь предоставленными самим себе.

Так нет ли тут поля деятельности для Духовных управлений? Если и с этой стороны гастарбайтеры лишатся поддержки и понимания, то действительно не исключено то, что некоторые из них пустятся во все тяжкие, где употребление спиртного окажется маленькой шалостью.

Так что всем нам целесообразно как-то продумать - что можно предпринять в этом направлении? И чем скорее появится некий знаменатель, тем быстрее локализуется ситуация с горячей «гастарбайтерской» линией. Насчет того же, что температура в этой среде высочайшая, сомнений, наверное, ни у кого возникнут не может...

Теймур Атаев, политолог

1.Теймур Атаев. Не в преддверие ли саммита АТЭС нагнетается обстановка на острове Русский?

http://islamsng.com/rus/dialogue/2691


URL:
Авторские колонки
Реклама