RSS Контакты
Российская Федерация

О чем говорит первичная оценка Московской Декларации мусульманских авторитетов?

13.06.2012 | Мнения и комментарии

Как известно, в конце мая 2012 г. на богословской конференции в Москве, инициированной авторитетными Международным Центром «Аль-Васатыйя» (Кувейт) и Международным союзом исламских ученых, была принята декларация «Исламская доктрина против радикализма».

Однако, пусть это и покажется парадоксальным, особой заинтересованности у прессы это событие не вызвало. Будто проплыло рядом и все. Даже в мусульманских СМИ нет каких-то бурных обсуждений, а число статей на эту тему вряд ли будет соответствовать количеству пальцев на обеих руках.

Не исключено, что это связано с необходимостью для многих пристально изучить все положения обнародованного документа. С другой стороны, возможно, что немало лиц вообще удивляются скорости при подготовке и проведении мероприятия.

В любом случае, первый взгляд на событие не заставил себя ждать. Наверняка, даже на фоне минимальной реакции мусульманской общественности на имевшее место, аналитики не преминули отметить полярность мнений о Декларации, а, между строк, и о ее перспективах. Наряду с полной поддержкой и одобрением всех пунктов документа, увидели свет и иные оценки. Например, в преломление к декларации отмечается отсутствие в ней фактов признания в России "экстремистскими организаций, близких к той же «Аль-Васатыйя»"; не упомянуто, что "прихожан мечетей на Кавказе могут скопом доставить в отдел, избить их и сбрить им наполовину бороды", ни "одного слова" о "фактическом уничтожении общины мусульман Северной Осетии", о "растоптанном в Юждаге Коране". Т.е. авторитетные "шейхи ни разу не обмолвились" о применяемых "репрессиях" по отношению к мусульманам, не представляющих "угрозу для системы". По причине их возможного непосвящения "в факты похищений", зверств на Северном Кавказе неподконтрольных "местным властям" лиц в масках, в "случаи внесудебных казней".

При этом, фиксируется непопадание в Декларацию рекомендаций "в адрес государства, власти, общества и правоохранительных органов", хотя в распространенных на конференции оригинальных материалах, подготовленных "приглашенными учеными на арабском языке" и подписанных "их именами", непосредственно "действиям властей отводится основная роль в радикализации исламских настроений"(1).

Таким образом, мнения (пусть они пока еще единичны) о конференции и ее итогах оказались противоположными. Но даже беглое ознакомление с ними позволяет уловить назревшую актуальность дискуссий вокруг Декларации. Причем открытых. Без этого достичь некоего консенсуса по отношению к озвученному, даже в рамках одного региона, просто-напросто не удастся.

Насколько усматривается, данный подход не возбраняется. Но здесь высвечивается своебразная тонкость. Один из важнейших абзацев Декларации представлен в сети в двух интерпретациях:

Вариант А: "Предварительно этот документ был тщательно проанализирован улемами уммы, которые внесли в него поправки с тем, чтобы Декларация была убедительным аргументом при решении спорных в плане толкования и практического применения вопросов, ставших основой для появления радикальных взглядов"(2).

Вариант Б: "Предварительно этот документ должен быть тщательно проанализирован улемами уммы, которые внесут в него какие-то поправки и доведут его до совершенства с тем, чтобы Декларация была бы убедительным аргументом при решении спорных (с точки зрения толкования и практического применения) вопросов"(3).

Как усматривается, разница в переводе довольно существенная. Если в первом случае речь идет об уже окончательном документе в лице декларации, во втором, - предусматривается обсуждение озвученных пунктов. 

Вне первоисточника сложно, наверное, однозначно утвердительно предполагать, какой из двух вариантов соответствует определению "точный перевод". Однако, вне зависимости от этого, давайте обратим внимание, что, согласно энциклопедическим словарям, понятие "декларация" несет значение, как политико-юридического акта в конституционном праве, так и торжественного акта в международном праве, формулирующего согласованные сторонами общие принципы и цели. Но даже в первой вариации специфической чертой декларации, как нормативно-правового акта, является общий, неконкретный характер содержащихся в нем положений, требующих дополнительного законодательного регулирования. Второй же нюанс особого раскрытия не требует, т.к. здесь фигурируют принципы и цели, выработанные на консенснусной основе. 

Исходя из вышеприведенных "словарных" нюансов, Московскую Богословскую Декларацию, все же, можно воспринять не неким юридическим актом, а, как отмечено в преамбуле, научно обоснованным документом, "регулирующим ряд актуальных для России вопросов", где сформулированная позиция поможет преодолеть разногласия, "возникающие в новых российских реалиях". Эта особенность вполне позволяет провести ряд "круглых столов" на предмет обсуждения опубликованных положений Декларации. Состав участников дискуссий видится широчайшим, охватывающим все слои общества. Во внутримусульманском плане это позволит искать и находить точки соприкосновения по всем злободневным вопросам, нашедших отражение в Декларации.  

Теймур Атаев, политолог

1.а/Абдулмумин Гаджиев. Бесполезная «иджма»

http://www.chernovik.net/news/494/MONOTHEOS/2012/06/06/13627

б/Абдулмумин Гаджиев. Подмена понятий

http://www.chernovik.net/news/495/MONOTHEOS/2012/06/09/13662

в/Зухум Зухумов. Что дальше?

http://gazeta-nv.info/content/view/13520/109/

2.Московская Богословская Декларация по вопросам джихада, такфира и халифата

http://ansar.ru/rightway/2012/05/30/30587

3.Московская Декларация по вопросам джихада, применения норм шариата и по халифату (25-27 мая 2012 года, Москва - Грозный)

http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=8&PubID=34095


URL:
Авторские колонки
Реклама