RSS Контакты
Российская Федерация

Начинаем бить собратьев по собственному усмотрению?

18.01.2013 | Мнения и комментарии

Согласно опубликованной вчера информации, 16 января находившийся в своем кабинете помощник имама в Нефтеюганске (Ханты-Мансийский автомномный округ) был избит посетителем, "которому не понравилась молитва в мечети"(1). Возможно, в ближайшее время будут предоставлены какие-то дополнительные сведения по происшедшему. В любом случае, согласимся, насколько бы прискорбно это и не звучало, на сегодня данное сообщение встречено в умме постсоветского пространства как-то буднично. Хотя полтора-два года назад событие такого рода вызвало бы бурю негодования.

Причина отсутствия особого шока (хотя бы так) от инцидента, к сожалению, видится далеко не только в фактах ставших обыденностью расстрелов имамов или терактов в мечетях в дни мусульманских праздников. Здесь фигурирует такая тонкость, что умма практически подразделена на несколько ответвлений: "традиционные" и "нетрадиционные" приверженцы Ислама; "правильно" или "неправильно" молящиеся; "верно" или "неверно" одевающиеся;, "соблюдающие" или нет и т.д.

Мало этого, сторонники определенной школы видят в представителях других общепризнанных мазхабов, как минимум, конкурентов в "реальном" преподнесении Ислама. А как максимум? Врагов? Достойных наказания? Да еще прилюдного? Звучит парадоксально, не правда ли? Но разве это не реалии сегодняшнего дня практически для всех республик бывшего СССР?

Нонсенс какой-то. Пророк (да благословит и приветствует его Аллах), не говоря о его сподвижниках, не считали себя безгрешными и вправе решать чью- то судьбу, а современные мусульмане наделили себя правом не просто осуждать членов сообщества, а и определять их судьбу. В прямом смысле слова.

Понятия дискуссии, обмен мнениями канули в лету. Разговаривают автоматные очереди, тротиловые шашки, не говоря уже о "мелочах" типа оскорблений, унижений, а теперь и избиение. И это в переживаемый момент стало "стандартным пакетом" жизни уммы.

Если некоторое время назад "обвинение" собрата в "кяфиризме" вызывало неприятие в среде мусульман, сегодня данное определение кажется детским лепетом по сравнению с происходящим. Потому "всего лишь" избиение имама в мечети не вызвало какого-то шквала отрицательных эмоций в умме. Жизнь продолжается, будто ничего и не произошло. Опять-таки, после массовых насильственных смертей духовных авторитетов, кто обратит особое внимание на такое "мягкое" решение вопроса, как оплеуха или избиение. Это же так, детская считалка, игра в "ручеек". 

Ну хорошо, а что дальше? Массовые драки стенка на стенку, двор на двор, улица на улицу (по принадлежности к мазхабу)? Глядишь, вскоре поклоняющиеся начнут пытаться искать способы самообороны для возможного противостояния собрату - запасаться кастетами или газовыми пистолетами по пути на пятничный намаз.

При этом как-то вообще забывается, что Дома Божьи посещаются сестрами и юношами, делающими первые шаги в Ислам. И чему они учатся? Внутримусульманским разборкам? Склокам? Умению "разрулить" ситуацию прилюдными рукоприкладством (сегодня) и поножовщиной (завтра)? Со вполне очевидными перспективами спустя неделю столкнуться с уже полномасштабной войной в умме?  

Таким вот образом, искусственно внесенное в умму всего лишь год с небольшим идеологическое обоснование разделения сообщества на те или иные подразделения (ранжиры, когорты) верующих привело к падению монолитности уммы. Безусловно, мы сколь угодно можем сетовать на инспирированность ситуации этого рода в умме, жаловаться на отсутствие внутреннего потенциала противостоять инициированным извне акциям по разрушению внутримусульманского мира и аналогично. Но разве мы сами свои бездействием в работе над собой, нежеланием поглощать литературу или прислушиваться ко мнению общепризнанных ученых не способствуем этому? Хотя для чего это нам, если значительно легче продолжать топтаться на месте, выискивая и различными способами наказывая нами же отведенных в стан "мусульманских оппозиционеров" думающих не в соответствии с "правильным" взглядом на вещи.

Посему остается набраться терпения и молчаливо ждать развития ситуации, направленной, к сожалению, не вперед, а к лестнице, ступеньки которой мягко и аккуратно ведут умму вниз.   

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

1.Недовольный молитвой в мечети мусульманин сломал челюсть и нос помощнику имама в ХМАО

http://www.interfax-russia.ru/Ural/news.asp?id=374188&sec=1672


URL:
Авторские колонки
Реклама