RSS Контакты
Российская Федерация

Создание атмосферы внутриконфессионального согласия и доверия - первый шаг к миру в обществе

10.05.2011 | Ислам: прошлое и настоящее

(в свете последних акций на примирение в Дагестане)

Как известно, в конце апреля в Махачкале прошло первое заседание Совета Республиканского гражданского диалога "Путь к миру и согласию" (инициатива общественной организации "Территория мира и согласия"). К сожалению, необходимого резонанса в российском обществе эта акция не получила, в т.ч. и в мусульманской умме. Хотя подоплека проведения мероприятия являлась для сообщества в корне новой (во всяком случае, за последние пару десятков лет).

Такой подход, мягко говоря, удивителен, т.к. состоявшийся форум стал фактически первенцем в открытии диалогового окна между представителями  суфийского течения Ислама и идентифицирующих себя салафитами. Возможно, как раз этот факт и вызывает определенное недовольство у многих, но тогда нужно задаться вопросом, какой путь предлагается альтернативой - конфронтационный?  

Вообще, конечно, ситуация парадоксальная. СМИ неделями могут муссировать какое-либо провокационное заявление, приписываемое некоему  идеологу "мусульманского движения", имя которого даже неизвестно. А вот попытки реальнейшего диалога остаются в стороне, к слову, как и путь к нему. Поэтому давайте, для начала, постараемся рассмотреть, пусть и в очень общих чертах, предшествующие диалогу события.     

Из истории вопроса. "Фактор Кебедова"

Еще в сентябре 2010 года на заседании президентского совета республики президент Магомедсалам Магомедов выдвинул идею о необходимости созыва съезда народов Дагестана, должного "послужить импульсом к консолидации" всех здоровых сил общества в борьбе против терроризма и экстремизма и началу широкого диалога о будущем Дагестана".

Весьма симптоматично, что предложение главы республики общественностью изначально было воспринято неоднозначно. В то же время, председатель исполкома Российского конгресса народов Кавказа, советник председателя СМР Ахмед Азимов результативность съезда поставил в зависимость от того, "кто возьмется за его организацию", т.к. откровенный разговор подразумевает участие во встрече "действительно авторитетных личностей", представляющих все слои населения, включая проживающих за пределами республики дагестанцев.  Подчеркнув нахождение Дагестана в цейтноте, он актуализировал предпринятие срочных мер, "если мы хотим порядка в нашем общем доме".

Поддержку идее высказали депутат Госдумы России от Дагестана Гаджимет Сафаралиев и один из лидеров салафитской общины "Ахлю-Сунна валь Джамаа", выпускник знаменитого университета Аль-Азхар в Каире Аббас Кебедов, посчитавший важным совместное нахождение путей "выхода из тупика". При отсутствии точек соприкосновения, - сказал он, - рождаются точки противостояния(1).

В данном контексте целесообразно отметить, что с того периода "фактор Кебедова" стал активно обсуждаться не только в конфессиональной среде. Так, ряд источников говорили о его близкой родственной связи с  Б.Магомедовым, находящимся в международном розыске "как один из организаторов нападения боевиков на Дагестан в августе 1999 г.". Хотя при этом подчеркивалось, что Кебедов "отошел от радикальных взглядов и вернулся к мирной жизни"(2).

В целом, интерес к личности являющегося членом Всемирного союза мусульманских ученых А.Кебедова возрос после возглавления им той же прошлогодней осенью созданной общественной организации «Территория мира и развития» (сопредседатель - вице-мэр г. Хасавюрт Сулайман Уладиев; в структуру входят известный общественный деятель Исалмагомед Набиев, вице-президент Международного фонда им. Имама Шамиля академик Магомед Эльдаров и др.). "Мы представляем собой группу алимов, которая организовалась в Ассоциацию алимов Ахлю-с-Сунна в Дагестане, - разъяснял А.Кебедов, - как тех, кто обучался в республике и в России, так и тех, кто получал свое образование за рубежом. Нас можно назвать емким именем «Ахлю-с-Сунна» (т.е. последователи сунны)". Он также подчеркнул, что, "борясь за чистоту веры и будучи сторонниками строгого Единобожия, мы, тем не менее, не ищем конфликтов ни с кем". Назвав неприемлемым "деление верующих на традиционных и нетрадиционных"; А.Кебедов призвал не использовать термины «ваххабизм, суфизм, салафиты, ихваны и др.» для разделения «и натравливания мусульман друг против друга, нарушая тем самым, основополагающий принцип Ислама – единство верующих». С учетом того, что Ислам является общей религией для всех мусульман, никому "не позволено монополизировать истину в последней инстанции", все должны иметь право "на собственное мнение, основанное на Коране и Сунне". Он заявил о готовности сосуществовать со всеми, в т.ч. с немусульманами, при условии отсутствия дискриминации и несправедливого отношения. А.Кебедов также осудил убийства за убеждения: "Нельзя убивать людей только за то, что они во что-то верят, - резюмировал он, - необходимо начать диалог между противоборствующими силами"(3).

В подтверждение своих слов он вошел в образованную по инициативе первого вице-премьера Дагестана Ризвана Курбанова специальную комиссию по адаптации боевиков, включившую в состав многих видных политических и религиозных деятелей республики.

Декабрьский съезд

В декабре 2010 г. под лозунгом: «Дагестан за мир, единство и развитие» в Махачкале прошел IIIСъезд народов Дагестана (около 3 тыс. делегатов). Зафиксировав "единство дагестанского общества", резолюция Съезда подчеркнула осознание делегатами – представителями "всех дагестанских народов и джамаатов" - своей ответственности "за состояние и перспективы" Дагестана "вместе с властью и обществом". Призвав "развивать диалог" с желающими "отказаться от насилия, сложить оружие, вернуться к мирной жизни", съезд, по инициативе постпреда Дагестана при президенте РФ Гаджи Махачева, предложил изучить вопрос об отмене республиканского закона «О запрете ваххабизма и иной экстремистской деятельности на территории РД». Махачев прокомментировал предложение таким образом, что принятый "в спешке, на волне народного возмущения вторжением банд Басаева и Хаттаба в Дагестан" Закон 1999 г. "не соответствует федеральному законодательству. Раз мы находимся в составе России, надо отменить закон".

В свою очередь, экс-секретарь СБ Дагестана, Герой России Магомед Толбоев назвал закон неграмотным: "Нет никакого ваххабизма в природе. Есть радикальные течения в исламе. Нельзя запретить религию. Пусть молятся, как хотят. Однако если пойдут против власти, против государственных устоев – тогда их необходимо преследовать"(4).

Целесообразно отметить подчеркивание резолюцией съезда, что РФ - "это наше Отечество, наше государство. Священно отношение дагестанцев к Отечеству".

Апрель 2011-го

Свое развитие ситуация получила весной нынешнего года. Как подчеркивалось в начале статьи, в середине третьей декады апреля в  Махачкале прошло заседание Гражданского диалога "Путь к миру и согласию". Присутствовали все заинтересованные стороны, правда, ДУМД было представлено заместителями муфтия.

Как отмечает С.Уладиев,  организаторы главной задачей определили осуществление попытки "остановить вооруженное противостояние и сползание Дагестана к войне". С его слов, впервые сторонам с различными точками зрения удалось договориться о ненасилии: до этого в Дагестане никто не пытался "усадить за стол переговоров людей с разными взглядами" в целях прекращения кровопролития. В преддверие встречи устроители провели "огромную работу", включая консультации "с московскими высокопоставленными людьми, являющимися сторонниками несилового решения дагестанской проблемы". "До сих пор общество было равнодушным, силовики и боевики с переменным успехом уничтожали друг друга, - сказал С.Уладиев, - но это наши дагестанцы, и они не должны гибнуть". Он также особо отметил, что на мероприятии "не было выпадов друг против друга".

В свою очередь, имам центральной мечети Махачкалы Магомедрасул Саадуев призвал «исключить из обихода термины, говорящие о том, что в республике государство и вузы светские, ведь в Дагестане проживают 100% мусульман. Пора всем сказать, что Дагестан - мусульманская республика».

В то же время, ректор Института теологии и международных отношений Максуд Садыков, акцентируя внимание на исламское образование, с сожалением констатировал, что, согласно результатам социологического опроса, «очень большой процент наших преподавателей не имеют даже базовых знаний в области религии"(5).

Резолюция зафиксировала решение участников диалога "содействовать формированию в дагестанском обществе тенденции на неприменение ненасилия, терпимость и этноконфессиональную толерантность"; осознание ими необходимости "налаживания диалога конструктивных сил", прекращения "насилия во внутрирелигиозных спорах". Участники

призвали "консолидировать усилия в деле возрождения лучших традиций народной дипломатии", путем создания "постоянно действующих площадок" (в целях "диалога на базе вузов, учреждений культуры, в мечетях, в городах и районах республики").

Документ призвал религиозные организации Дагестана "шире пропагандировать миролюбивую сущность и толерантность исламского и других вероучений", активно используя ценности религий для нравственного воспитания верующих, особенно молодежи; обеспечить подготовку в Дагестане высококвалифицированных мусульманских кадров, сочетающих знания исламского вероучения и современных научных знаний; развивать и обогащать культуру межнационального и межконфессионального общения, должного обеспечивающего содействие диалогу между представителями различных религиозных направлений в дагестанском обществе. Для обеспечения постоянного проведения диалога было принято решение о формировании рабочей группы, должной определять формат, повестку дня и время проведения заседаний(6).

Заключение

Думается, вышеизложенное особых комментариев не требует. Вполне очевидно, что, в случае развития, инициированный почин будет иметь положительные результаты. Другое дело, довольно вялая поститоговая пресса свидетельствует, что не всех устраивает данная канва событий. Наверняка, кто-то теряет почву для манипулирования противостоянием в регионе в угоду постоянному культивированию дестабилизационного пакета – не столько в данном ареале, сколько в России в целом. Другие идейно не готовы воспринять путь к взаимопониманию, будучи убежденными в необходимости однозначного доказательства неправоты "не своих", причем вне зависимости от формы достижения этого результата. Но, как говорит первый зампредседателя и руководитель аппарата ДУМЕР Дамир Мухетдинов, для повышения уровня развития российской мусульманской уммы «совершенно не обязательно что-то рушить, уничтожать, подвергать информационному унижению и третированию» (7).

Так что именно сейчас всем сторонам нужна выдержка и взвешенность! Нам же остается пожелать успеха в благом начинании истинно желающим мира в умме! Allahkomeyinizolsun! Да поможет вам Аллах!

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан
специально для IslamSNG.com

 

1.Глава Дагестана предлагает провести съезд народов республики

http://www.moidagestan.ru/news/society/2783?PHPSESSID=ohn1d55i564c4a3570jmumsu85

2.Комиссия по адаптации боевиков: перевоспитать или напугать?

http://www.islamnews.ru/news-40301.html

3.Интервью с А.Кебедовым

http://www.chernovik.net/forums/index.php?showtopic=11145

4.Гаджи Махачев предложил отменить закон "О запрете ваххабизма"

http://www.moidagestan.ru/news/society/3609?PHPSESSID=smf5m0dfs6jg8evh04stfu9364

5.Сулайман Уладиев: «Мы провели огромную работу, чтобы посадить всех за один стол»

http://www.dagestantimes.com/?com=elements&page=element&id=2009

6.Резолюция диалога «Путь к миру и согласию»

http://www.dagestantimes.com/?com=elements&page=elemenёt&id=2005


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама