Суфийские обители в Крыму в XV–XVIII веках04.09.2022 | Ислам: прошлое и настоящееВ публикации молодого исследователя Адама Булгакова, которая является лишь первым шагом на пути к изучению суфийских обителей, автор систематизирует и обобщает информацию о суфийских обителях, действовавших на территории Крымского полуострова.
Суфизм в Крыму играл важную роль в общественно-религиозной жизни населения с начала активной исламизации полуострова (XIII в.), вплоть до падения Крымского ханства в 1783 году. О роли суфизма в Крымском ханстве говорит тот факт, что целый ряд правителей Крыма исповедовали ислам именно суфийского толка и принадлежали к тарикату (ордену) мевлеви. Более того, они выступали покровителями для шейхов, по их приказу строились суфийские обители (текие). Данные сведения показывают актуальность и перспективность исследования суфизма на территории Крыма.
Центрами суфизма в Крыму стали многочисленные суфийские обители. Так, по информации, которую мы можем подчерпнуть из путевых записей Эвлия Челеби, на полуострове было множество приверженцев суфийских тарикатов (орденов) и большое количество суфийских текие. Э. Челеби отмечает «до сорока тысяч, единобожников-суфиев братств хальвети и джальвети».
Для систематизации и обобщения информации о суфийских обителях, действовавших на территории Крымского полуострова необходимо провести анализ источников по исследуемой теме, изучить историографию данного вопроса и подвести краткий итог результатов нашего исследования. Говоря об историографии данной темы, необходимо выделить основных авторов, которые исследовали интересующий нас вопрос: Н. Абдульваапов, Д.А. Ломакин, А.Н. Сухоруков, В.П. Кирилко, С.Г. Бочаров и др. Перечисленные исследователи дают нам ценные, но отрывочные сведенья по изучаемой нами теме. Наибольший интерес представляют работы Д.А. Ломакина и совместные статьи В.П. Кирилко и С.Г. Бочарова.
Прежде чем перейти к изучению конкретных суфийских текие, обратимся к статистическим данным, чтобы разобраться сколько всего их было в исследуемый нами период. Для этого обратимся к двум источникам: «Сейахатнаме» Эвлия Челеби, относящийся к середине XVII века и к «Камеральному описанию Крыма» проведённому в 1784 году (Ведомость № 34).
Согласно Эвлия Челеби, на территории Крыма находились 29 суфийских обителей различных тарикатов. Спустя более 100 лет, в 1783 году, согласно «Камеральному описанию Крыма», на территории полуострова действовала 21 суфийская обитель, в том числе упоминается и единственное текие в городе «Казлов» (Евпатория), которое действует до сих пор.
Особенный интерес в изучении истории суфийских обителей представляют четыре текие, которые составляют «четыре столпа государственного трона». В статье Н. Абдульвапова они именуются как «четыре очага» («дёрт оджак»). Это были важные религиозно-духовные центры Крымского ханства в рассматриваемый период. Один из таких центров располагался около Кафы (Феодосия), в селе Колеч. Интересно, что шейхам данной обители выдавалась, назначенная крымским ханом, ежегодная пенсия. Согласно грамоте о назначении ежегодной пенсии, шейхи данной суфийской обители должны были лишь «прилежно заниматься молитвами о продлении моего (ханскаго) благоденствия и о приумножении моего величия». Прецедентом назначения ежегодной «пенсии» послужил случай, произошедший с первым шейхом-настоятелем данной обители.
Первая мечеть-текие, которую мы рассмотрим, расположена в с. Колеч, она была впервые описана у Эвлия Челеби. Он посетил её вместе с ханом Мухаммедом IV Гираем: «Там 200 татарских домов, соборная мечеть с высоким куполом и каменным минаретом. Здесь жил шейх — святой Ахмед-эфенди из Коледжа, предсказатель и великий султан».
Колеч-мечеть была однокупольной. К сожалею, она была уничтожена в 50-х гг. XX века. Однако сохранились фотографии 1920-х гг. и её описание, и план. Здание имело квадратную форму с куполом, что свидетельствует об османском стиле в архитектуре. Окна текие располагались в два яруса, михраб был двойным, а тимпан (углублённая часть стены) был расписан растительным орнаментом. Точная дата постройки обители не установлена, однако выдвигаются предположения о XV–XVI вв. А первое упоминание в письменных источниках относится к XVII веку.
Представляет интерес и мечеть, находящаяся у с. Давыдово (ранее Шейх-Кой), которая располагается вблизи одного из «четырёх очагов» — Барак-Эли и Чунджи, и, возможно, составляла с ним единый религиозно-культурный комплекс. Она была впервые исследована О. Акчокраклы в 1928 году, на её фотографии он сделал заметку «Дар-уль-хуффаз (школа хафизов), 1358 г., впоследствии — текие-джами (мечеть и суфийская обитель)», на данный момент — это единственная фотография неразрушенной мечети (она была взорвана в 1950-х гг.). В статье В.П. Кирилко и С.Г. Бочарова, приходят к выводу, что мечеть была построена в XVI–XVII вв. Ими также было составлено описание внешнего вида мечети. Согласно авторам, текие-мечети имела квадратную форму «с высоким восьмигранным барабаном и сферическим куполом на парусах». Её размеры не велики: 11, 18 м. в ширину, толщина уцелевшей стены — 1,06 м, длина полезного пространства внутри — 9,15 м.
Нельзя не упомянуть текие-дервишей в Евпатории, которая сохранилась до наших дней. В письменных источниках она упоминается у Евлия Челеби , а также в «Камеральном описании Крыма»2. Есть предположение, что текие была построена из дерева в XIII веке, а уже после установления власти крымских ханов, здание было перестроено в каменное и относится к XVI в. Основная часть здания имеет квадратную форму с куполом, по периметру расположены 19 келий дервишей. В стены здания были вмонтированы керамические сосуды для усиления звука. Археологические данные исследований такие-дервишей указывают на регулярную реставрацию этой обители начиная с XVII века.
Заслуживает упоминания обитель Азиза Гази-Мансура, построенная на территории Чуфут-Кале и могилы сахаба (сподвижника) пророка Мухаммада Гази-Мансура. О данной могиле нам говорит Эвлия Челеби. Суфийская обитель же по некоторым свидетельствам, была построена во время правления Менгли Герая. Впервые археологические исследования на территории данной обители были проведены У.А. Боданинским в 1928–1929 гг., в экспедиции также находился О. Акчокраклы. Последний оставляет заметку, что к месту захоронения Гази-Масура каждый день приходили люди с целью почтить память «святого», а раз в год приходят суфии «на торжественную молитву». Есть также фото данной обители, которые были сделаны И.Ф. Барщевским в 1890-е годы.
Интересна текие, которая была построена в Эски-Юрте (Старая ставка) крымским ханом — Мехмедом IV Гераем в XVII веке. Известно, что данная суфийская обитель принадлежала тарикату мевлеви, на это указывает то, что Мехмед IV сам являлся суфием и был покровителем этого тариката. Более того, Эски-Юрт был центром тариката мевлеви, здесь община суфием просуществовала дольше всего, есть также свидетельства постройки нового текие уже в 1914 году.
Даже при таком кратком и избирательном обзоре можно констатировать, что история суфийских обителей, действовавших на территории Крыма в период с XV по XVIII века, составляют является неотъемлемой частью истории Ислама, его распространения по всему миру. Данная публикация может рассматриваться лишь как первый шаг на пути к их изучению, и сама тема будет продолжена в дальнейших публикациях и в научных изысканиях.
Ссылки по теме: URL: |
Авторские колонки
Реклама
|