Историк Дамир Хайретдинов: в России нет и не может быть города древнее Дербента29.06.2023 | Ислам: прошлое и настоящееАвтор книги «Дербент. Врата к единобожию» рассказывает о подходах к изучению истории уникального города.
– Уважаемый Дамир Зинюрович, издание Вашей монографии «Дербент. Врата к единобожию» было приурочено к 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии. Как соотносится эта дата с исламской историей Дербента, которая началась почти за два века до 922 года, когда ислам пришел на татарскую землю?
– В истории российских мусульман имеется несколько ключевых дат, которые повлияли на всё дальнейшее развитие уммы. В 2022 году мы отпраздновали 1100-летний юбилей принятия ислама народами Волжской Булгарии; влияние этой даты сказалось прежде всего на истории татар и башкир. Однако этими двумя нациями нельзя ограничить всю российскую мусульманскую умму.
Огромное значение в истории последователей ислама в нашей стране, прежде всего на Кавказе, имел Дербент как крупнейший средневековый мегаполис этого макрорегиона. Поскольку этот город являлся крайней северной географической точкой Персидской империи Сасанидов, то он вошел в состав Арабского халифата вместе с этой разгромленной империей. По данным ранних арабских историков, это случилось уже при праведных халифах Умаре и Усмане. По разным источникам, это 643 год или 653-й (возможно, как считают современные авторы, имели место оба похода в указанные даты). В дальнейшем Баб аль-Абваб, как называли эту цитадель арабы, стал точкой распространения исламской цивилизации по всему Кавказу.
Сегодняшний Дербент – самый южный город Российской Федерации – имеет полное право гордиться столь древней историей. Получается, что Дербент – это точка входа ислама на земли современной России, имевшая особенно важное значение на юге нашей страны, а Булгар – точка дальнейшего распространения этой религии, прежде всего в северных землях нынешней России. Кроме того, две географические точки знаменуют собой два важных центра средневекового Волжско-Каспийского торгового маршрута, по которому продвигались материальные элементы исламской цивилизации и носители духовных ценностей ислама: имамы, купцы, миссионеры…
– При создании любого исторического труда главное – это источники. Расскажите о них подробнее.
– Источников по истории Дербента – великое множество. Город так или иначе описывали античные, средневековые христианские, мусульманские авторы; здесь имелось и собственное летописание, неплохо сохранившееся – в отличие от того же Булгара-на-Волге, где в принципе не сохранилось никаких собственных источников. Поэтому, если современный автор ставит задачу описать историю Волжской Булгарии, его задача – найти хоть какие-то, единичные упоминания об этой исчезнувшей стране в источниках. А автор труда по Дербенту, наоборот, должен ограничивать объем источников и исторической литературы, иначе получится невообразимо огромная работа. Ведь Дербент, который насчитывает минимум 2 тысячи лет, входил в состав множества разных государств с их богатой историографией. Его исторические архитектурные и археологические памятники хорошо сохранились, как и письменные труды по его истории. Всё это описать просто невозможно.
– Одна из важных составляющих книги – цитаты из источников. Их более 20, начиная от античного историка Страбона и заканчивая выдержками из прессы 1910-х годов. Чем Вы руководствовались при выборе тех или иных очень любопытных цитат?
– Вышесказанное относительно источников по истории города предопределило выборку цитат, которые были использованы в качестве «второй сюжетной арки»: они подкрепляли либо дополняли авторские мысли по разным темам. Иногда любопытно, как смотрели на те или иные сюжеты люди прошлого… Вот я и старался отобразить многообразие взглядов авторов, которые писали по истории Дербента, чтобы придать некую «объемность», «красочность» своему сугубо научному повествованию.
– Дербент на протяжении едва ли не всей своей истории был для великих империй прошлого городом периферийным, удаленным от имперских столиц. С другой стороны, его географическое положение можно назвать очень выгодным. Не этими ли факторами объясняется столь разнообразный и богатый этнический состав его населения и поликонфессиональность? Какие факторы (внешние и внутрикавказские) влияли на изменение этнического состава населения?
– Вы совершенно правы, у города очень выгодное географическое положение. Лишь в позднесоветский период оно было недооцененным, а во все предшествующие эпохи сюда стремились представители самых разных этносов. В то же время, как я показываю в книге, изменение этнического и даже конфессионального состава населения Дербента – есть не прихоть отдельных народов, а отражение политических процессов, происходивших вокруг города. Правители государств, которые подчиняли себе эту важнейшую в регионе крепость, старались изменить этническую и религиозную карту города так, чтобы это соответствовало интересам правящей династии. Сегодня трудно объективно описать этническую мозаику, которая складывалась в этом городе на протяжении столетий, ведь в этом вопросе Дербент не похож на большинство российских городов.
История Дербента уникальна; это касается и его этнической карты. В прошлом здесь были кварталы грузин и армян, горских и европейских евреев и азербайджанцев, лезгин и русских; с древности в городе проживали персы и табасаранцы, греки и арабы, турки и даргинцы… Каждый из этих и многих других народов, проживавших в Дербенте, оставил свой неповторимый след в его истории. Важно попытаться описать эти процессы как можно объективнее. Такая попытка предпринята в настоящем издании.
– Дамир Зинюрович, монография имеет, на мой взгляд, важный подзаголовок – «Врата к единобожию». Эти врата Дербент открыл и для христиан, и для иудеев, и для мусульман. Город принял всех, но плавильным котлом не стал, как мне кажется. Почему? Что говорят источники о ранних периодах истории города, когда в нем уже были представлены три монотеистические религии? Как шло их утверждение на «дербентской почве»? Как возводились храмы? Как менялось их количество в разные периоды истории?
– При разработке ряда тем важно не задеть религиозные чувства разных групп людей. Это, например, относится к теме доминирования того или иного религиозного учения в истории Дербента. С другой стороны, некоторые сюжеты, несмотря на обилие источников, приходится восстанавливать гипотетически. В книге показано, что, поскольку город имел доисторическое прошлое (то есть люди здесь поселились задолго до создания письменных памятников), здесь укоренились религиозные представления домонотеистического цикла. Впоследствии они уступили свое место государственным религиям, которые господствовали в державах, подчинивших себе Дербент. Так как город длительное время входил в состав Персидской империи, очевидно, что здесь был представлен зороастризм. Археологически зороастрийские памятники были выявлены совсем недавно, и не в самом городе, а в его ближайшей округе. Был ли у поклонников этой религии храм в центре города, в крепости над городом? Позже город входил в состав Кавказской Албании, где государственная религия была представлена монофизитским христианством. Вопросы, которые были заданы относительно зороастризма, актуальны и для этого периода.
В источниках средневекового периода также имеется много лакун на эти темы. Скажем, известно, когда и по чьему приказу строилась дербентская Джума-мечеть – старейшая мечеть на территории России. Однако почему она была построена именно здесь, кто и как долго ее строил – авторы источников на эти вопросы не отвечают.
В любом случае подчеркнём: несмотря на то, что здесь, на относительно малой территории, проживали представители самых разных наций и религий, которые возводили свои храмы и на протяжении веков сохраняли свою культуру, – есть самый ценный ресурс Дербента и всего Дагестана, которым жители республики могут и должны по праву гордиться. Между разными религиозными традициями, помимо известных различий, есть и общее, объединяющее начало. Подзаголовок книги должен был подчеркнуть именно этот момент.
– В исламской части истории Дербента были разные периоды. Какие из них можно назвать периодами расцвета? Археологи утверждают, что это IX – начало XIII века, период Дербентского эмирата. Тогда город был вовлечен в систему мусульманской цивилизации. А в дальнейшем? Ведь уже в XIX веке город был в течение нескольких лет столицей Дагестана!
– Как и любая географическая точка на карте, Дербент расцветал в периоды активной торгово-ремесленной деятельности. Ценность изучаемого города заключалась в том, что он находился на важном торговом маршруте, который с древности связывал экономические центры Персии и Среднего Востока в целом, с одной стороны, и Северного Кавказа и Поволжья – с другой стороны. Более того, так как этот маршрут был частью меридионального Волжско-Каспийского торгового пути, который упирался своими конечными пунктами в Скандинавию и Индию соответственно, сюда могли добираться представители самых далеких, экзотических стран и культур. Вспомним путешествие Афанасия Никитина, который отправился в Индию именно из Дербента от безвыходности, так как его торговый караван из северных русских княжеств был ограблен в низовьях Волги.
В дальнейшем, в силу изменения географии основных производительных центров и, соответственно, караванных маршрутов, роль Дербента и в целом Каспийского региона постепенно ослабевала. Но, действительно, вплоть до начала бурного ХХ века этот город периодически выполнял роль финансово-экономического и административно-политического центра Кавказа или Дагестана. Кстати, ничто не мешает ему выйти на передовые позиции и сегодня – в качестве культурной и туристической столицы региона.
– Минуло уже 300 лет с того дня, когда наиб Дербента вручил серебряные ключи от городских стен российскому императору Петру Первому. Какое значение имел этот факт (поход Петра) для города, для Российского государства в целом? Что говорят источники об этом периоде?
– Изучая историю поверхностно, можно прийти к выводу, что расширение Российской империи произошло естественным путем и довольно быстро. В действительности, конечно, всё было совсем не так. Каспийский поход Петра I не был предопределён, как и слабость Персидской державы Сефевидов того времени не обязательно должна была стать хронической. В истории субъективное начало очень важно, хотя марксистская историческая школа пыталась убедить нас в обратном. Так совпало, что в момент ослабления империи Сефевидов Пётр, только что провозглашённый императором, решил воспользоваться этим и собрал флотилию для похода на Каспий. Последствий было много, несмотря на временный характер присоединения к России Каспийского побережья: это и начало территориальной экспансии империи на Кавказ, и утверждение страны в качестве империи (когда присоединённые владения сохраняли формальную автономию, но признавали первенство верховного монарха-императора), и первые шаги в деле создания российского востоковедения. Дербентцы приобщились к российской культуре, хотя этот короткий эпизод не смог тогда ничего поменять кардинально в их жизни. С другой стороны, потеря Персией своих обширных территорий на Кавказе и в Прикаспийском регионе в пользу России и Османской империи предопределила вакуум власти, которым воспользовался гениальный, но предельно жестокий полководец Надир-шах. Его воцарение и дальнейшие кровавые походы привели к огромным жертвам на Северном Кавказе и в Закавказье.
В отдаленной (от Петровского похода) перспективе Кавказ оказался между державами и правителями, каждый из которых «с аппетитом» смотрел на него. Впоследствии из этого противостояния выросла длительная, на десятилетия, жестокая и полная бессмыслицы Кавказская война. Так что «серебряные ключи», конечно, замечательный сюжет для исторической реконструкции и сериала. Только не будем забывать, к каким страданиям для местных жителей привели политические амбиции и военные походы различных правителей в их регион.
– Дербент, я думаю, с полным основанием можно назвать одним из центров исламской науки. Сыном духовного главы Дербента был выдающийся востоковед М. Казем-бек. Уроженцем города был и один из выдающихся дагестанских ученых XX–XXI вв. А. Шихсаидов. Я думаю, этот список гораздо шире.
– В последние годы учёные – востоковеды, кавказоведы – проделали огромный труд в сфере исследования источников по истории Дербента, раскрывая богатство местной научной и богословской школы. Они показали на конкретных примерах именитых богословов, исламских мыслителей, просветителей, суфиев, насколько развитой была культурная атмосфера в этом городе средневекового периода. Думаю, будут найдены и такие источники, которые смогут сдвинуть нижнюю хронологическую границу возникновения дербентской школы богословия на период до Х века. Трудно сопоставить с дербентской научно-богословской школой периода Cредневековья какую-либо иную на Кавказе, поскольку в ту эпоху она была передовой в регионе. Конечно, по сравнению с мировыми центрами исламского богословия (например, в Ираке или Персии), Дербент был во многом реципиентом идей и учений, господствовавших там, но относительно всей оставшейся территории самого Кавказа Баб аль-Абваб играл доминирующую роль.
Так или иначе, даже в законсервированном состоянии, дербентское богословие, или, точнее, его наследие, сохранялось здесь до ХХ века. Но доподлинная история шейхов и имамов Дербента Нового и Новейшего времени всё ещё ждет своего исследователя.
– Наверное, отдельной книги заслуживает рассказ о Джума-мечети Дербента. Интересна история ее строительства. Но интересно ведь не только здание как архитектурный памятник, интересны люди, которые в нее приходили и приходят сегодня. В чем уникальность, ценность и значимость этой мечети для мусульман нашей страны?
– Джума-мечеть – старейший памятник исламской культуры на территории Российской Федерации. Она была построена по приказу наместника Закавказья, омейядского принца и выдающегося полководца Масламы ибн Абд аль-Малика, который в трудах дагестанских летописцев был зафиксирован под именем «Абу Муслим». Начало строительства относится к 733 году, так что в этом году можно праздновать 1290-летие этой мечети. По приказу Масламы город был разделен на 7 кварталов. В связи с отстранением принца от должности в тот же год фактические работы велись уже при следующем наместнике эмире Марване ибн Мухаммаде, который стал последним омейядским халифом (правил в 744–750 гг.).
Особая ценность Джума-мечети состоит именно в этом факте. Памятников омейядской эпохи во всем мире сохранилось не так много. Важно популяризировать в этом качестве здание дербентской Джума-мечети, как и в целом Дербента – города на перекрестке мировых религий и культур, сохранившего уникальные строения, топографию и атмосферу средневекового и дажечастично, античного города.
– Дамир Зинюрович, в авторском тексте книги нередко встречаются выражения – «на этот вопрос нельзя ответить однозначно» или «этот вопрос спорный, он еще до конца не изучен». Так какие же проблемы в этноконфессиональной истории Дербента требуют дальнейших научных изысканий?
– В популярной песне звучит фраза «Городу две тысячи лет»; эта цитата применима как раз к исследуемому городу. Ученые спорят, можно ли сдвинуть нижнюю хронологическую границу еще дальше; есть археологи, доказывающие еще большую древность Дербента. В любом случае в России нет и не может быть города древнее Дербента.
Даже в истории относительно молодых городов, таких, как Санкт-Петербург, имеется множество тайн и загадок. Например – был ли до строительства Петром I новой столицы некий населенный пункт на его месте: шведский, финский или «цивилизации Гипербореи»? В зависимости от того, как вы ответите, можно получить целый ряд проблем, от политической ангажированности до обвинений в антинаучности. Что уж говорить о древнем Дербенте с его уникальной этнической и религиозной мозаикой?!
Город избежал межнациональных конфликтов при распаде Советского Союза, при возникновении этнических и религиозных столкновений на Кавказе на рубеже ХХ–ХХI столетий, при распространении религиозного радикализма в регионе. При этом не только в 1990-е годы, но и в наши дни болезненно и провокативно звучат вопросы, кому должен принадлежать город «по праву»… Одни публицисты считают, что надо руководствоваться принципом этнического большинства (пусть и относительного), другие авторы прикрываются историзмом (пусть и субъективно описанным). Никто из таких поверхностных «писателей», якобы радеющих за справедливость, не хочет проанализировать, к чему привел опыт Ливана или Югославии. Никто не хочет воспользоваться опытом Сингапура или Малайзии в строительстве многорелигиозного, многонационального общества. Самое же плохое в этом – никто не хочет отдать должное самому Дербенту, который успешно преодолел множество вызовов со стороны провокаторов против своей мирной, процветающей жизни. Задачей своей книги я считал взвешенный, предельно объективный, сугубо научный подход к описанию этноконфессиональной истории древнего города. Надеюсь, эта задача была решена, даже если за скобками исследования остались некоторые спорные сюжеты.
– На мой взгляд, в книге очень богатый насыщенный иллюстративный ряд. Это и карты, и старые фотографии города, и портреты, и этнографический материал. Как Вам удалось все это собрать?
– Действительно, я пытался обогатить текст книги не только цитатами авторов – современников событий прошлого, но и иллюстративным материалом. Совокупность рисунков и карт представляет собой некую «третью сюжетную арку», ценную саму по себе. При наличии иллюстраций материал, описанный в форме научного исследования, воспринимается проще и нагляднее.
Этнографические карты Дагестана интересовали меня еще с подросткового возраста, так что я взял одну из своих юношеских перерисовок в качестве иллюстрации в книгу. Часть иллюстраций была специально отобрана ректором Московского исламского института профессором Д. В. Мухетдиновым и заведующей сектором отдела редких книг и рукописей Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. Ленина Н. А. Кустовой. Ряд портретов исламских деятелей Северного Кавказа художника Р. Яхиханова был предоставлен Издательским домом «Медина». Фотографии цитадели и мечети Дербента наших дней были сделаны генеральным директором ИД «Медина» И. А. Нуримановым. Огромную работу проделали дизайнеры Д. Н. и Л. К. Залялетдиновы. Хотелось бы всех их поблагодарить за поддержку и совместную работу над этим важным проектом.
– Презентуя монографию на «Чтениях имени Шигабутдина Марджани» в Московской Соборной мечети, Вы сказали, что цель издания – «максимально полно и объективно осветить историю всех этнических и конфессиональных групп, которые пребывали на территории Дербента». Удалось ли в полной мере реализовать эту задачу, добиться объективности и рассказать обо всех этнических группах?
– Как уже было сказано выше, подробное описание истории Дербента – задача, скорее всего, невыполнимая для одного автора. Даже если каждому году городской истории посвящать только одну страницу, понадобится две тысячи с лишним страниц! Соответственно, такую задачу перед собой я не ставил. Книга «Дербент. Врата к единобожию» имеет ценность только в контексте этноконфессиональной истории города и не претендует на полномасштабное описание всех этнических групп, не говоря уже обо всех исторических сюжетах, которые были в прошлом Дербента.
Забытых, малоизученных тем в дербентской истории много. Объективное описание прошлого (само по себе – всегда очень сложная задача вне зависимости от тематической конкретики) в историографии региона началось лишь недавно, после падения коммунистической, предельно идеологизированной школы. То, что мы сегодня описываем как естественный ход вещей, в эпоху Российской империи и СССР могли оценивать с прямо противоположных позиций. Так, многовековая история Кавказской Албании – оригинального государственного образования, «растворившегося» в веках, – никогда не была предметом исследования специалистов вплоть до ХХI века, в основном по идеологическим и политическим причинам. На протяжении десятилетий в черно-белых тонах рассматривалась история Арабского халифата, Османской империи, империи Сефевидов… Таким образом, восстанавливая сегодня наше прошлое, требуется не просто работать с источниками и исторической литературой, но и отказаться от радикальных и субъективных оценок самих авторов и поздних исследователей, затмивших изначальную канву того или иного события. В этом и есть трудность объективного описания истории.
Все же, несмотря на эти сложности, книга вышла в печать. Я надеюсь, что данный труд найдет своего заинтересованного читателя и позволит более полно взглянуть на историю Дербента и населяющих его народов. Не разделяться, а объединяться ради будущего – таков мой посыл, и я думаю, мне удалось развить его в своей книге.
– Дамир Зинюрович, благодарю Вас за ответы. Ждем Ваших новых исторических трудов!
Беседовала Ольга Сёмина
Ссылки по теме: https://dumrf.ru/regions/77/interview/22257 URL: |
Авторские колонки
Реклама
|