Можно ли мусульманам праздновать Навруз?18.03.2022 | Авторские колонкиНавруз – это древний традиционный национальный праздник. Поэтому если мусульмане и отмечают Навруз, то не как религиозный праздник с усердным чтением Священного Корана и различных молитв, а как начало нового года, встречу весны, праздник радости.
В дни празднования Навруза мусульмане ходят в гости, очищают свои сердца от ненависти, злобы, зависти и умножают свои добрые деяния, которые не только не противоречат законам Ислама, но в Судный день будут лежать на чаше весов добрых дел.
У некоторых мусульман возникает вопрос: «Если Навруз - не харам, тогда почему некоторые учёные Навруз считают харамом?
Ответ лежит в истории Навруза, которая насчитывает более 5000 лет. Религия Ислам не заканчивается с мнением всевозможных такфиристов. Мусульмане, живущие согласно Священному Корану и Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), идут по пути своих великих предков, имена которых золотыми буквами вписаны в мировую светскую и религиозную историю. Для мыслящих и образованных мусульман, уважающих и чтущих свою историю, можно привести множество авторитетных примеров по отношению к Наврузу. Великие учёные, суфии, арифы, поэты праздновали Навруз и посвящали свои вдохновенные труду этому светлому празднику. Бахауддин Накшбанд, Абдулкадир Гилани, Имам Суюти, Мавлана Руми, Шейх Аттар, Хафиз, Саади, Суфи Умар Хаям, Бедил и сотни других учёных воспевали в своих произведениях Навруз.
Именно из книги «Наврузнома» Омара Хайяма мы узнаем историю праздника.
Происхождение праздника Навруз уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Официальный статус праздник приобрёл в период истории Ахеменидской Империи как персидский религиозный праздник зороастризма.
Навруз оставался национальным праздником и полтора тысячелетия назад, когда арабы, вдохновлённые новым учением, в основу которого было положено Откровение последнего Пророка Мухаммада (да, благословит его Аллах и приветствует!) совершили попытку объединить всех людей независимо от их национальной и расовой принадлежности на основе единого религиозного исламского мировоззрения. Мусульманская вера с этическими установками Корана не противоречила зороастризму. А наглядный пример земной жизни Пророка Мухаммада (да, благословит его Аллах и приветствует!), который жил в аскезе, избегал роскоши, довольствовался простой пищей, жил в скромной обстановке, отказался от царских титулов, сделал ислам за короткий исторический период главной религией в Передней и Центральной Азии, на севере Африки, в Индии и в странах Тихоокеанского региона. Примечательной особенностью победного шествия ислама является тот факт, что арабы не только не уничтожали города и селения, они не истребляли местное население, не посягали на имущество коренных жителей, сохраняли в целости культовые сооружения, не запрещали соблюдать обычаи, говорить на родном языке и использовать местные наречия.
Когда народы Хорасана и Мавераннахра были обращены из зороастризма в исламскую веру, арабы не отменили празднование Навруза. Напротив, они приспособили под него свой солнечный календарь и стали считать за первый день Нового года первый день месяца “hамал”.
Абурайхан Беруни в своей книге «Ал-осорул-боқия» приводит хадис о том, как Пророк Мухаммад (мир Ему) принимал подарки в дни празднования Навруза, благодарил дарителя и радовался. Имам Бухари в своей книге «Ат-таърихул-кабир, Бухорӣ» повествует о том, как великий подвижник Али (р), четвертый халиф, двоюродный брат и зять Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), женатый на дочери Пророка Фатиме, также с радостью и благодарностью принимал подарки в дни Навруза. Таким образом, историография ислама рассказывает современникам о том, как древний персидский праздник зороастризма стал свидетельством культуры доверия в мусульманском мире.
Навруз под различными названиями широко распространен во многих культурах Передней и Средней Азии, входивших в зону влияния персидской культуры в дни существования великой Персидской империи.
Старейший источник, где указано празднование Навруза - это священная книга зороастризма «Авеста». Из неё следует, что истоки праздника уходят в глубокую древность - третье тысячелетие до нашей эры. История происхождения Навруза, по мнению Омара Хайяма, о которой поэт рассказал в своей книге «Наврузнома» («Книга о Наврузе»), восходит ко времени существования одного из древнейших в истории персов царств - царства Пешдодиён.
Великий персидский поэт Фирдоуси в своей книге «Шахнаме» связывает происхождение праздника с легендарным королём Джамшедом.
Талантливейший из персидских поэтов повествует о том, как персидский царь Джамшед построил себе трон из чистого золота (по легенде, это был первый трон в истории человека) и поднял его на высочайшую гору во время восхода солнца. Золото ослепительно блестело под солнечным светом. Царский трон стал светить, словно солнце. Этот день назвали Наврузом, и стали праздновать его как начало нового года. В «Наврузнаме» говорится: «Когда Джамшед постиг этот день, он назвал его Наврузом и ввёл его в обычай как праздник. Цари и другие люди последовали ему».
Великие персоязычные поэты Беруни, Фороби, Саади, Хафиз, Руми также посвящали празднику Навруз свои поэтические творения.
ИСТОРИЯ НАВРУЗА
Навруз, рождённый в Персии, стал неотъемлемой частью культуры мусульманского мира. Его празднование является свидетельством уважения истории и традиции наших далёких предков.
Уже в далекие времена наши древние предки узрели Божественный порядок, охватывающий все природные явления и все вещи в мире во всём их многообразии. Яркое тому свидетельство Навруз - один из любимых и распространенных праздников в мире.
Название праздника »Навруз» имеет древние персидские корни и обозначает «Новый день» (от «нав» - новый и «руз» - день).
Навруз - праздник весны, день весеннего равноденствия, первый день Нового года. Он совпадает с первым днём древнеиранского месяца “Фарвардина”, началом месяца “hамал” (Овен) по солнечному календарю хиджры, и 21 марта летосчисления по григорианскому календарю (новый стиль). Празднуется Навруз ежегодно по новому стилю с 21 по 24 марта. В эти равноденствия продолжительность дня и ночи одинакова, и составляет 12 часов.
Традиция празднования Навруза не изменилась за всю его многовековую историю. К приходу Нового года тщательно готовятся. Накануне устраивают генеральную уборку в домах, дворах, улицах. Обязательно стирают всю имеющуюся одежду. И, конечно, рассчитываются с долгами.
Накануне праздника, до восхода Солнца, необходимо завершить все подготовительные хлопоты: приготовление праздничных блюд, уборку жилья и украшение комнат цветущими ветками деревьев. В преддверии Навруза высаживают саженцы молодых деревьев и приступают к полевым работам. В дни празднования Навруза принято ходить друг к другу в гости, навещать пожилых соседей и родственников, устраивать праздничные базары и раздавать милостыню.
Навруз - это праздник единения. В эти дни проходят массовые праздничные гулянья. Мусульмане ходят из дома в дом. Собираются в мечетях, на площадях, на природе. Готовят национальные угощения. Символом же Навруза на протяжении тысячелетий остаётся традиционным суманак.
В дни Навруза в людях проявляются их добродетельные качества. Они действительно становятся чище, добрее и светлее. Душа демонстрирует свою Божественную сущность. А телесное начало соединяется с природой: радуется каждой зеленой травинке и проснувшейся от зимней спячки букашке. Одним словом, в дни празднования Навруза мусульманин любит жизнь и свою, и ту новую, что зарождается вокруг.
Мусульмане отмечают Навруз, как начало нового года, встречу весны, как праздник радости и беззаботного веселья.
Так пусть тот, кто не чтит свою историю, в дни Навруза сидит дома. Но пусть не злобствует и не ведет зловредную пропаганду среди мусульман, сея семена раздора и осуждая древний праздник радости и жизни.
Хайриддин Абдулла, руководитель комитета просвещения «Федерация мигрантов России»
URL: |
Авторские колонки
Реклама
|