RSS Контакты
СНГ

История принятия Ислама Крымом

09.12.2016 | Исламская культура

История принятия ханом Берке (1257–1266) Ислама от суфийского шейха аль-Бахризи хорошо известна. Об этом событии сообщают многочисленные арабские источники XIII–XIV столетий. Гораздо меньше информации о роли суфийских братств в распространении Ислама в Крыму, Дунайско-Днепровском междуречье и в Добрудже.

Берке, принявший Ислам в 40-х годах XIII столетия, стал ханом Улуса Джучи лишь в 1257 году. К этому времени новая для монголов религия уже завоевала немало сторонников [...]. Нет сомнений, что Берке стремился сделать Ислам религией всех тюрков и монголов, живших в его улусе.

Опорным пунктом, откуда Ислам должен был начать свою победную поступь, должен был стать Крым. Выбор полуострова был сделан не случайно. Мусульмане жили в Крыму как минимум со времен Хазарского каганата (VIII cт.). Сам Берке чеканил в Крыму монеты, на одной стороне которых было написано: بادشاه إسلام , نصرة الدنيا والدين (Падишах Ислям, Нусрату-д-дунья уа-д-Дин), что в переводе означает: «Исламский Правитель, опора Религии и мирских дел».

В начале XIII века из-за волн переселений с востока (хазары, половцы, печенеги) тюркский элемент в составе многонационального крымского населения был весьма значительным. Часть тюрков к этому времени не только приняла Ислам, но и смогла создать развитую культурную среду.

Об этом можно судить по тому факту, что уже в первой трети XIII столетия в Крыму существовало мусульманское литературное сообщество, представителями которого были поэты Махмуд Кырымлы и Халил оглу Али. Согласно исследованию Кемаля Конурата, эпическая поэма Махмуда Кырымлы «Хикяети Юсуф ве Зелиха» заложила основы крымскотатарской литературы еще в домонгольский период. Это произведение базируется на кораническом рассказе о пророке Юсуфе (Иосифе). Использованный Махмудом Кырымлы сюжет был очень популярен в средневековой мусульманской литературе. Живший одновременно с Махмудом Кырымлы Халил оглу Али осуществил перевод поэмы «Хикяети Юсуф ве Зелиха» с кыпчакского языка на старотурецкий. По мнению современного турецкого литературоведа Гёнюла Айвана, в творчестве Али и Кырымлы отчетливо прослеживается суфийское влияние.

Завоевание Крыма монголами на некоторое время затормозило распространение Ислама в регионе. Но после утверждения на престоле хана Берке все препятствия были сняты. Из Средней Азии и Анатолии в Крым двинулись целые группы дервишей, входивших в религиозно-суфийские тарикаты. В первую очередь речь идет о миссионерах движения бабаи. Прибытие в Крым членов суфийских орденов связывают с именем сельджукского султана Кей-Кавуса II, которого будущий золотоордынский беклярбек Ногай освободил из византийского плена в ходе похода в 1265 году.

Ибн-Биби в «Сельджук-наме» («История сельджуков») пишет об этом так: «Аллах Всевышний побудил Саин-хана послать большое войско для освобождения султана Изз эд-дина (Кей-Кавуса II). Случайно в этот год были сильные морозы, река Дунаб замерзла, и всему войску удалось переправиться через нее. Султана освободили с той тюрьмы и отправили к Берке. Когда султан прибыл к нему, (его) обласкали и подарили в икт (владение) Солхад и Сутак (Солхат и Судак)». Примечательно, что среди новых владений Кей-Кавуса II в. Крыму был город Судак, в котором сельджуками в 1221 году была построена первая из известных нам на полуострове мечетей.

В пересказе османского путешественника Эвлия Челеби крымскотатарского исторического памятника «История Тохта Бая» говорится: «В 665 г. х. он (Берке) направил коней 80-тысячного войска из Крыма на Балх, Бухару, Туран, Чин и Мачин, Хатай и Хотан, Фагфур и Туркестан… Он собрал 1800 улемов и баба к себе, и с почтением и милостью препроводил их в Крым. Все эти улемы основали мечети и медресе, а (хан) с газиями построил для всех улемов и их семей дома».

Наиболее известными из переселившихся в Крым суфиев были Сеййид Сары Салтук Баба и Барак Баба. На 60-80-е годы XIII столетия приходится пик активности суфийских тарикатов на полуострове. Об этом также свидетельствует и найденная в 1927 году в Крыму работа арабского автора Абу Бакра аль-Васити «Книга светочей суфизма» («Китаб аль-Масабих фи тассаввув»). Книга представляет интерес еще и тем, что была переписана в Крыму в 1284 году.

После смерти в 1278 году покровителя суфиев Кей-Кавуса II ситуация для крымских мусульман стала менее благоприятной. На золотоордынский престол один за другим восходили ханы, не слишком благоволившие к Исламу. В этой ситуации некоторые суфийские шейхи во главе с Сеййид Сары Салтуком приняли решение о переселении в Дунайский улус беклярбека Ногая.

Улус Ногая занимал территорию от Днепра до нижнего течения Дуная, включая в себя северную Добруджу. Сам Ногай принял Ислам в 1271 году. Об этом он сообщил в письме к египетскому султану Байбарсу: «Мы идем по пути отца нашего Берке-хана, следуем за истиной и уклоняемся от лжи».

В улусе Ногая Ислам имел уже достаточно сильное влияние. В «Истории сельджуков» говорится: «Большую часть времени в иле Добруджа было 2–3 мусульманских города и 30–40 тюркских кочевий». Хиджра Сеййид Сары Салтука и его мюридов привела к возникновению в Северной Добрудже и Дунайско-Днепровском междуречье дервишских обителей, превратившихся позднее в важные городские центры региона.

Ислам в Украние


URL:
Авторские колонки
Реклама