МОЖНО ЛИ ЦЕЛОВАТЬ РУКУ РЕЛИГИОЗНОМУ УЧЕНОМУ, МУСУЛЬМАНСКОМУ ЛИДЕРУ И ПРОСТО ЧЕЛОВЕКУ18.07.2022 | Исламская культураС точки зрения Ислама целовать руку и голову пророка, учёного, устаза (духовного наставника), исламского учителя, праведника, богобоязненного мусульманского лидера, дедушку, дядю, родителя и просто мусульманина разрешено и приветствуется только в случае выражения искренних благородных чувств: особого уважения, благодарности и т. д.
Это происходит во время церемониальных встреч, возвращения из путешествия, после долгого отсутствия. Целуют также для выражения глубоких чувств во имя Аллаха! Многие Хадисы передают достоинство данного действия.
Вот несколько наглядных примеров и доводов из жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) и его сподвижника, а так же из жизни великих ученых Ислама для того, чтобы подтвердить, что целовать руку Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам), его сподвижников, святых людей и великих ученых не запрещено в Исламе.
От Зариа (да будет доволен им Аллах), который был в племени Абду Кайс, передаётся: «Когда мы прибыли в Медину, то поспешили поцеловать руку Пророка и его ногу» (аль-Бухари в книге «Адиб», № 975, в книге «Тарих аль-кабир», 3 т., № 447, в книге «Хальку афъали аль-уббад», № 28; Абу Давуд, № 5225; Табарани в книге «Аль-кабир», № 5313; имам Ахмад, 2 т., № 70; Хафиз в книге «Фатху аля аль-иснад» сказал: «Это хороший хадис»; 57 стр., 11 том).
Также от Сафвана ибн Гасаля аль-Муради, да будет доволен им Аллах, рассказывается: «Один иудей сказал другому: “Пойдём со мной к этому Пророку (Мухаммаду, мир ему и благословение) и зададим некоторые вопросы”. Тот ответил: “Не говори на него «Пророк», а то если он тебя услышит, то обрадуется”. Они пошли к Пророку (мир ему и благословение) и принялись спрашивать. А когда Пророк (мир ему и благословение) ответил на все их вопросы, они поцеловали руки его и ноги и сказали: “Мы свидетельствуем, что ты Пророк”» (Тирмизи, № 3144; имам Ахмад, 4 т., № 239; ибн Маджах, № 2705). Разве сказано в этом хадисе, что Пророк (мир ему и благословение) запретил им целовать руки и даже ноги?
От Абдуллаха ибн Умара (р), передаётся, что он участвовал в одном из проходов Пророка (мир ему и благословение). Он рассказал: «Люди отвернулись и убегали, и я был среди них. Мы задались вопросом: что делать, ведь мы убежали с поля битвы? И решили, что придём в Медину скрыто, зайдём к Пророку (мир ему и благословение) и скажем: «Мы оставляем решение Посланнику, и если есть прощение для нас – мы просим прощения, а если нет – то пусть сделает то, что посчитает нужным». Далее мы сели в ожидании Пророка (мир ему и благословение) до утренней молитвы. Когда он вышел, мы встали и сказали, что мы – убежавшие с поля боя, повернись к нам. Пророк сказал: «Вы уже вернувшиеся к битве» (в знак прощения). Тогда мы подошли к Пророку (мир ему и благословение) и целовали его руку» (аль-Бухари в книге «Адиб», № 972; Тирмизи, № 1716, сказал: «Цепочка хасан (красивая)»; ибн Маджах, № 3704; имам Ахмад, 2 т., № 23; Хумайди, № 687; Байхаки, 7 т., № 101; ибн Аби-шиба, № 12, т. 536; ибн Сад, 4 т., № 107; Абу Яля).
От ибн Джудъана, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Сабит, да будет доволен им Аллах, спросил у Анаса, да будет доволен им Аллах: «Соприкасался ли ты до Пророка рукой?» Тот ответил: «Да». Тогда Сабит поцеловал его руку (аль-Бухари в книге «Адиб», № 974; имам Ахмад, 3 т., № 111).
Ибн Хаджар Аскаляни передаёт, что имам ан-Навави сказал: «Целовать руку человеку из-за его аскетичности, доброты, знания, почтенности и подобных религиозных атрибутов является мастахаб (одобряемым); если же целовать из-за его богатства, авторитета, власти, то это сильный макрух (порицаемость)» («Фатх аль-бари», 11 т., 48 стр.).
Но необходимо понимать, что целование головы, руки не должно стать обычной привычкой, не должно войти в обычай мусульманина и заменить рукопожатие.Но, к большому сожалению, в наши дни можно часто наблюдать, как при выражении своего восхищения фанатики подобострастно целуют руку ученым и шейхам. Уже входит в обычай, что самолюбивые ученые и шейхи при встрече с учениками автоматически протягивают свою руку для поцелуя. А ученики уже по привычке целуют руку учителя, как бы прося его благословения.
Такие качества как скромность, простота, непритязательность, которые были присущи Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллам), отсутствуют у современных ученых, рождают в них чувство превосходства, которое дает им право пренебрежительно относиться к ученикам и людям. А ученики и мюриды вынуждены подобострастно относиться к учителям, лицемеря и становясь показушными фанатиками.
Поэтому целование в виде проявления фанатизма и подобострастия не должны восприниматься мусульманами как постоянная Сунна. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) говорил: «Господь с отвращением смотрит на человека, который устанавливает для себя преимущества по сравнению с другими».
Традиционное и правильное мусульманское приветствие «Асаламу алейкум» - «Мир вам!», которое сопровождается пожатием обеих рук. Если же это - знакомый, близкий, ученый или приехал издалека, тогда можно приветствовать пожатием рук и дружеским объятием.
В случае же встречи с великими религиозными учеными или великим авлия (покровителем, святым), то из уважения к их знаниям, учености, богобоязненности, аскетизму целуют их руку или плечо поверх одежды. Или же целуют одежду как табарук (получение благословения). При этом нельзя к ним предъявлять претензии, так как они позволяют это делать не с целью демонстрации собственной значимости, а как проявление уважения к знаниям и примера богобоязненности. В этом случае нет никаких запретов.
Хайриддин Абдулла
URL: |
Авторские колонки
Реклама
|