Идеи срединности Ислама через призму труда Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа "Васатыя - путь жизни".
Рождение книги
На сегодня ракурс "васатыйи" (срединного пути в Исламе) - один из самых обсуждаемых в мусульманской умме. И если еще пару лет назад этот акцент являлся, не побоимся сказать, неким "ноу-хау" для современного исламского сообщества, на переживаемом этапе он действительно оказался на "передовых позициях". Этой теме посвящены массы трудов на многих языках мира, статей, аналитических выкладок.
Однако, признаем, авторам далеко не всегда удается широко охватить затрагиваемую тему, представив различные направления понятия "аль-васатыя". А ведь данный аспект представляет немалый интерес для представителей других конфессий. В этом контексте довольно значимым вкладом в доведении идей "срединности" до широкой общественности стал труд известного узбекского ученого - Шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа "Васатыя - путь жизни".
Прежде всего, М. Юсуф обращает внимание на то, что намеченная на 2005 г. конференция по вопросу васатыйи должна была стать своеобразным религиозным обращением к Западу. Однако произошедшие в преддверие саммита в Кувейте теракты изменили планы "хозяев", оказавшихся перед фактом актуализации серьезно рассмотрения внутримусульманских проблем.
По словам М. Юсуфа, кувейтяне являются нацией, находящихся к идеям умеренности "намного ближе других". В качестве примера он привел полное собрание сочинений "Энциклопедия фикха" в 46 объемных томах (подготовлено и издано Кувейтским Министерством вакфов и религиозных дел), отражающих непосредственно идеи "васатыйи". Поэтому рождение девиза "Васатыя - жизненный путь" именно в Кувейта можно считать "вполне закономерным".
Весьма симптоматично активное участие в работе научной конференции с аналогичным названием не только известных улемов, но и авторитетных ученых из различных сфер наукознания. Причем изначально было определено, что все высказывания на саммите должны носить "научно-выверенный" характер, основанный на объективных реалиях. С другой стороны, в отличие от других конференций такого рода, докладчики столкнулись не просто с довольно грамотным оппонированием, но открытой и нередко нелицеприятной критикой ряда участников.
Данный ход встречи привел к тому, что итоговые решения конференции, отразившие существующий среди мусульманских улемов расклад сил, оказались более действенными. Тот же М. Садык сразу же выразил намерение попытаться довести до людей обязательность важнейшего исламского принципа - "золотой середины" во всем. Данный акцент подвел его к идее написать книгу о васатыйи.
Ученые о понятии
В начале произведения автор отмечает, что по мнению улемов значение термина васатыя не может быть однозначно переведенным на другие языки. Элементарно, представление этого понятия как "умеренность" грешит тем, что последний фон является переводом арабского слова "иътидал". Кроме этого, "Коран, ниспосланный Аллахом, является чудом", поэтому каждое слово Откровения "имеет свое особое значение", употребляясь "в нужном месте". Использование же вместо одного слова другого (либо смена их мест) может привести к искажению значения.
Аналогично происходит и с термином "васат". Если обратиться к его значению, вполне очевидно обозначение им ракурса "средний" ("умеренный", "правильный", "справедливый", "самый лучший"). Но если заменить использованное в Коране слово "васат" исключительно одним из вышеперечисленных понятий, смысл будет далеко не полным, поскольку "васат" "заключает в себе и выражает их общее значение".
"Васатыя" происходит от арабского корня "васат", имея обширное словарное толкование. В частности, в своем известном толковом словаре "Сихах" имам Исмаил ибн Хаммад ал-Джавхари значение "васат" представляет, как самое правильное и справедливое "в каждой вещи". Абу Бакр Мухаммад ибн Хасан ибн Дурайд ал-Азди в "Джамхаратул Лугати" определяет "васат" в качестве середины "всякой вещи". Так, "васат" серьги означает ее ценнейшее место, "где прикреплена ее драгоценная жемчужина". "Васат" же "из людей" означает "лучшего из них". В свою очередь, Ахмад ибн Мухаммад ибн ал-Файюми говорит о "васат" - как об "умеренном" факторе, а известный мыслитель Мухаммад ибн Яъкуб Мухаммад Ферузабади представляет под понятием "самое лучшее и справедливое в каждой вещи".
Согласно толкованию "васатыйи" доктором Ахмадом Умар Хашимом (в произведении "Васа-тият-ул Ислами"), это - "такое состояние личности", при котором она "надежно защищена от преувеличения и преуменьшения" установленных для нее пределов. То есть, здесь фигурирует равновесие между двумя сторонами, не позволяющее одной превзойти другую и способствующее сохранению справедливости. При васатыйе отсутствует "превышение границ или допущение недостатка, не может быть слишком жесткого или очень мягкого отношения". Выдающийся ученый шейх Юсуф Абдуллах Кардави также проводит параллель между понятиями "васатыя" и "равновесие", так как подразумевается "среднее и справедливое положение между двумя противоположностями", исключающее превышение одной из сторон установленного для нее или поглощение противоположной.
Причем в контексте выражения "противоположные стороны" имеются в виду такие связки, как духовность - материя; индивид - общество; реальность - фантазии; твердость - бессилие. Васатыя (баланс, равновесие) между этими противоположностями возможна при условии предоставления каждой из них равных требуемых возможностей и недопущения превышения ограничений. Посему известный исламский правовед доктор Вахба Мустафа Зухейли под термином "Васатыя" подразумевает умеренность в вере, поведении, устоях, общении и нравственности. Ислам же, как раз будучи религией умеренности, не позволяет ни в одном из своих положений отклонений или превышения рамок.
Следовательно, в Исламе по определению отсутствует фанатизм или однобокость (односторонность). То есть, как подчеркивает один из кувейтских ученых Ахмад Хусейн Ахмад Мухаммад, "васатыя" - это не некое качество Ислама, могущее быть воспринятым или отвергнутым мусульманами, а сам Ислам. По той причине, что васатыя, оказываясь центральной точкой, включает в себя гармонию в мирских и духовных делах; прямой путь ("сыратул мустаким") и неотступность с него в идеях и поведении".
Простота и легкость в поклонении
По словам М. Садыка, хотя слово "васатыя" используется в Коране, в старых книгах его нелегко найти, так как тогда употреблялись такие слова и выражения, как умеренность, середина, скромность. "Васатыя" же является понятием, "обобщающим все указанные значения", а непосредственно учение Ислама и нормы шариата, отвечая этому принципу, являются сбалансированными. Поэтому недопустимо склоняться к крайности, противоположной фанатизму, считая допустимым, скажем, соблюдение пост в течение 15 дней вместо предписанного месяца и аналогично. В целом, крайние части чего-либо больше поддаются внешнему воздействию, оказываясь более подвержены порче, в то время как "середина остается не поврежденной".
Поэтому Ислам - это религия, несущая для верующих простоту и легкость во всем, включая поклонение (ибадат). Ведь Всевышний не ввел в шариат ничего, что было бы не под силу человеку, а предоставил нам оптимальность с точки зрения наших возможностей. Великий Аллах учел все природные и нажитые слабости людей, наделив человека качествами как ангела, так и животного. Ведь телесные потребности являются свойствами животного происхождения, а духовность, сознание, смирение и склонность к вере - качествами ангела. Человек, сумевший возвысить в себе качества ангелов над животными инстинктами и живущий в согласии с законами шариата, становится выше ангелов. В то же время Аллах "не заставляет и не призывает жить только качествами ангелов", призывая человека "всего лишь оставаться настоящим человеком". То есть, речь, пять-таки, идет о срединности.
Действительно, некоторые истинные мусульмане пытались (и пытаются) придать Исламу чрезмерность в аскетизме. Другие, наоборот, впадают в другие крайности - бездействие, халатность. Так не лучше ли придерживаться "золотой середины"? Ведь быть богобоязненным не означает самомучение или изведение самих себя через попытки "поднять неподъемное". Разве невозможно оставаться "благочестивым слугой Аллаха", сполна пользуясь всем дозволенным в мирской жизни, беря пример с пророка Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах)? Посланник своевременно спал и своевременно совершал поклонения; постился в предписанный срок и определенные дни, ведя благословенную семейную жизнь.
Таким образом, в делах богослужения (да и во всем) целесообразна мера или, говоря другими словами, васатыя. Посему для индивидуума желательно стремление к тому, что ему под силу. Это позволит быть последовательным и постоянным во всех благих делах и в поклонении. Здесь М. Садык ссылается на блестящего мыслителя Абу Хамида Ал-Газзали, утверждавшего, что умеренность позволяет достичь целей. Определение середины между двумя негативными сторонами "тоньше волоса и острее лезвия меча", но следующий по прямому пути в земной жизни будет на том же пути и в Судный день. Хорошие дела исходят от хороших нравов, говорил ученый, поэтому каждому целесообразно обратить внимание на свои качества и поведение, приступив к последовательному исправлению недостатков и терпеливому перенесению тягот в этом.
Мусульмане - срединная умма
Как подчеркивает М. Садык, исламская община считается срединной и с точки зрения времени. Ведь Аллах ниспослал Ислам, когда человечество прошло так называемые этапы "детства и подросткового периода" и достигнув "своего совершеннолетия". Теперь вплоть до Судного дня община "в состоянии среднего возраста будет оставаться свидетельствующей об Истине".
Когда об умме говорится - "средняя", подразумевается "лучшая и предпочтительная, умеренная и справедливая и, наконец, срединная в чувствах". Например, улемы пришли к единому мнению в том, что при нахождении в пути четырехракратный намаз читается сокращенно - с двумя ракатами. Однако разрешение не совершать намаз или совершать его в укороченном виде действительно только для верующих, имеющих уважительные на то причины. Все остальные люди, не имеющие таковых причин, обязаны совершать намаз полностью. Это и есть Васатыя.
В аспекте закята можно ответить, что, согласно шариату, под ним подразумевается выплата определенной части средств или имущества, совершаемая с намерением заслужить довольство Аллаха. Это - возложенная на мусульман обязанность, но васатыя в данной области выражается в исполнении закята обеспеченными людьми, имущество которых отвечает определенным критериям. В связи с расхождением толкований условий заката, автор труда посчитал актуальным предоставить развернутую картину того, каким должно быть имущество:
- полным и пополняющимся;
- достигнуть нисаба (облагаемый минимум имущества, с которого дается закат);
- превышать объем основных личных потребностей;
- находиться во владении в течение одного года;
- не являться долговым.
Среди условий, соответствующих дающему закят - быть совершеннолетним, свободным мусульманином, находящимся в здравом уме. Для не отвечающего этим требованиям человек закат не является обязательным. При этом Коран запрещает расточительствовать, призывая не излишествовать, а быть умеренными.
Однозначно просматривается васатыя и в посте, так как Аллах желает нам "облегчения", а не "затруднения", чтобы мы "довели до конца отсчет" и "возвеличили Аллаха" за наставление нас "на праведный путь" (сура "Корова": 183-185). Помимо этого, Аллах предоставил облегчение для заболевших в период поста и находящихся в пути. Но, в то же время, это не означает отказ от возместительного поста (заболевшим после выздоровления или путником по возвращении из странствия) в другое время (равного количеству пропущенных дней).
К числу больных улемами приравниваются беременные и кормящие грудью женщины. Но и они впоследствии восполняют пропущенные дни постятся после родов столько дней, сколько она пропустила. Ведь пост должен приносить благо совершающему его, так как благодаря нему человек успешно проходит испытание своей веры, достигая высокого духовного уровня, укрепляет волю, улучшая здоровье и получая от Аллаха многие другие известные и неизвестные нам блага. Что подтверждает великое правило Ислама - постоянно желать рабам Господа облегчения, не оставляя их под бременем трудных обязательств.
Естественно, проявляется васатыя и в хадже, обязательного для каждого мусульманина, обладающего необходимым здоровьем, имеющим средства на дорогу в оба конца, помимо расходов на содержание семьи. Необходимым условием является безопасность в пути. То есть, хадж совершается при удовлетворении положения верующего вышеуказанным условиям.
Что касается дополнительных поклонений, Аллах не предписал в шариате ничего, превосходившего бы возможности человека. Так, для людей с ограниченными возможностями предусмотрены облегчения и исключения, ибо главная цель шариата - непрерывность в поклонении верующих. С другой стороны, недопустимо допущение халатности в этом вопросе. В целях "не выхода" людей за рамки дозволенной меры и не впадения в излишество, Аллах постоянно напоминает нам о необходимости соблюдения срединности в делах обязательного поклонения и служения.
Здесь в очередной раз проявляется важнейшее положение Ислама - совершать то, что нам под силу. Но это ни в кой мере не освобождает нас от исполнения ежедневной пятикратной молитвы на основе нашего субъективного и ничем не обоснованного желания совершать намаз, скажем, четыре раза. Ну а в ракурсе совершения дополнительных намазов ("нафл") лучше выбирать их количество, соответствующее нашим возможностям. Больше всего Аллах "любит те деяния в религии, которые постоянны". А какова польза от совершаемых "с излишком в начале, но прерванных потом"? Полезнее совершаемое "понемногу и постоянно".
В то же время, как бы это и не звучало парадоксально, васатыя просматривается и в аспекте борьбы с нафсом. Соласимся, что никто иной, как мы сами, должны учитывать качества своей души, подавляя в ней греховные наклонности и воспитывая добродетельные. Иначе окажется, что мы сами выступаем против нашей же, сотворенной Аллахом, природы.
Возможно ли создать "умеренный Ислам"?
Не секрет, что в последнее время активно пропагандируется модель "умеренного Ислама", стандарты которого, по мнению аналитиков, должны обязательно определяться на Западе. Но насколько этот проект соответствует идеям васатыйи? К примеру, западная модель "умеренного Ислама" подразумевает полное принятие демократических принципов, которые не всегда соответствуют мусульманским. Если демократические законы плюрализма, парламентаризм и выборности власти совпадают с исламским, то однополые браки, к примеру, целиком и полностью противоречат религиозным ценностям. Необходимо помнить о том, что умеренность в исламе ни в коей мере не означает смотреть на предписания религии сквозь пальцы. Мы должны опираться только на свои исламские ценности. Несомненно, мы можем заимствовать и от других культур, но лишь, то, что соответствует или, по крайней мере, не противоречит основным ценностям ислама.
Заключение
Таким образом, Ислам - это "васатыя во всем" по мере возможного. Соблюдение нами "золотой середины" позволит всегда оставаться на правильном пути. Отступление от принципа васатыйи имеет место как по причине а жесткости, так и из-за послабления (по отношению к себе). А это актуализирует наше движение по пути Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, "не сворачивая ни вправо, ни влево". В этой связи, Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Аюб Димашки говорит, что в отношении каждого повеления Аллаха возможно допущение двух отклонений: либо несовершение предписанного из-за халатности, либо выходь за рамки вследствии чрезмерного усердия.
Так вот, религия Аллаха - это васатыя между ослабляющим религию и допускающим чрезмерность, "словно долина между двумя горами или светоч между двумя невеждами". То есть, "васат" - это середина между отставанием от нормы и превышением ограничений. Отсюда исходит, что не исполняющий требования и указания предписанного, в основе чего, прежде всего, элементарная лень и увлечение страстями (шахват), ослабляет свою веру, бросая тень на религию. Пытающийся сделать больше, чем того требует религия, проявляет по отношению к ней чрезмерность.
Тем самым, в целях соответствия нашей жизнедеятельности принципу срединности в Исламе всем нам целесообразно все время работать над собой. двигаясь в направлении получения знаний. Читать Коран, изучать Сунну, пытаясь поглощать написанное знаменитыми учеными. При этом стараться подходить ко всему творчески, ни в кой мере не брезгуя методологией. Это позволит приблизиться к изучению тех или иных аргументов в их совокупности. Благо, Аллах предоставил нам для этого огромные возможности.
Октай Атаев, Общественное Объединение "Идрак"