RSS Контакты
СНГ

Среднеазиатский ученый Абу Райхон Бируни

04.10.2011 | История в лицах

Абу Райхон Бируни – таджикский (персидский) талантливый учёный-энциклопедист, является автором многочисленных научных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и многим другим наукам, которые составляют золотую сокровищницу научной мысли всего человечества.

Мухаммад, сын Ахмеда, известный как Абу Райхон, родился в 362/972-73 году в местечке Бирун, подчиненном Хорезму (территория современных Таджикистана и Узбекистана), в нижнем течении Окса (Аму-Дарьи). Поэтому и прославился ученый в мире как Абу Райхон Бируни.

Годы учебы Абу Райхона Бируни

Абу Райхон Беруни начал учиться с самого раннего детства. Еще до принятия Ислама в зороастрийской традиции древних персов (жителей Большого Ирана: современных Таджикистана, Афганистана, Ирана) был заложен принцип Единобожия. Последователи жреца  Зороастра (Заратуштра от авест. Zaraθuštra и перс. زرتشت‎ )  разделяли добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Проповедовали свободный нравственный выбор человека «благих мыслей, благих слов и благих деяний».

Поэтому как только ребенок начинал разговаривать, основным элементом его воспитания становилось обучение и приобщение к наукам.

Эта традиция продолжилась и после принятия Ислама, принесшего миру свет знаний. В нем изначально содержится особое почитание грамотности. Божественное Откровение, ниспосланное Аллахом Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!) начинается с аята:

Читай! Во имя Господа Твоего, который сотворил;

сотворил человека их сгустка. Читай! Ведь Господь

Твой щедрейший, который научил пером. (Коран, 96:1-5)

С распространением ислама многие народы обрели письменность, а стремление читать Священную книгу стало главной причиной распространения грамотности среди мусульман и развития наук.

В изречениях Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) было сказано: «Приобретение знаний есть обязанность каждого мусульманина», «За знанием не ленись идти даже в Китай». Поэтому вполне объяснимо стремление Абу Райхона овладеть всеми знаниями современного ему мира. С юных лет Абу Райхон знал наизусть Священную Книгу мусульман Коран и память его хранила тысячи хадисов Пророка Мухаммада (с.а.с.)

Абу Райхон получил математическое и философское образование в древнем Хорезме. Его учителем был выдающийся математик и астроном Хоразма Абу Наср Аррака.

Философии и гуманитарным наукам Абу Райхон обучался у Абд-ус-Самад Хокима, талантливого современника с трагической судьбой.

Абу Райхон – научный исследователь

В ранней юности Абу Райхон Бируни приступил к опытам и научным исследованиям. Ему было 17 лет, когда юный ученый с помощью одного градуированного круга смог измерить высоту меридиана солнца и рассчитать широту местонахождения города, где он жил. Переписываясь с известным персоязычным математиком и астрономом Абуль-Вафа Бузджани, проживавшем в Багдаде, и условившись с ним о наблюдении за затмением луны с двух различных точек, и сравнив эти описания, Бируни описал изменение окраски Луны при лунных затмениях, а также - солнечную корону при солнечных затмениях.

В эти же юные годы Абу Райхон начал вести наблюдение за звездами. Результатом исследований стало его главное сочинение по астрономии — «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам». В этой книге приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений и ряд положений его предшественников. В своем фундаментальном труде Бируни рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца. Выдвинул идею об огненной природе Солнца и звёзд, в отличие от твердых планет. Доказал подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй. Описал природу тяготения. А проводил ученый свои расчеты с помощью стенного квадрата радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2′. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и рассчитал радиус Земли.

Эмиграция

Абу Райхон Бируни до 23 лет жил в Хорезме, занимаясь научными исследованиями. Однако неожиданно изменилась политическая обстановка. Представитель рода Арраков, правивший Хорезмом, был свергнут Мамуном Мухаммедом из семейства хорезмшахов. Поэтому Абу Райхон был вынужден покинуть Хорезм и несколько лет скитаться по разным городам.

Некоторое время он жил при дворе саманидов и служил у Мансура ибн Нух Самани. Затем Абу Райхон направился в Рей, где ему пришлось пребывать в безвестности и бедности. Но однажды, когда молодой ученый рассказывал о своих научных взглядах, то один из присутствующих местных астрономов публично высмеял его, упрекнув его в бедности.

Абу Райхон Бируни не снес такого унижения и покинул Рей. Он отправился в Табаристан (Мазандаран) ко двору Эспахбод Морзабан ибн Рустама, одного из эмиров рода Баванд. Здесь он написал книгу «Макалид илм ул- хийать» («Ключи к изучению астрономии»).

Эспахбод представил автора научного труда эмиру государства рода Зийар в городе Чргане Кабусу ибн Вошмгиру. Десять лет Абу Райхон жил при дворе эмира и в это время написал книгу «Асар ул бакые» («Следы оставшиеся от прошедших поколений»), которую подарил эмиру Кабусу.

Возвращение на родину

После нескольких лет эмиграции Абу Райхон к концу IV века хиджры камари возвратился в родные места.

Причинами возвращения стали испорченные личные отношения с эмиром Кабусом ибн Вошмгиром и то, что род Мамуна больше уважал и чтил ученых. В это время в Гургондже (город близ Хорезма, ставший центром во время правления Мамуна) собрались многочисленные ученые. Низоми Арузи Самарканди в своем произведении «Чахормакола» пишет: «У хорезмшаха Абу-л-Аббаса Мамуна был визирь, звали его Абул Хусайн Ахмед ибн Мухаммед ас-Сухайли — человек философского склада ума, благородной души и просвещенный.

А Хорезм-шах тоже был любителем философии и почитателем просвещенных. Благодаря ему при этом дворе собралось много философов, ученых и поэтов».

В Гургандже Абу Райхон Бируни пользовался уважением и признанием. В течение 7 лет он находился у эмиров рода Мамуна и в это время занимался наукой. За это время ученый изобрел многочисленные астрономические инструменты и несколько раз удостаивался чести выполнять личные поручения эмира в качестве представителя и посла.

Но во время восстания, организованного влиятельными людьми Хорезма, Абу-л-Аббаса был убит. К власти пришел Мухаммед ибн Али.

Новый правитель также был почитателем просвещенных, поэтому положение Абу Райхона при дворе не изменилось. Но новый эмир правил недолго. В 408/1017-18 году султан Махмуд Газнави напал на Хорезми завоевал его. Он казнил Абд-ус-Самад Хокима, обвинив его в шарлатанстве и революционных воззрениях.

Вместе с учителем чуть не казнили и ученика. Абу Райхон Бируни находился под влиянием взглядов Мухаммеда Закария Рази, сторонника манихейства, религиозно-философского учения, широко распространенного в то время на Востоке и Западе.

Опасаясь гнева султана и жестокого гонения, Абу Райхон Бируни скрыл свои религиозные взгляды, поэтому избежал расправы. И когда султан Махмуд Газнави принял решение взять с собой в Газну великих ученых, то среди них оказался и Абу Райхон Бируни.

Инцидент, возникший между Абу Райхоном и Султаном Махмудом

Хотя Абу Райхон и оставался при дворе султана Махмуда около 15 лет, но между ними никогда не исчезали вражда и недоверие. Абу Райхон, ставший свидетелем убийства своего учителя Абу-ус-Самад Хокима в Хорезме, совершенного султаном Махмудом, не доверял и опасался султана. В свою очередь и султан не испытывал теплых чувств к ученому.

Иногда султан Махмуд вынуждал делать ученого то, чего он не желал. Абу Райхон, как видный астроном, был противником астрологии, которую не причислял к разряду точных наук. Но по желанию султана был вынужден заниматься ей.

В книге «Чахормаколе» приводятся следующие строки: «Однажды /султан Махмуд ... сидел /как то/ в павильоне с четырьмя дверьми на крыше дворца города Газна. Он обратился к Абу Райхону и спросил: «В которую из этих четырех дверей я выйду? Предскажи:. Абу Райхон поросил астролябию..., написал что-то на листке бумаги... Махмуд приказал..., и в стене, обращенной на восток пробили пятую дверь, и через эту дверь он вышел.

И сказал, чтобы ему подали тот листок бумаги. А у Абу Райхона было на нем написано: «Не выйдет ни в одну из этих четырех дверей. В восточной стене пробьёт еще одну дверь, и выйдет через неё».

Султан Махмуд, видимо, искал повод, чтобы расправиться со строптивым ученым. Разгневавшись, он приказал Абу Райхона сбросить с крыши дворца на землю. Но Абу Райхон Бируни упал на натянутый у средней крыши тент, незаметно опустился на землю и скрылся.

Когда выяснилось, что ученый предвидел и это происшествие и также описал его в записке, султан разгневался еще больше и приказал поместить Абу Райхона в крепость Газны, где он шесть месяцев провел в заточении».

Низами Арузи продолжает: «В эти шесть месяцев никто не смел напомнить Махмуду о случае с Абу Райхоном... Великий ходжа Ахмед Хасан Маймонди все эти шесть месяцев искал удобного случая, чтобы заговорить с Махмудом об Абу Райхоне.

Наконец, /как-то/ на охоте он увидел султана в хорошем настроении и слово за словом навел речь на науку астрологию. /И/ тогда сказал: «Несчастный Абу Райхон! Он так прекрасно сделал два предсказания — и вместо халата и почетного двора получил оковы и тюрьму!

Махмуд сказал: «Ходжа понимает, что я сам это знаю. И говорят, что этому человеку нет в мире равного, разве что Али ибн Сина. Однако оба его предсказания шли наперекор моему желанию. А цари что малые дети: надо говорить слово сообразно их желаниям, чтобы быть угодными. После этого султан Махмуд приказал освободить его и сказал ему, чтобы он не говорил ничего против его желаний.

Несмотря на то, что Абу Райхону не нравилось находиться рядом с султаном Махмудом, его присутствие в походах на Индию стало причиной того, что он долгие годы жил в этой прекрасной стране и путешествовал в её различных районах.

В северной Индии он общался с учеными и изучал санскрит и другие индийские науки, изучал культуру, историю этой страны и написал книгу « Ат- тахкык ма-ли-л-хинд» («Разъяснения учений, принадлежащих индусам»).В ней аль-Бируни дал подробное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев. Изложил их религиозно-философские системы, учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. В этой же книге изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.

Спасение Абу Райхона от Султана Махмуда

Наконец, в 421/1030-31 году умер султан Махмуд, и Абу Райхон избавился от его преследований. Преемником стал его сын Мас‘уд, который был в хороших отношениях с ученым.

Абу Райхон посвятил Мас‘уду книгу «Каноны Мас‘уда» , которая является энциклопедией по астрономии.

Рассказывают, что когда ученый писал книгу «Канона Мас‘уда» султан послал ему вьюк серебра и одного слона. Но Абу Райхон Бируни вернул причитающееся ему богатство в казну со словами: «Мне это не нужно, я жил в бережливости и мне не подобает оставлять эту привычку».

Султан Мас‘уд умер после двенадцатилетнего правления и на престол сел его сын Моудуд.

Моудуд также с почтением относился к ученому. И в знак благодарности Абу Райхон посвятил и ему книгу «Ал-джамахир фи марафат илджавахир» («Книга по определению драгоценных камней»). В ней изложено учение о минералоги, даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах, и определён удельный многих из них. Этот многолетний труд ученого стал каталогом ювелирных изделий и драгоценных камней.

Абу Райхон Бируни находился в Газне до конца правления Моудуда и, таким образом, он долгие годы своей жизни провел рядом с газнавитами.

Эпоха Абу Райхона Бируни

Абу Райхона Бируни считают величайшим ученым-энциклопедистом в мировой истории человечества. Он был талантливым ученым, обладал критическим складом ума, и преуспел в анализе научных проблем. Как исследователь Бируни высказывал мнение о необходимости тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты. Место ученого в истории исламской цивилизации настолько значительно, что известный историк Джордж Сартон, автор книги «Введение в историю науки назвал» семь эпох развития науки назвал именами мусульманских ученых, при этом шестой эпохе присвоил имя аль-Бируни.

Уже в своем самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» , написанном 1000 году, ученый собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от ветхозаветных библейских патриархов.

Особым талантом Бируни обладал в области математики особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии», где рассмотрел ряд принадлежащих Архимеду теорем, он также дал определение углу треугольника и составил тригонометрические таблицы.

Бируни установил плотность восемнадцати драгоценных камней и металлов. Открыл геометрическую прогрессию в клетке шахматной доски. Он обладал пытливым умом, колоссальным трудолюбием, системным подходом в изучении явлений природы. Ученый открыл особенность чисел лепестков роз и пришел к выводу, что число лепестков у цветков бывает 3,4,5,6 или 8. И нет в природе цветков, имеющих 7 или 9 лепестков.

Астрономии ученый посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления зачаткам науки звёзд», написанная около 1029 года. Научный трактат состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии. Только в одном вопросе движения Земли и солнца он не смог прийти к окончательному выводу, поэтому написал: «За всю мою жизнь это был единственный вопрос, на который очень трудно было ответить утвердительно или отрицательно».

Абу Райхон Бируни глубоко изучал и философию. Ученый не воспринимал отдельные идеи Аристотеля, распространившиеся среди мусульман, и об этом писал в письмах Абу Али Сину. Переписка закончилась ссорой.

Известно, что среди ученых мусульман ни у кого не было таких обширных познаний знаний по географии как у аль Бируни, особенно в области математической географии, календарей и летоисчислений народов мира. Его книга «Тахдид нахайат ул-амыкен» («Определение границ местностей») включает в себя его личные наблюдения, расчеты по математической географии.

Райхон Бируни был специалистом по геологии. Во время путешествий он исследовал формы и положение земель. Перу ученого принадлежит ряд сочинений и по геодезии.

В результате общения с представителями разных народов помимо своего родного персидско-таджикского языка, Бируни владел арабским, греческим, латинским, турецким, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди. На почве арабской графики он создал систему транскрипции.

Научные труды Абу Райхона

В течение своей жизни Абу Райхон Бируни написал много научных трудов. Ему принадлежит 152 названия книг, трактатов и статей, 115 из которых относится к математике и астрономии. Из всех трудов до нас дошли только 35 сочинений. Научная глубина и точность этих трудов среди сочинений других ученых того периода безупречна. Абу-л-фазл Бейхаки, автор известной книги «Тарих-е-Бейхаки», который тоже был ученым и мыслителем, писал о Бируни так: «Видел книгу, написанную учителем Абу Райхоном… Он был человеком, которому не было равных среди современников в литературе, философии и геометрии, и он ничего не писал безосновательно. Одной из известных книг Абу Райхона является «Ат-тафхим лиаваел санаат-ат-танджим» («Начальное разъяснение в искусстве распознавания звезд»). Абу Райхон писал свои труды на языке науки того времени, то есть на арабском языке. Но эту книгу он написал и на арабском и на персидском языках. «Ат-тафхим» - ценная книга-сокровищница математических и астрономических научных терминов. В течение многих долгих веков она служила учебником для студентов математиков. Из других известных книг Абу Райхона следует упомянуть «Асар ал-бакыя аи ил-корун ил халия» («следы, оставшиеся от прошлых поколений»).

Книга «Ал-канун ал-Масуди» («Масудовский канон»), посвященная султану Масуду Газнави, является энциклопедией, включающей в себя исчерпывающие сведения по астрономии, тригонометрии и географии. Авторитетные ученые считают эту книгу по астрономии в истории ислама. Другой ценной книгой аль Бируни является «Ал-джамахир фи марафат ил-джавахир» (Книга по определению драгоценных камней, посвященная султану Моудуду Газнави).

Последняя книга ученого, написанная в последние дни его жизни называется «Ас-са-ййид лаху фи-т-тибб» («Фармакология») - книга о медицинских лекарствах.

Исследование научного творчества Абу Райхона Бируни, по праву признанного историками мировой науки самым крупным умом своего времени, свидетельствует о том, что его взгляды составляли в свое время прочный фундамент научного образования и морального и нравственного воспитания, основанных на достижениях прогрессивной мысли.

Абу Райхон Бируни отличался колоссальным усердием и трудолюбием. Ученый делал перерыв в работе только в праздничные дни Иди Рамазан (Ид аль-Фитр), Ид-Курбан (Ид аль-Адха) и Науруза или тогда, когда ему необходимо было срочно заниматься своими личными делами. Остальное время он посвящал исследованиям, прикладными наукам и писал научные труды.

В конце своей жизни, в силу того, что у него ослабли зрение и слух, аль Бируни пользовался услугами помощника.

Абу Райхон Бируни был последователем Ислама. Обладая уникальными интеллектуальными способностями и глубокими теологическими знаниями он стал толкователем Священной Книги мусульман и свои открытия делал, черпая мудрость и тайны Корана, сокрытые от простых людей.

Абу Райхон Бирунибыл человеком просвещенным и свободомыслящим, поэтому говорил: «От принятия правдивых слов, из какого источника бы не было, если найду — не воздержусь».

Последние годы жизни Абу Райхона Бируни

Абу Райхон прожил долгую жизнь. Скончался он в возрасте 80 лет. Однажды астрологи предсказали ему смерть в 60 лет. Но несмотря на различные недуги Аллах даровал ученому ещё 20 лет жизни. Скончался он в 442/1050-51 году. До конца своих земных дней он был предан главному делу всей своей жизни — науке.

Легенда повествует, что факих Абуль-Хасан Али рассказывал: «Когда у него замедлилось дыхание, я подошел к его постели. В таком состоянии он попросил меня: «Расскажи мне, что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» Я сказал: «Разве сейчас время для такого вопроса? Он ответил: «О, достойный человек, что из двух лучше: умереть, зная, или умереть, не зная, как дурак?». Я рассказал ту задачу. Он выучил. Я вышел от него, еще и не прошел и половину пути, как за моей спиной из дома разнеслось рыдание».

Прошли века и труды Абу Райхона Бируни переведены на все европейские языки и их комментирование начинается со второй половины позапрошлого столетия. Признание его гениальности во всем мире говорит о том, насколько велик его вклад в общечеловеческую науку и культуру.

Руководитель отдела по духовному воспитанию и духовной культуре Общероссийского общественного Движения «Таджикские трудовые мигранты» Хайриддини Абдулло

URL:
Авторские колонки
Реклама