Низоми Ганчави - великий поэт и учёный23.03.2015 | История в лицахنظامی گنجوی Абумухаммад Илёс ибни Юсуф ибни Закии Муайид (личное имя — Ильяс, его отца звали Юсуф, деда Заки; после рождения сына Мухаммада имя последнего также вошло в полное имя поэта, которое таким образом стало звучать: Абу Мухаммад Илиас ибн Юсуф ибн Заки Муайад) - один из великих персоязычных мыслителей, ученых и поэтов мастеров художественного слова. Дата и место рождения Великий поэт Илйас ибн Иусуф, почетное имя (лакаб) которого было Низами, ро-дился в городе Гяндже, находящегося в наши дни на территории современного Азербайджана. Точная дата рождения Низами неизвестна. Как отмечают большинство авторов тазкире, родился Низами между 1140—1146 (535—540)/ 533/1138-39 - 540/1145-46 годами в семье ученых-богословов и получил, судя по содержанию его произве-дений, всестороннее философское, филологическое образование. Помимо родного персидского языка он знал арабский, турецкий, азербайджанский. Изучал математику, алгебру, геометрию, астрономию, медицину, логику, историю. «За короткую жизнь прошел все науки - от кольца Сатурна до центра земли и стал кладезем знаний всех предметов», или в стихах: Все книги предков изучал я сам, изощрялся, окрылялся быстрый мой калам. - писал Низами. Имена прадедов Низами значатся в его биографических источники как Заки и Му-аййид. Мать поэта звали Раисе, и она по происхождению была из курдов. А его дед и отец были по национальности персами из Иранского города Кум. Отец Ни-зами, Юсуф ибн Заки, мигрировал в Гянджу из Кума (Центральный Иран). Персидский историк Хамдаллах Казвини, живший примерно через сто лет после Низами, описал Гянджу в Арране как «полную сокровищ». Это был один из самых богатых и процветающих городов Ирана. Азербайджан, Арран и Ширван явились тогда новыми центрами персидской культуры после Хорасана. Родители поэта рано умерли. После смерти отца Ильяса воспитывала будущего гения мать. А после смерти матери — её брат, Ходжа Умар. Низами, женился три раза. Из этих трех браков первый брак с Афакой был самым счастливым и, хотя он очень любил и третью жену, можно считать, что здесь не было той пламенной любви, которую поэт питал к Афаке, которая подарила ему сына по имени Мухаммед и рано умерла. Когда Низами жил с Афакой, он сочинил «Хосроу-Ширин». В конце поэмы «Хосроу-Ширин», т.е. после смерти Ширин, поэт с глубокой тоской вспоминает Афак и отмечает, что это не сказка, а вдохновение от любви между ним и Афак. Элегия на смерть Ширин также на самом деле была намеком на смерть Афак. В необъятном море персидской поэзии и прозы Низами Гянджеви считается од-ним из великих поэтов. Низами в разных стихотворных размерах жанра маснави, как Саади и Хафиз в газели, является корифеем своего времени, и в этой области Низами можно сравнить только с Фердоуси и Моулана Джалал уд-Дин Руми. Низами занимает высокое место среди современников в персидской и арабской литературе, он писал все свои книги на родном фарси и на арабском языках. Ни-зами в ирфане (мистицизме) считался одним из сведущих. Низами в «Хосроу-Ширине» и «Лейли-Меджнуне» о любви говорит с трепетом, сдержанно и даже, когда описывает их любовные отношения, ни на миг не забы-вает о скромности.
Произведения Низами В «хорасанском» стиле персидской поэзии специалисты выделяют западную — «азербайджанскую» школу, которую иначе называют «тебризской» и «ширван-скую» или «закавказскую», как склонную к усложнённой метафоричности и фило-софичности, к использованию образов, взятых из христианской традиции. Низами считается одним из виднейших представителей западной школы персид-ской поэзии. Низами оставил нам шесть маснави в различных стихотворных размерах и по утверждению исследователей и знатоков персидской литературы, никто до Низа-ми в этих стихотворных размерах не сочинял, и после Низами также многие писа-ли, подражая ему, однако никто не смог соперничать с ним. Диван «Хамса» ("Пятерица") Низами включает в себя 6 книг: Все эти шесть книг вместе называют «Хамса-е Низами» ("Пятерица Низами"). Каждая из этих шести книг написана по просьбе одного из правителей того перио-да; 1 «Махзанул-асрар» посвящена Малек Фахр уд-Дин Бахрам-шаху, правителю Ар-зинджана, и завершена в 552/1157-58 г. 2. «Xoсpoy-Ширин» посвящена Абу Талиб Тогрул ибн Арслан, сельджукскому па-дишаху и Абу Джафар Мухаммед Ильдегиз по прозвищу Джахан-пахлаван и его брату Ата-беку ГызылАрслан. Низами эту поэму начал писать около 573/1177-78 г. и завершил в 576/1180-81 г. 3. «Лейли-Меджнун» написана по просьбе Абу-л-Музаффар Ширван-шаха, кото-рый был из поколения БахрамаЧубин. Говорят, что поэт написал эту поэму за че-тыре месяца и закончил в 585/1190-91 г. 4. «Хафтпейкар» ("Семь красавиц"), иногда эту поэму называют и «Хафтгомбад» (''Семь куполов"), и «Бахрам-наме» ("Книга о Бахраме"). Эта поэма посвящена султану Ала уд-ин Курп Арслан и завершена в 593/1196-97 г. 5. «Шараф-наме». Поэт написал эту поэму по просьбе великого атабекаАтабека-азам Малек Наср уд-Дин Абу Бакр Сельджуки, сына Атабека Мухаммеда Джахан-Пахлаван. Однако время начала и завершения поэмы неизвестны. Можно заклю-чить, что она написана после 593/1196-97 г. 6. «Икбал-наме» ("Книга о счастье") или «Херад-наме» ("Книга о разуме"), посвя-щена Малик Изз уд-Дин Махмуд Арслан Сельджуки, правителю Муселя. Поэму «Икбал-наме» в 599/1202-03 г. Низами послал вместе с единственным сыном Му-хаммедом Малик Изз уд-Дину. «Шараф-наме» ("Книга о чести"), «Икбал-наме» ("Книга о счастье") - обе книги описывают события, связанные с Искандером Зу-л-карнайном, и эти две книги вместе называются «Искандер-наме». Сюжет любви в произведениях Низами — один из главных. Три его поэмы - «Хо-сров и Ширин», «Лейли и Меджнун» и «Семь красавиц» - это романтические поэ-мы, гимн любви, которая от грубой чувственности поднимается до подвига само-отвержения ради любимой женщины. Поэзия Низами — одновременно и этика (адаб), она выводит человека из его тварного, скотского состояния жадности и сластолюбия до духовных высот. Выше всех наук Низами ценит «мудрость» (хикмат), которой в его время владели на Востоке суфии — мистики.Будучи сам поэтом — мистиком Низами писал в своих произведениях о небе, земле, человеке, алхимии и астрологии. Для него величайшие духовные ценности важнее превращения металла в золото. Поэтому для поэта «философский камень» - это «философский камень счастья», свободный дух человека, делающего все вокруг прекрасным. А мудрость — высшая форма земного человеческого знания, бессильного перед смертью. Низами в одной из глав «Искандер-наме» пытался осуществить синтез ислама и античной культуры. Уход из жизни Дату смерти Низами отмечают между годами 1202/1209, когда ему было 64 года. Поэт при жизни пользовался уважением «как праведник, мудрец и поэт». Не же-лая терять свободу, Низами так и не стал придворным поэтом. Его похоронили с почестями, и могила его в течение веков является местом паломничества люби-телей его творчества. Его гробница, начинавшая разрушаться, вследствие истечения многих веков, бла-годаря азербайджанскому народу была восстановлена. Великий поэт XII века, живший на территории современного Азербайджана и пи-савший свои гениальные произведения на языке фарси, стал источником живой традиции. История знает более сорока «поэтических ответов» (назир) на «Сокро-вищницу тайн» Низами, написанных на персидском, азербайджанском, турецком языках. Низами, создатель масок человеческой драмы (Хосров, Ширин, Фархад, Лейли, Меджнун) является великим поэтом-гуманистом, произведения которого отлича-ются глубиной мысли, богатством и красочностью языка и рисуемых им образов, исключительным художественным мастерством.Низами считал, что «царство справедливости должно быть построено сперва в душе человека, и лишь тогда исчезнет зло этого мира», а путь человека на земле — это путь добра и правды.
Хайриддини Абдулло - Руководитель отдела по духовному воспитанию и духовной культуре Общероссийского общественного движения«Таджикские трудовые мигранты». URL: |
Авторские колонки
Реклама
|