RSS Контакты
СНГ

Муфтий Монголии: у нас не распространяются идеи религиозного радикализма

02.06.2015 | Интервью

Подавляющее большинство живущих в Монголии мусульман — этнические казахи. В стране, где численность населения составляет около двух миллионов 800 тысяч человек, живет примерно 150 тысяч казахов.

Осерхан Мухай — главный муфтий мусульман Монголии с 2009 года. Накануне Рамазана он ответил на вопросы о роли ислама в Монголии.

 

МУСУЛЬМАНЕ В МОНГОЛИИ

- В Монголии основную часть мусульман, должно быть, составляют казахи? Тем не менее есть, наверное, и другие мусульмане?

- Кроме казахов, проживающих в Монголии, есть представители других народностей, принявшие ислам. Вместе с тем небольшая группа, происходящая из монгольского рода хотон, также придерживается ислама.

Однако до сегодняшнего дня мы не знаем их точное количество, подсчетом никто не занимался. Они посещают пятничную молитву в разных местах. Также к нам на какое-то время приезжают пожить люди из Турции и арабских стран.

- Некоторое время назад была создана организация «Союз мусульман Монголии», в которой вы работаете. Есть ли какие-нибудь препоны для существования организации в стране, где живут преимущественно представители других религий?

- Препон нет. Однако в немусульманской стране нелегко создавать духовное управление и заниматься отправлением религиозного культа. В принятом в ноябре 1992 года законе о религии указывается, что в стране признаны три традиционные религии. Одна из них — ислам. Объединение «Союз мусульманских организаций Монголии» было создано в 2007 году.

До вступления этого закона в силу функционировала организация «Общество мусульман Монголии», созданная в 1990 году. Правительство Монголии не препятствует нашей деятельности, но и не оказывает поддержки. Каждая мечеть работает на самофинансировании.

 

ОТНОШЕНИЯ С КАЗАХСТАНОМ

- В Монголии мечети начали строить с 1990-х годов. Сколько их сейчас?

- Правительство Монголии решило обновить свой храм в 1947 году, и тогда в городе Улгий — административном центре Баян-Улгийского округа — также построили мечеть для местных казахов. Однако позднее эту мечеть закрыли.

Затем во второй раз мечеть на 200 человек построили в 1991году. Сейчас количество мечетей в Монголии, построенных при поддержке арабских стран, достигло 50, также построено около 20 медресе. Имамы в основном получают образование в Казахстане или Турции.

- Насколько тесно вы сотрудничаете с Духовным управлением мусульман Казахстана?

- Наши взаимоотношения улучшились за последний год. Сейчас наши некоторые имамы ездят в Казахстан, где учатся на курсах один-два месяца. Также начиная с этого года в медресе при Духовном управлении мусульман Казахстана стали принимать наших учеников.

Сейчас мы испытываем недостаток лишь в религиозных учебных пособиях. Нам очень сложно дается доставка книг из Духовного управления мусульман Казахстана. Небольшое количество книг привозят молодые люди, которые ездят в Казахстан в командировку или в гости. Пособий не хватает. Некоторые книги, переведенные нами с турецкого, мы издаем в Улан-Баторе. Пока довольствуемся этим.

 

МОЛОДЕЖЬ И РЕЛИГИЯ

- Насколько свободно можно отправлять религиозную службу?

- В соответствии с законом государство отделено от религии. По этой причине государственные телеканалы и периодические издания не так уж часто говорят о ситуации с религией. К тому же в связи с внутренними правилами им не разрешается проводить пропаганду религий. Поэтому проповеди мы ведем через веб-сайт нашего Союза мусульман.

- Среди молодежи в Баян-Улгийском округе много практикующих мусульман?

- 80—90 процентов мусульман, посещающих пятничные молитвы в мечети, — это молодые люди. Заметно, что сейчас молодые люди более религиозны, чем старшее и среднее поколение.

- Сейчас мусульмане из разных стран отправляются на «джихад» в зону боевых действий в Сирии и Ираке. Встречается ли такое среди мусульман Монголии?

- Нет. И это наше главное достижение.

- Как вы объясните причины этого достижения?

- Есть несколько причин. Здесь проживает небольшое количество мусульман. К тому же здесь строго соблюдают традиции предков, поэтому, если молодежь начинает вести себя по-другому и попадает под влияние других течений, старейшины аулов своевременно наставляют таких молодых людей на путь истинный.

Вместе с тем религиозные проповеди проводят корректно, как следует, поэтому понятие «джихад» в стране не получило распространения.

- Спасибо за интервью.

 

Азаттык


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама