RSS Контакты
СНГ

Международному террору — коллективный заслон

03.03.2017 | Новости

Недавний визит президента России Владимира Путина в ряд стран Центральной Азии (ЦА) не вызвал, как ни странно, привычной для западных наблюдателей излишней настороженности и озабоченности.

Недавний визит президента России Владимира Путина в ряд стран Центральной Азии (ЦА) не вызвал, как ни странно, привычной для западных наблюдателей излишней настороженности и озабоченности. Возможно, такая реакция объясняется либо сменой верховной власти в Вашингтоне, чье «настроение» всегда чутко и безошибочно воспринимается «независимыми» европейскими лидерами, либо накопившейся в Европе усталостью от череды «цветных революций» и насильственного культивирования «демократии» в ряде стран Евразии и Ближнего Востока.

Как бы то ни было, отмечают независимые эксперты, есть признаки осознания того, что «новые независимые государства ЦА, чьи территории некогда входили в состав Российской империи, а затем Советского Союза, были и остаются сферой традиционных интересов Москвы, которая, следовательно, берет на себя и известную долю ответственности за обеспечение в регионе стратегической безопасности. Конечно, в этой связи нет ни малейших оснований преуменьшать суверенитет государств региона в обеспечении обороноспособности и создания условий для нормального экономического развития.

Но один, как известно, в поле – не воин, тем более, когда речь идет о противодействии серьезным вызовам безопасности если не глобального, то, как минимум, регионального масштаба. Именно таким угрозам подвержены все государства ЦА, если иметь в виду религиозный экстремизм и международный терроризм, олицетворением которых в наши дни стало так называемое «Исламское государство» (ДАИШ), а также транснациональные масштабы наркобизнеса и нелегальной торговли оружием. Понятное дело, с проявлениями таких масштабных опасностей ни одному из государств региона в одиночку не справиться, тем более, что на том же Западе никуда не делись силы, заинтересованные в дестабилизации здесь в регионе, в обострении отношений между расположенными здесь странами, чтобы получить доступ к их сырьевым ресурсам и к собственной выгоде влиять на их внешне — и внутриполитический курс.

Чем заканчиваются и к каким печальным последствиям могут приводить любые турбулентные политические и межрелигиозные процессы наглядно иллюстрируют драматические уроки, имеющие отношение к «цветным революциям» в Киргизии, на Украине, в той же Ливии или Ираке. Ведь не является секретом и тот факт, что в поле зрения различных зарубежных Центров и Фондов, специализирующихся в «демократических обновлениях» целых государств и народов, давно находятся все государства в ЦА. Конечно, в первую очередь те из них, руководство которых держит принципиальный курс на интеграционные процессы в масштабах Содружества, на участие в первую очередь в оборонных и экономических проектах, типа ОДКБ и ЕАЭС.

Объективная реальность заключается в том, что безопасность южных рубежей России в значительной степени зависит от уровня ее взаимодействия в оборонной политике с государствами ЦА, в защите общих границ СНГ от любых внешних угроз. Есть ли резон с учетом этого поистине стратегического фактора упрекать Москву, как порой случается в тех же западных СМИ, в решительном отстаивании своих политических и экономических приоритетов в государствах региона, которые самостоятельно, в силу объективных причин, не могут гарантировать его безопасность и надежной защиты? Наверное, с учетом этого важного фактора и следует рассматривать итоги визита российского президента в этот важный регион.

 

Не случайно, наверное, западные эксперты обращают внимание на то, что «по итогам встреч российского президента с лидерами центральноазатских государств в Алматы, Душанбе и Бишкеке не было сделано каких-либо заявлений, обозначающих «сдвиги в межгосударственных, в том числе экономических отношениях». Это лишь говорит о том, что отношения Москвы с партнерами в регионе в каких-либо «сдвигах» не нуждаются, это означает, что динамика отношений, как двусторонних, так и многосторонних, развивается в нормальном режиме, требуя лишь рабочих корректировок, определяемых мировой политической и экономической конъюнктурой.

К примеру, создание и первые шаги Евразийского экономического союза (ЕАЭС) совпали с кризисом на Украине, падением мировых цен на нефть, введением Вашингтоном и некоторыми странами ЕС санкций против России. Поэтому, отмечают эксперты, ожидаемых темпов развития проекта евразийской интеграции и наглядного выигрыша от этого его участники еще сполна не получили. Это в определенной степени развязывает руки критикам проекта за рубежом, которые заинтересованы в торпедировании любых объединительных и коллективных усилий стран СНГ, как в экономической, так и в военной сферах.

Визит российского президента со всей очевидностью продемонстрировал, что такого рода попытки не достигают цели. По крайней мере, полагают военные наблюдатели в СНГ, это в решающей степени имеет отношение к вопросам безопасности, в эффективной реализации которых заинтересованы, как сама Россия, так и ее союзники в ЦА. Есть общее понимание того, подчеркивают они, что сохранение и совершенствование механизмов безопасности крайне важно для региона перед лицом вновь нарастающей нестабильности в Афганистане. Ведь террористическая группировка ДАИШ стремится расширить географию и масштабы своих операций, и афганское направление становится для ее главарей одним из приоритетных.

Теперь уже нет сомнений в том, что многолетнее «миротворчество» стран НАТО, в основном войск США, не принесло Афганистану ни мира, ни стабильного внутриполитического статуса. Как раз все наоборот – укрепление сил Талибана, раскол страны, рост производства наркотиков. Просачивание сюда отрядов экстремистов, шараханье и неопределенность в стратегии новой американской администрации в этом регионе требует от России и стран ЦА особого внимания к укреплению «пояса безопасности» со стороны Афганистана.

Именно этим вопросам, как полагают в осведомленных журналистских кругах, и были в основном посвящены встречи российского лидера с руководством трех республик ЦА. Важно было добиться максимально возможного взаимопонимания между ними в этом вопросе, добиться согласованности в решениях и практических действиях. В противном случае, когда граница с Афганистаном слабо защищена или на отдельных участках вовсе не прикрыта, террористические группировки исламистов и прочих бандформирований могут безнаказанно и бесконтрольно проникать в страны региона. Судя по всему, решению этой задачи и был в основном посвящен обмен мнениями российского лидера с руководителями трех республик региона.

Исключительно важная роль в поддержании режима безопасности в ЦА принадлежит Таджикистану, отмечают российские эксперты. Ведь эта республика имеет самую протяженную и сложную границу с Афганистаном, который превращается в опасный «проходной двор» для международных террористов, нацеленных на подчинение народов региона бесчеловечным «шариатским правилам и нравам».

Помимо принятых в ходе визита президента РФ согласованный решений об укреплении и техническом оснащении пограничных войск Таджикистана, поддержании боеготовности 201-й российской военной базы нельзя будет исключать и появление новых, коллективных механизмов и средств нейтрализации и противодействия экстремистским угрозам с афганского направления, в частности. Это станет существенной предпосылкой для нормального и стабильного социально-экономического развития всего региона на ближайшую перспективу.

Источник: http://avesta.tj/2017/03/03/mezhdunarodnomu-terroru-kollektivnyj-zaslon/


URL:
Авторские колонки
Реклама