RSS Контакты
СНГ

EurasiaNet: Каспийский бассейн - недовольство набирает обороты, Москва говорит о милитаризации

17.05.2011 | Новости

Заводя речь о наращивании своих военно-морских сил, Россия еще больше повышает актуальность каспийского вопроса. Данный шаг отражает растущее разочарование Москвы неспособностью пяти прикаспийских государств урегулировать правовой статус Каспия.

С момента распада СССР прикаспийские страны – Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан – так и не сумели прийти к соглашению и подписать договор о разграничении моря во избежание милитаризации на Каспии. Неудивительно, что остающийся неурегулированным территориальный вопрос подталкивает теперь эти государства к необходимости подготовиться к тому, чтобы в военном порядке отстаивать свои претензии.

Туркменистан проявил себя непостоянным и ненадежным партнером, однако настоящим камнем преткновения является позиция Ирана. Тегеран упорно требует выделения всем странам по равной 20-процентной доли моря, хотя протяженность иранских берегов составляет гораздо меньший процент каспийского побережья. По системе, за которую выступают Россия, Азербайджан и Казахстан, Ирану при разделе причитается около 13 процентов акватории. Урегулирование территориальных вопросов могло бы подготовить почву для активизации освоения энергоресурсов Каспийского бассейна, включая строительство подводных трубопроводов.

С того самого момента, как в 2002 году пять прикаспийских государств взялись за этот территориальный вопрос, переговоры о статусе Каспия топчутся на месте. На последнем каспийском саммите, состоявшемся в ноябре прошлого года в столице Азербайджана Баку, стороны вроде бы достигли согласия о путях выработки проекта соглашения о правовом статусе Каспия. Однако через неделю после завершения работы саммита Иран отказался от предварительной договоренности, заявив, что не признает законность двух российских двусторонних соглашений по разделу дна Каспия – одного с Азербайджаном, другого с Казахстаном.

Россия теперь, похоже, решила, что сдвинуться с мертвой точки ей поможет наращивание военной мощи или, по крайней мере, угроза такового. В начале мая вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил, что каспийская флотилия ВМФ России из 148 судов нуждается в модернизации. "В целом отечественный флот, работающий на Каспии, можно охарактеризовать как морально и физически устаревший, неконкурентоспособный", – цитирует вице-премьера "РИА-Новости". В том же самом репортаже отмечается, что каспийский флот скоро пополнится вторым сторожевым фрегатом класса "Гепард", способным поражать надводные суда, подводные лодки и воздушные цели.

Высказывания Сергея Иванова по поводу Каспия согласуются с общим наращиванием Россией потенциала своих военно-морских сил, диктуемым желанием Кремля защитить свои энергетические интересы – не только на Каспии, но и в Северном Ледовитом и Тихом океанах.

Разыгрывание военной карты на Каспии отнюдь не новость. В 2002 году Россия провела в регионе военно-морские учения, а четыре года спустя вышла с предложением о создании военно-морской группы пяти прикаспийских государств для обеспечения безопасности на Каспии. Учения 2002 года имели своей целью вынудить Иран проявить большую гибкость в переговорном процессе, а инициатива 2006 года была направлена на сдерживание роста американского влияния, объясняющегося частично оказанием США содействия Азербайджану и Казахстану в укреплении их обороноспособности на Каспии. Ни одна из российских инициатив поставленной цели не достигла.

Даже если шаги Росси по укреплению своих ВМФ будут реализованы, что может спровоцировать гонку вооружений на Каспии, мало кто из экспертов считает конфликт на море сколько-нибудь близкой возможностью. Однако отсутствие четко обозначенных границ вкупе с неурегулированными спорами вокруг контроля над энергоресурсами, похоже, повышают возможность того, что какое-нибудь происшествие спровоцирует вооруженный инцидент. По крайней мере, неспособность договориться по поводу правового статуса Каспия буде по-прежнему сдерживать освоение шельфовых месторождений.

Стремление наращивать военно-морскую мощь вполне понятно, особенно учитывая топтание на месте переговорного процесса. Но оно также нежелательно и даже опасно. Каспийское море – не тот регион, который может с легкостью преодолеть серьезную эскалацию напряженности, особенно учитывая ядерную программу Ирана.


URL:
Авторские колонки
Реклама