Нуждается ли Ислам во введении отдельных положений шариата декларативным путем?08.08.2011 | Мнения и комментарииВ последнее время все чаще можно столкнуться с материалами в СМИ, затрагивающими аспект сочетания шариата и светскости. Разброс мнений огромен, т.к. при подходе к теме за основу берется различный посыл, да, к тому же, с нескольких углов. Тут и юридический ракурс (соответствие норм шариата светской правовой системе и т.д.), и социально-культурный, и политико-экономический. Но, в любом случае, речь идет о границах стыковки посредством шариата гражданской сферы и общего (светского) права. В данном разрезе автор не ставит цель рассмотреть мусульманско-правовую культуру в целом, с точки зрения влияния религиозных норм в ряде регионов постсоветского пространства на каждодневную жизнь людей. Да и контекст применения пунктов шариата в обществе, посредством отражения его отдельных положений в рамках действующего уголовного законодательства, требует отдельного глубокого исследования. Как представляется, на переживаемом этапе значительно актуальнее попытаться определить для самих себя - нуждается ли Ислам в "продвижении" шариата в общество декларативным путем, и насколько каждый из нас воспринимает нормой введение отдельных положений шариата в социум для их соблюдения через призму обязательности? На арене - все те же длинноты и покрытия Скажем, насколько будет правильным обязать учениц старших классов, студенток, работающих девушек носить головной платок? Или, например, одеть весь женский контингент в юбки определенной длины? Не получится ли так, что, допуская здесь обязательность, мы фактически становимся равноценными тем, кто запрещает носить никаб или хиджаб? Звучит парадоксально? Но ведь в обоих случаях начинает фигурирует идеологический оттенок, не правда ли? Кто-то может соглашаться с последней формулировкой, кто-то - нет, однако, вопрос-то самый что ни на есть жизненный. Элементарно, несколько дней назад глава Международного совета мусульманских ученых, шейх Юсуф аль-Кардави отмечал, что отсутствие хиджаба на совершающей молитву и соблюдающей пост мусульманке вовсе не подразумевает необходимость "велеть ей перестать молиться и поститься до тех пор, пока она не начнет носить платок". Как можно порицать молящуюся, постящуюся и стремящейся исполнять свои религиозные обязанности мусульманку, имеющую "одну слабость" – неношение хиджаба? "Нужно просить Аллаха укрепить ее веру и помочь ей полностью принять ислам"(1). Сложно не воспринять сказанное выдающимся мыслителем, ведь обязательность "духовности" - это начало движения к превращению религии в идеологию. Ранее автор, рассматривая аспект ограничения трансляции телешоу «Дом-2» в дневное время, отмечал, что внезапно спускаемая обязательность духовности или директивно объявляемая необходимость соблюдения категорий «мораль» и «нравственность» не смогут привести к прогрессу общества, если сама атмосфера внутри социума не способствует этому. Ведь одни обязательно найдут пути для просмотра «домостроя» или встретят схожие программы на соседних телеканалах, другие захотят создать свой прообраз «Дома», третьи... и так до бесконечности(2). Т.е. привести к желаемым инициаторами результатам запреты в приказном обличьи вряд ли смогут. Свидетельство чего, как минимум, в освобождении себя от платков мусульманками в тех регионах, куда они прибывают из стран с обязательным наказом покрывать голову. Данный факт однозначно подтверждает, что приказ идеологического толка ни при каких обстоятельствах не сможет возыметь духовного действа. Намаз в джамаате Аналогично можно отнестись и к аспекту совершения пятничной коллективной молитвы в мечети. Безусловно, это предписано и очень важно, но если установить, грубо говоря, слежку за сотрудниками или соседями, посещающими (или нет) хутбы в этот день, то естественность в подходе к общей молитве через призму внутренней потребности канет в Лету. Заинтересована ли в таком развитии событии умма? Согласимся, контекст срединности в Исламе касается практически всех сторон жизни верующего, следовательно, и на пути к Истине возможно (если не подразумевается) пошаговость. Так зачем как-то искусственно приближать людей к тому или иному шагу, если Великий Аллах не нуждается в механической вере? Не ценнее ли для всего мусульманского сообщества внутренний позыв каждого верующего для исполнения норм Ислама? Наверное, вопрос риторический. Говоря другими словами, нет принципиальной разницы между законодательно прозвучавшим недавно в одном из регионов запретом на посещение мечетей юношами и девушками до 18 лет или обязательным (на директивной основе) приходом на пятничные проповеди. Потому что в обоих случаях идеология начинает довлеть над духовностью. Ударим по алкоголизму запасом уставного капитала Еще один момент в данном направлении. На сегодня во многих регионах идет борьба с алкоголизмом, которую можно приветствовать. Обеими руками поддерживается ограничение продажи спиртных напитков. Но интересно, что в ряде случаев данная линия выдерживается довольно своеобразно. Например, в некоторых местах реализация алкогольной продукции "возлагается" на организации с уставным капиталом не менее 200 тыс. рублей. В других - принимается решение о значительном повышении цен на спиртное. Официально эти шаги объясняются намерением предотвратить доступность алкоголя, но, спрашивается, разве рост цен и «документальная» разрешенность продажи этого вида продукции не есть, прежде всего, экономическая канва? Сложно ведь не уловить, что данные "пределы" фактически касаются всего лишь тонкостей конкурентной борьбы в таком доходнейшем бизнесе, как продажа виноводочной продукции. С другой стороны, где гарантия, что отстраняемые от собственной экономической ниши в этом направлении не приступят к подпольной деятельности на этой стезе? А разве сложно спрогнозировать появление (на фоне повышения цен) дешевой некачественной продукции, в перспективе наиболее популярной среди финансово необеспеченных категорий населения? Вопросов масса. Решений меньше. Но рядом - довольно своеобразные прецеденты. Например, в той же Турции, даже при "чисто" светском правлении, скажем, в середине 1990-х, функционировали кафе, где спиртное было под запретом, а немало магазинов не реализовывали спиртное. Вот-вот, - скажет читатель, - в данном случае автор поддерживает запрет, не считая его проявлением идеологического фона. Однако, не все так однозначно. В описанных моментах речь идет о предпринятых шагах хозяинами объектов самостоятельно, на основе недирективного мировоззрения, а не под давлением. Мало этого, в принципе клиент (среднестатистический житель) не лишался права выбора - перекусить "алкогольно" или трезво; отовариться в маркете с винными парами или при их отсутствии. В случае такого развития событий говорить об идеологической канве запрета, конечно же, не приходится, т.к. процесс запускается осознанно. Заключение В обсуждаемом ракурсе можно остановиться и на иных моментах (они везде и рядом). Но, как представляется, в "соседних" фактажах также будет актуализироваться определение границы между идеологическим и творческим оттенком в проявлениях веры. Наверняка, существуют сторонники обоих берегов, да и не может быть по-другому. Главнее, скорее, всем нам осознать, что Ислам не может развиваться на основе лозунгов или под стереотипно-шаблонными девизами. Как красиво сказал один из современных мыслителей, "постройте Исламское государство в своих сердцах, и оно установится на вашей земле". Т.е. речь о том, насколько каждый из нас проникнется мыслью о собственной чистоте, о своих деяниях, взгляд на которые со стороны могут стать основой для изменения в ком-либо того или иного взгляда на жизнь. Ни одно общество не достигало прогресса за счет постановки во главу политико-экономическо-культурных областей идеологического акцента. Вернее, движение вперед могло иметь место, но на минимальный период и за счет палочной подгоняемости, однако... по лестнице, ведущей вниз. Состоянием души и стержнем формирования образа жизни и мышления вера может оставаться лишь до тех пор, пока она отражается в тебе и твоих деяниях на основе ее чувственно-разумного восприятия. Как только в акценте на исполнение предписанного Аллахом начинает превалировать директивная обязательность, чистота и свет теряют свой блеск(3).
Теймур Атаев, специально для IslamSNG.com 1.Цит. по: "Пост без хиджаба – возможно ли такое?" http://www.islamnews.ru/news-72482.html 2.Теймур Атаев. Без «Дома-2». Насколько реально внедрение в общество духовности директивными методами? http://www.zonakz.net/blogs/user/izgi_amal/6774.html 3.См. беседы на эту и др. темы Эльмира Кулиева и Теймура Атаева в передаче "Грани духовности" в рамках интернет-телевидения yurd.tv http://yurd.tv/articles/grani URL: |
Авторские колонки
Реклама
|