RSS Контакты
СНГ

Все мы братья-мусульмане: Рабочее движение в странах СНГ

09.08.2011 | Мнения и комментарии

Мусульманский мир в глазах большинства слабо связан с технической интеллигенцией и квалифицированным рабочим классом. Лицо дар уль-Ислам предпочитают представлять в лице чиновников и военных, базарных торговцев и ремесленников, крестьян и помещиков, имамов и шакирдов медресе.

В связи с демографическим бумом последних десятилетий отмечается рост числа студенчества светских вузов, правда скорее всего в связи с их будущей безработицей или незанятостью в соответствии с полученными дипломами. Можно подумать, что как 100 лет назад Османской империи или 50 лет назад в арабском мире квалифицированная рабочая сила представлена преимущественно немусульманами.

На самом деле в индустрии мусульманских стран заняты многие миллионы, в основном из числа коренного населения. Трудящиеся привыкли защищать свои права. Так в Турции профсоюзы существуют уже более столетия, а на их митинги в Стамбуле собиралось до миллиона человек. Апрельская революция 2011 г. в Египте была поддержана профсоюзами как рабочих, так и лиц умственного труда. Причем многие профсоюзы Турции и Египта связаны с мусульманскими партиями и организациями. Во многих мусульманских странах сильны позиции рабочих в нефте- и газодобыче. Уже сто лет назад нефтяники Баку вели жесткую борьбу за свои права, к сожалению, при нарастающем влиянии большевиков.

Именно углеводородный сектор стал центром первого экономического конфликта, переросшего в борьбу за власть. Так в Иране в октябре 1951 г. по распоряжению премьер-министра Мосаддыка из страны были высланы все работавшие на нефтепромыслах и нефтеперегонных заводах английские специалисты. 22 октября 1952 г. дипломатические отношения между Великобританией и Ираном были разорваны. В августе 1953 г. шах Риза Пехлеви объявил о смещении Мосаддыка с поста премьер-министра, при поддержке США верные шаху войска осуществили военный переворот. В 1979 г. именно выступления рабочих нефтяной промышленности оставили шахский режим без валютных поступлений, что дало возможность для революции аятоллы Хомейни.

В 1992 г. лояльность рабочих нефтегазового сектора в Алжире дала правящей партии - Фронту национального освобождения средства для подавления Исламского фронта спасения, который побеждал на выборах. На наших глазах гражданская война в Ливии, ведется прежде, всего за контроль над нефтяными месторождениями, нефтепроводами и нефтяными терминалами в средиземноморских портах.

За нефть и газ стран СНГ развернулось соперничество между странами Европейского Сообщества, Россией и Китаем. Свои позиции обозначили также США, Турция, Иран, Индия, Пакистан и еще ряд игроков.

В качестве одного из средств давления используются взрывы на трубопроводах. Особенно это характерно для Турции. Обратимся только к последним событиям. Так 3 августа Курдская рабочая партия (PKK) взяла на себя ответственность за взрыв на принадлежащем турецкой компании Bota? нефтепроводе Юмурталык-Киркук, который привел к пожару и приостановке прокачки нефти. 29 июля был взорван газопровод, по которому иранский газ поставляется в Турцию. Взрыв произошел в иранской провинции Западный Азербайджан. В организации диверсии, которая привела к прекращению поставок газа, иранские официальные лица обвинили боевиков из курдской террористической организации PJAK.

Какие методы давления актуальны для стран СНГ? Ведь для Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и в меньшей степени Узбекистана доходы от нефти и газа определяют состояние бюджета. Исторически старейшей является нефтяная индустрия региона Баку. В 1920 г. недовольство своим экономическим положением рабочих-нефтяников было не последним фактором, способствовавшим падению режима Азербайджанской демократической республики и вводу в страну войск РСФСР. Современный режим в Баку уже третье десятилетие продолжает конфронтацию с Арменией за возвращение Карабаха. Доходы от углеводородного сектора мобилизуются на нужды обороны Азербайджана, так что забастовки здесь непатриотичны и маловероятны.

В условиях крайне жесткого контроля практически невозможно протестное движение в Туркменистане и Узбекистане. Но свято место пусто не бывает. Так в Казахстане началась в середине мая и начало августа продолжается третий месяц забастовка нефтяников «Каражанбасмуная» (КБМ) и «Озенмунайгаза» (ОМГ) в Актауской области на северо-западе Казахстана. Данные о протестах рабочих до конца неясны. Указывается, что общее число работников пораженных забастовкой предприятий не превышало 9.000 (ОМГ) и 4.600 (КБМ) человек. После моратория на начало августа в КБМ уволено порядка 260 человек, в ОМГ – около 400. Вероятно это активисты протеста, не выходившие на работу в течение 2-3 месяцев. В лучших традициях борьбы с штрейхбрейкерами лидеры забастовки систематически третировали отказавшихся присоединиться к забастовке. Источники указывают, что имели место многочисленные факты угроз и даже насильственные действия.

Забастовка все более приобретает связь с исламским фактором. Так по данным агентства Росбалт: «8 июля на предприятии УОС-5, где голодают 18 человек из числа работников «Озенмунайгаз», участники протестной акции решили сделать садака — ритуальное жертвоприношение, для чего зарезали семь баранов. Не успели приступить к молитве, как к ним нагрянули полиция и ОМОН, которые стали разгонять собравшихся и, по рассказам участников акции, опрокинули казаны с жертвенным мясом. Это возмутило горожан. И если раньше большинство жителей Жанаозена не поддерживали забастовщиков, то теперь к бастующим сотрудникам «Озенмунайгаз» присоединились старики, женщины и бородатые мужчины в укороченных штанах». 22 июля секретарь мангистауского (ранее Мангышлак) филиала Коммунистической партии Казахстана Нурияш Абдреймова и еще три женщины молча читали на площади намаз. Одетые в белые одежды, коммунистки обращали при этом свой взор к областному акимату т.е. обладминистрации.

Впрочем, вероятно, что ставки намного выше и не связаны только с Мангышлаком. В 160 километрах от места забастовки расположено гигантское месторождение Тенгиз, вокруг транспортировки нефти с которого, идут дискуссии между Россией, США и Европейским Сообществом. Причем нефтяники Казахстана находятся далеко не в худшем положении. Зам генерального директора АО «РД КМГ» по корпоративному развитию Аскар Аубакиров напоминает, что сотрудники нефтяных компаний России получают меньше, чем рабочие «Озенмунайгаз». При этом у нефтяников Сибири и Татарстана производительность труда выше в два раза. Кроме того россияне не имеют таких социальных льгот, какие есть у нефтяников Мангистау: социальный пакет составляет миллион тенге, велики квартальные премии. В «ОМГ» самая высокая зарплата по Казахстану, и по социальным гарантиям у жанаозенцев самый лучший коллективный договор.

Обострилась ситуация и в соседней Актюбинской области. Так в ночь на 1 июля, когда в нефтяном поселке Шубарши местные радикалы убили двух дежурных патрульно-постовой службы Темирского РОВД. Банда в итоге была уничтожена. Однако бандиты — молодые парни от 17 до 30 лет — являются членами хорошо известной в Темирском районе общины, каких много на нефтеносном западе Казахстана. Банда воровала нефть из трубопроводов, такое известно в России по примеру Северного Кавказа.

На первый взгляд, радикализация части молодых мусульман в Казахстане неожиданна. Но общество этой республики в годы Советского режима испытывало состояние духовного вакуума. Глубокая исламизация казахов связана с периодом позапрошлого и начала прошлого веков. С уничтожением казахских кочевий и Татарских Слобод в городах по мусульманской инфраструктуре был нанесен удар, намного более болезненный, чем в Средней Азии, на Кавказе и даже среди татар. Поэтому после распада СССР духовный и идеологический вакуум начали заполнять зарубежные радикалы и их ученики. А для них нет ничего слаще запаха нефти.

Радикалы знают, что им нужно обхаживать молодежь особенно в нефтяных регионах и найти дорогу к рабочим-нефтяникам. Как указывалось в начале статьи, они так поступали в Иране и Алжире. Поэтому сейчас необходима многоуровневая работа с активным поколением. Необходимо уважительное отношение к чести и достоинству трудящихся. Нельзя забывать, что бай и бедняк, труженик и директор равны перед Аллахом. Молодежь в богатой стране стремится получить свое стабильное место под солнцем. Но и молодежи и рабочим необходимо помнить, что фитна (мятеж) обрадует только врагов из-за рубежа и принесет неисчислимые страдания для всех соотечественников. Воистину, Рамадан должен стать месяцем раздумий, диалога и компромисса для всех мусульман!

Дамир Мухетдинов, кандидат политических наук

URL:
Авторские колонки
Реклама