RSS Контакты
СНГ

Умеренный ислам? Взгляд на Центральную Азию

21.05.2014 | Мнения и комментарии

"На протяжении многих веков, именно Центральная Азия, а не арабский Ближний Восток, была интеллектуальным и политическим центром мусульманского мира. Центральная Азия также может претендовать на львиную долю из величайших имен в исламской науки и философии", - пишет американский исследователь в статье опубликованной в крупнейшей газете США. Полный текст статьи в переводе "Озодагон".

"В течение более десяти лет, Соединенные Штаты тесно сотрудничают с мусульманским миром, поддерживая исламские умеренные движения и параллельно ведя войну с религиозными экстремистами. 

Усилия Вашингтона были сосредоточены в основном на Ближнем Востоке, но успехи не так велики. 

Американцы могли бы добиться больших успехов, сосредоточившись на другом регионе, который имеет равное право на звание родины истинного ислама - новых государствах вдоль древнего Шелкового пути через Центральную Азию.
В то время как насилие бушует в Сирии, Ираке и Афганистане, в странах с преимущественно мусульманским населением бывшего Советского Союза - Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане - экспериментируют со светскими правительствами и свободным рынком. 

Их усилия были урывочными, но Запад должен признать, что их попытки идти в ногу со временем имеют огромный потенциал для мусульманского мира в целом, и может когда-нибудь послужат примером для укрепления мира между воюющими народами. 

Тем не менее, Вашингтон продолжает недооценивать их культурное значение и потенциальное воздействие. 
В тревожные времена после 11 сентября, сосредоточение усилий США на арабском мире казалось логичным. В конце концов, Ближний Восток был источником враждебного ислама. 

Кроме того, важность Мекки, Медины, Каира и Иерусалима , казалось, подтверждало предположение о том, что борьба за мусульманские умы и сердца должна вестись в этом регионе. 

Президенты Джордж Буш и Барак Обама не раз подчеркивали духовный и научный вклад арабского мира в развитие человеческой цивилизации.

Оба советовали арабскому народу пропагандировать истинный ислам, который занимает ведущие место в продвижении интеллектуальной терпимости и светского обучения. Но вопреки искренним пожеланиям президентов, факт остаётся фактом: на всем Ближнем Востоке было переведено и издано значительно меньше иностранной литературы, чем в одной только Испании. 

Также ни один из президентов, кажется, не осознавал, что многие из величайших гениев веков, прошедших между падением Рима и европейским Возрождением, хотя и писали на арабском языке, но большинство из них не были, на самом деле, арабами. 

В течение почти тысячи лет, Центральная Азия была местом, где торговые отношения и великие культуры Ближнего Востока, Европы, Индии и Китая пересекались. Больше всех повезло тем, кто был расположен вдоль Великого Шелкового Пути. Они могли учиться и совершенствовать свои идеи, изобретения и технологии производства со всей Евразии.

Таким образом, на протяжении многих веков, именно Центральная Азия, а не арабский Ближний Восток, была интеллектуальным и политическим центром мусульманского мира. 

Вторая по значимости святая книга ислама, «высказывания Пророка» (в оригинале), имеется в виду Сахих аль-Бухари (сборник хадисов Пророка, - прим. Озодагон) была собрана ученым из Бухары. 

Именно в таких местах, как Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, возникло такое мощное мистическое движение ислама, как суфизм и появились яркие его представители. Именно оттуда суфизм распространился во всем мусульманском мире. Среди средневековых богословов, немногие мыслители стояли выше, чем Абу Хамид аль-Газали, из города Тус на пограничье между Ираном, Туркменистаном и Афганистаном , который оказал глубокое влияние на святого Фому Аквинского .
Центральная Азия также может претендовать на львиную долю из величайших имен в исламской науки и философии. 

Кодификатор алгебры, с упоминанием которого г-н Обама начал свою известную речь под названием "новое начало " в Каирском университете в 2009 году, также был из Хорезма, территория современного Узбекистана. 

Того кого называют Аль-Хоразми на арабском, дал свое имя алгоритму, которые лег в основу современной информатики. Кроме того, Ибн Сина , известный как Авиценна на Западе, чей большой "Канон врачебной науки" породил медицинские науки на Ближнем Востоке , в Европе и Индии тоже происходил из территории сегодняшней Центральной Азии. Еще одним представителем великих мыслителей был Аль-Фараби, который возродил и значительно развил логику Аристотеля и провел значимое исследование средневековый музыки, и был родом из сегодняшнего Казахстана. И астроном-новатор Абу - Махмуд Худжанди был из Худжанда, который находится в Таджикистане.
Правда, все эти люди писали на арабском языке. Но японец, который пишет на английском языке, не становится англичанином. Все они и множество других новаторов из мусульманского мира, о которых мы привыкли думать как об арабах - принадлежали к различным иранским народам Центральной Азии, или были тюрками, но не арабами. 
Сегодня страны, которые являются наследниками древнего Шелкового пути, изо всех сил пытаются вернуть свое наследие. Задача не из легких. 

Многие руководители этих стран были увлечены идеями авторитаризма, который принес относительную стабильность России и огромное процветание Китаю. 

Народы Центральной Азии не имеют опыта жизни в условиях демократии, этническая напряженность там сохраняется, и многие их лидеры правят авторитарными методами. Тем не менее, эти страны остаются светскими государствами и более терпимыми к другим религиям, чем большинство стран на Ближнем Востоке .

Экономика этих стран неуклонно растёт и они приняли модель современного светского образования, посылая десятки тысяч молодых людей на учебу за границу . Эти страны открывают новые университеты, в основном на американский манер . Многие используют английский язык в качестве языка обучения. И все могут похвастаться тем, что подрастающее поколение живет идеалами открытого общества.

К сожалению, по мнению многих жителей Центральной Азии, интересы Америки не выходят за пределы добычи нефтегазовых ресурсов. Решение Вашингтона вывести войска из Афганистана в 2014 году, скорее всего, подорвет американское влияние в тот самый момент, когда оно могло бы принести наибольшую пользу. Тем более, что рост благосостояния усиливает давление на правительства, от которого требуется идти на уступки. Расширение горизонтов свободы сопровождается определёнными рисками, как показывает опыт арабской весны. Результаты принесли больше разочарования, чем удовлетворения. 

Тем не менее, именно в Центральной Азии, а не на Ближнем Востоке, в Пакистане или Индонезии, те идеалы, о которых говорили президенты Буш и Обама могут быть наиболее активно внедрены в проводимой в ближайшие годы политике. 

Это вовсе не означает, что Вашингтон должен обращать меньше внимания на арабский мир. Но, возможно, пришло время и для нас, прислушаться к нашим собственным лекциям о возможностях мирного и интеллектуально открытого варианта ислама, и поддержать общества, которые больше всех пытаются успешно продвигать именно такой вид Ислама сегодня".

Фредерик Старр, «Нью-Йорк Таймс», председатель Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джона Хопкинса, США. Он является автором опубликованной в январе 2014 года книги под названием: «Утраченная эпоха Просвещения: золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до Тамерлана». 


URL:
Авторские колонки
Реклама