Зеленый Джихад: как мусульмане встают на защиту планеты02.09.2024 | Ислам: прошлое и настоящее
В мечетях Джакарты звучат проповеди об экологии. Исламские школы Индонезии учат детей сортировать мусор. А в Великобритании мусульмане выходят на уборку улиц, называя это “чистой Мединой”. Похоже, в исламском мире набирает обороты настоящая зеленая революция. Истоки зеленого ислама Все началось в далеких 1960-х, когда иранский философ Сейид Хоссейн Наср, преподававший в американских университетах, выступил с резкой критикой западного образа жизни. По его мнению, погоня за прогрессом и комфортом оторвала человека от природы и духовных корней. “Современная наука бесчеловечна и неспособна справиться с экологическим кризисом”, – заявлял Наср. Он призывал вернуться к традиционной исламской мудрости, которая якобы содержит ключ к гармонии между человеком и природой. Идеи Насра подхватили другие мусульманские мыслители. Они начали искать в Коране и хадисах подтверждение экологическим ценностям. Так родилось движение исламского энвайронментализма. Коран как экологический манифест. “Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок”, – цитируют экоактивисты суру “Преграды”. А в аяте “Мы сделали вас наместниками на земле” они видят божественное предписание беречь природу. Философы-экологи разработали целую систему исламской экоэтики. Ее краеугольные камни: Таухид (единобожие): все сущее едино, ибо создано Аллахом Халифа (наместничество): люди – хранители Земли, а не ее хозяева Мизан (равновесие): человек должен жить в балансе с природой Фитра (первозданная чистота): экологичный образ жизни – возвращение к истинной природе человека “Забота об окружающей среде — это не просто полезное дело, а религиозный долг мусульманина”, – утверждает британский экоактивист Фазлун Халид. От теории к практике В 1980-х идеи экоислама начали воплощаться в конкретных проектах. Халид основал в Великобритании Исламский фонд экологии и энвайронменталистских наук. Фонд консультирует мечети по “озеленению”, проводит экологические акции и даже помогает создавать эко-деревни в мусульманских странах. В Индонезии экологическое движение оседлали две крупнейшие исламские организации страны – “Нахдатуль Улама” и “Мухаммадия”. В их религиозных школах, где учатся миллионы детей, ввели уроки экологии. А имамы начали читать “зеленые” проповеди. “Загрязнять природу – все равно что осквернять мечеть”, – говорят индонезийские богословы. Экологические фетвы Подключились к делу и официальные религиозные структуры. Совет улемов Индонезии выпустил целую серию фетв по защите окружающей среды. Одна из них запрещает незаконную вырубку лесов и объявляет ее грехом. А в Египте верховный муфтий издал фетву о важности экономии воды. “Каждая капля на счету”, – напоминает он верующим. Зеленый бизнес по-мусульмански Появляются и экологичные бизнес-проекты на исламской основе. Например, ферма пермакультуры “Буми Лангит” в Индонезии. Ее основатель Искандар Ваворунту черпает вдохновение в суфийской философии. “Аллах создал мир в равновесии. Наша задача – восстановить этот баланс”, – говорит Ваворунту. На его ферме выращивают органические продукты и учат устойчивому земледелию. Экоджихад в соцсетях Молодое поколение мусульман продвигает экоидеи через соцсети. Популярны челленджи по сбору мусора и акции “Зеленый Рамадан”, призывающие к умеренности в потреблении. “Пророк Мухаммед был первым защитником природы. Мы просто следуем его примеру”, – заявляют молодые экоактивисты. Запад настороже Впрочем, исламский энвайронментализм вызывает неоднозначную реакцию на Западе. Одни видят в нем потенциального союзника в борьбе с глобальным потеплением. Другие опасаются, что под маской экологии скрывается антизападная идеология. Действительно, многие мусульманские экофилософы жестко критикуют западный образ жизни. “Именно бездуховность западной культуры привела к экологической катастрофе”, – утверждают они. Зеленое будущее уммы?
Исламский энвайронментализм пока остается довольно узким течением. Многие правоверные считают заботу о природе “западными выдумками”. Но сторонники движения уверены – за ним будущее. “Ислам по своей сути экологичен. Мы лишь заново открываем эту истину”, – говорят они. Удастся ли им “озеленить” умму? Ответ на этот вопрос во многом определит, какую роль сыграет исламский мир в решении глобальных экологических проблем. Ссылки по теме: https://kazislam.kz/ru/zelenyj-dzhihad-kak-musul-mane-vstayut-na-zashhitu-planety/ URL: |
Авторские колонки
Реклама
|