RSS Контакты
СНГ

12 шагов к миру между мусульманами

12.08.2015 | Ислам: прошлое и настоящее

Споры о видимости луны и преимуществе астрономических расчетов, разные мнения по вопросам фикха, многочисленные мазхабы, изобилие сект — кажется, что мы, мусульмане, только и ищем поводы для разъединения.

Но если отложить в сторону разногласия и собственные мнения и пристальнее вглядеться в Ислам, то окажется, что у нас в миллион раз больше причин для того, чтобы быть вместе. На самом деле, Ислам не только является причиной, чтобы объединяться, он создает условия для этого.

Каждому из нас приходилось когда-нибудь задумываться над тем, что все эти разделения — это неправильно, и с этим нужно что-то делать. Но нам кажется, что эта проблема слишком велика для одного человека. На самом деле, это пораженческое мышление — потому что проблема эта и заключается в каждом из нас.

Строить мир в умме под силу каждому из нас. Это не только дело лидеров. Если каждый не начнет с себя, не перестанет считать, что достичь мира невозможно и эта задача ему не по плечу, что бы ни делали наши лидеры — ничего не поможет. Потому что мир начинается с одного человека, с каждого из нас.

 

Разногласия — еще не конец света

Первое, что мы должны помнить, это то, что у каждого человека свои взгляды, которые отличаются от наших. Каждый подходит к Исламу со своей точки зрения, на основании своих убеждений и опыта. И все это приводит к разным взглядам.

Значит ли это, что мы не можем быть хорошими братьями и сестрами друг другу, даже если думаем по-разному?

Действительно ли несходство мнений полностью исключает сотрудничество?

Конечно, нет.

Шейх Абдуллах бин Байях (Abdullah Bin Bayyah) говорит:

«Мы обязаны лавировать между нашими отличиями без высокомерия и оскорблений, с открытым сознанием и намерением прийти к истине, а не выиграть в споре».

В своей установочной речи на Форуме по пропаганде мира в мусульманских обществах шейх бин Байях перечислил 12 исламских миротворческих ценностей.

Назвав эти ценности, он сказал, что мы должны применять их в своей жизни ради укрепления мусульманской общности и преодоления споров и разногласий.

Ознакомившись с принципами, о которых говорит шейх бин Байях, легко придумать, как их применять в нашей жизни – нужно только иметь желание потрудиться.

 

Принципы и их применение

Сотрудничество и солидарность. Работа ради общей цели способна стать важным залогом единения. В наших общинах мы можем организовывать инициативы в области даавата, помогать бездомным, преподавать Ислам молодежи, спонсировать информационно-просветительские мероприятия.

Если мы займем себя, то общая работа ради благого дела и большой цели поможет нам дать отпор злу и разобщенности.

Хорошие отношения. Говорите «салям» при встрече каждому мусульманину, даже если между вами трения. Воспоминание о спорах со временем поблекнет, а ощущение пренебрежительного отношения к себе только усиливает обиду, и она надолго засядет в памяти. Добавочная польза от «салям» в том, что она множит любовь между братьями.

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал:

«Вы не войдете в Рай, пока не уверуете и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Должен ли я указать вам на то, что, если бы вы сделали, то полюбили бы друг друга? Распространяйте мир (салям) между вами» (Муслим)

 

Братство и взаимопонимание. Помните, что после хиджры Пророк и сподвижники стали братьями и сестрами друг другу. Мы, мусульмане, по-прежнему вместе совершаем хиджру — но не в Медину, а к Аллаху.

Поймите, это переселение делает нас братьями и сестрами. Даже если мы на одном пути, мы проходим через разные испытания и приносим разные жертвы, и если мы всегда будем помнить об этом, то мы станем намного ближе друг к другу, иншаАллах.

 

Мудрость. Даже знание может быть оружием, которым можно причинить боль и разобщить людей.

Умение правильно применять знание — это мудрость.

Как пишет консультант сайта OnIslam.net Тарек Ганем (Tarek Ghanem):

«Ученые Ислама упоминают, что лучшее классическое определение хикмы (мудрости) — это правильное применение вещи по ее назначению. Это определение имеет колоссальное значение, поскольку, при его применении в полной мере, ни одна мысль, ни одно действие нельзя считать мудрым, если они не соединяют в себе все слои существования, физического и метафизического, земного и вечного, непреложного и относительного».

 

Добродетельность. Мы можем делать все, что в наших силах, чтобы объединить людей, но у нас это может не получиться. Это не значит, что мы должны прекратить попытки. Аллах вознаграждает за добродетель — достигающую цели или нет. Не забывайте делать добрые дела, помня о награде от Аллаха.

 

Справедливость.

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников» (Коран, 4:135)

Иногда мы обязаны свидетельствовать против самих себя, если совершили проступок.

Упрямый отказ признавать свои ошибки разрушил многие семьи, общины и даже общества. Отстаивайте справедливость и свидетельствуйте истину, во что бы то ни стало — это играет важную роль на пути к единству.

 

Милосердие. Ислам сам по себе — это милость человечеству. Сам Аллах — Милосердный. Пророк Мухаммад сказал:

«Аллах милостив к тем, кто милосерден к другим» (Бухари).

Если мы не умеем проявлять милосердие друг к другу, если мы не умеем сочувствовать, то мы никогда не преуспеем в глазах Всемогущего.

Самый простой способ проявить милосердие к нашим братьям и сестрам - это поставить себя на их место. Подумайте, какого отношения хотели бы вы, и ведите себя соответственно.

 

Терпение. Когда вы попадаете в пробку, то знаете, что иногда просто нужно иметь терпение. А в отношениях с людьми требуется даже очень много терпения. А иногда вы вообще ничего не можете сделать, только терпеть. Поэтому умейте терпеть.

 

Толерантность. В Исламе есть вещи, которые четко установлены раз и навсегда. Например, салят, пять ежедневных намазов в определенное время. Но есть вещи с более широкими параметрами. Например, пост: если вы путешествуете в Рамадан, то вы можете соблюдать пост или не соблюдать в дни поездки.

Если мы и наши братья придерживаемся разных параметров, это не значит, что мы не должны терпеть это друг в друге. Наоборот, мы должны понимать, что судить о других по меркам, которые мы установили для себя — это, в лучшем случае, нетолерантность, а в худшем — высокомерие.

 

Любовь. Если мы любим Аллаха, как мы можем не любить друг друга?

В первую очередь, любите Аллаха, и через эту любовь вы станете лучше как братья и сестры, лучше как члены общины. А все вместе мы станем лучше как умма.

 

Диалог. Откройте свое сознание к пониманию чьей-то точки зрения, опыта, мнения — это очень важно. Когда окружающие видят, что вы пытаетесь найти общую почву, создать открытый диалог, они, как правило, тоже стараются идти навстречу.

 

Умеренность. Это принцип предотвращения. Держитесь среднего пути во всем, что касается религии. Будьте уравновешенным, не впадайте в крайности и не призывайте к этому других.

Если все мы вооружимся этими двенадцатью исламскими принципами, то в мусульманской общине по всему миру с самых низов начнется миротворчество.

Мы не можем позволить себе ждать, когда наши лидеры начнут этот процесс, как это теперь делают многие из нас. Мы обязаны взять это дело в свои руки. Время настало. Помните:

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Коран, 13:11)

Тереза Корбин

islam.com.ua


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама