RSS Контакты
СНГ

Этика дружеских отношений

20.08.2015 | Ислам: прошлое и настоящее

Поистине, ислам проявляет сильный интерес и придает большое значение дружеским отношениям, потому что эти отношения имеют большое и важное значение в жизни человека, а потому повелевает придерживаться благородных людей.

Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми». Коран: (9:116)

И побуждает к тому, чтобы дружеские отношения налаживались с поклоняющимися Аллаху праведными Его рабами.

Всевышний Аллах сказал:

«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику». Коран: (18:28)

И отдал предпочтение следовании пути тех, кто обращается к Господу с покаянием.

Всевышний Аллах сказал:

«и (в делах Веры) следуй по пути тех, кто обратился ко Мне(с покаянием)». Коран: (31:15)

И запретил иметь дружеские отношения с беззаконниками, так как у этих отношений могут быть плохие последствия, и в Судный День они вернутся к человеку отчаянием и сожалением.

Всевышний Аллах сказал:

«В тот день, когда творящий беззаконие будет кусать [от отчаяния] свои руки, говоря: «О, если бы я последовал в пути за Посланником! О горе мне! Лучше бы я не брал себе в друзья этого человека! Ведь это он отвлек меня от поминания [Аллаха], после того как я обрел его». Воистину, Шайтан оставляет человека без поддержки». Коран: (25:27-29)

И обрек каждые дружеские взаимоотношения, не строящиеся на богобоязненности и благочестии, к тому, что они приводят в День Суда к неизбежной вражде.

Всевышний Аллах сказал:

«В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных». Коран: (43:67)

Неудивительно то, что близкие друзья становятся похожими друг на друга, не замечая того сами, они учат друг друга своим повадкам, манере речи, привычкам и образу жизни, их нравы и черты характера плавно переплетаются и переселяются от одного к другому и становятся общими между собой. Таким образом, из-за долгих близких дружеских отношений человек становится полностью похожим на своего друга и представляет собой копию своего близкого друга, говорит его словами, и совершает поступки, идентичные его поступкам и т.д., сам того не замечая. Именно поэтому Всевышний предостерегает от близких дружеских отношений с теми, о ком Он сказал:

«Отвернись же (не общайся) от того, кто отвернулся от Нашего Напоминания и не пожелал ничего, кроме мирской жизни». Коран: (53:29)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Человек придерживается пути, своего близкого друга, пусть же каждый из вас посмотрит на того, с кем он дружит» .

Из этого хадиса следует, что люди должны проявлять внимательность в выборе друзей и близко общаться только с теми, кто действительно является примером для подражания. Сердца таких людей переполняются любовью к Аллаху, и эта любовь выплескивается наружу в форме праведных дел и речей.

Таким образом, если человек при выборе пищи и питья выбирает лучшее, чтобы не навредить своему здоровью телу, и остерегается тех продуктов, которые могут послужить причиной болезней и слабости, то и правильный выбор друзей для человека должен первостепенным, потому что этот выбор будет отражаться на его душе, сердце, моральных и нравственных качествах. Поэтому, выбирая друзей, человеку следует делать выбор в пользу тех, кто будет подпитывать его наилучшими качествами, обучать его прекрасным нравственно-этическим нормам, прививать ему хорошие обычаи и улучшать его характер. Ведь праведники часто поминают Аллаха, стремятся снискать Его благоволение, и ставят волю Господа превыше собственной прихоти. Благодаря этому они сохраняют собственное время, приводят в порядок свои дела, совершают праведные деяния и призывают окружающих к религии, которую они исповедуют по милости своего Господа. Такие люди достойны быть примером для подражания.

Переживая за свою веру и дорожа своей религией и честью, выбирая друзей, человеку нужно сторониться тех, чьи души поражены болезнями, и кто слаб верой, чтобы его не постигло то, что постигло их, и чтобы не попасть под их дурное влияние и не заразиться теми недугами, которыми поражены их души.

Аллах запретил как дружить с ними, так и уподобляться таким людям, потому что они предали забвению своего Господа, а Всевышний Аллах заставил их забыть про самих себя. Они уступали своим низменным желаниям и поступали по своей прихоти, даже если это обрекало их на погибель и великий урон. Они обожествляли собственную прихоть, совершают все, чего желают их порочные души, и не думают о том, доволен этим Аллах или нет, и поэтому Всевышний Аллах сказал:

«Разве ты не видел того, кто избрал своим богом низменное желание? Аллах сбил его с пути, исходя из своего знания, и наложил на его уши и сердце печать, а на глаза его опустил завесу». Коран: (45:23)

Такие люди лишаются не только духовного, но и мирского блага, и Аллах запретил повиноваться им, потому что повиновение этим грешникам заставляет человека уподобляться им, в результате чего человек перенимает некоторые из их скверных качеств.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Не водись ни с кем (не сопровождай и не сопутствуй), кроме верующих, и пусть не вкушает твоей еды никто, кроме богобоязненных»

Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Придерживайся братьев искренности (честности и правдивости), живя под их сенью, ведь, поистине, они украшение в период процветания и снаряжение в период несчастья (испытания)» .

В исламе самым лучшим и почетным прозвищем считается «Сахабий» – сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Это были люди, которые, хотя бы один раз видели Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, или встретились с ним, уверовали в него и удостоились чести быть его сподвижниками. Сподвижники различались между собой в преимуществе одного над другим и достоинстве в зависимости от того, насколько они были преданы Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и искренни в службе ему, и насколько глубока была их любовь к нему. Лучшим из сподвижников и наиболее достойным из них был тот, про которого было упомянуто Всевышним Аллахом в Коране:

«И сказал своему спутнику: «Не скорби, ибо Аллах – с нами»». Коран: (9:40)

Это был Абу Бакр – наилучший и наидостойнейший из всех сподвижников, который впоследствии стал первым халифом.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приводя пример спутника и товарища в жизни человека и указывая на его важность и участие в жизни человека, сказал:

«Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и (человеку), раздувающему кузнечные мехи. Что касается продавца мускуса, то либо он (может) подарить тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты (можешь) купить у него что-то или ощутить (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего мехи, то он либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние».

Также Умар ибн Аль-Хаттаб сказал:

«Сторонись своего врага и остерегайся того своего друга, который ненадежен. Не может быть надежным тот, кто не боится Аллаха. Не будь спутником порочного человека, чтобы не научиться у него порочности, и не посвящай его в свои секреты.

И проси совета в своих делах тех людей, кто страшится Всевышнего Аллаха».

Как показывает практика, тот, кто общается и имеет дружеские отношения с благочестивыми и набожными людьми, становится одним из них, кто постоянно придерживается ученых людей и часто общается с ними, тот перенимает у них свет знаний и веры, и так будет продолжаться до Судного Дня.

От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что:

«(Однажды) какой-то бедуин спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: “Когда наступит этот Час (Судный День)?” Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил его:“А что ты для него приготовил?” (Бедуин) ответил: “Любовь к Аллаху и Его Посланнику”. (Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха), сказал: “Ты будешь с теми, кого любишь!”» .

Соответственно, зачастую бывает так, что тот, кто близко общается и дружит с ворами, становится вором, а тот, кто дружит и общается с любителями выпить спиртное, сам становится одним из них, и так происходит во всех остальных грехах – окружающее человека общество и его близкие друзья становятся причиной того, что человек меняется и походит во всем на тех, с кем он рядом.

Не может верующий человек удовлетворяться развратным, распутным, небрежным и беспечным обществом и довольствоваться дружбой с грешниками и преступниками, любить их и тянуться к ним, привязываться к ним и разделять их точку зрения и образ жизни, не соответствующий велениям Всевышнего и полный ослушания и неподчинения Ему и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха).

Всевышний Аллах сказал:

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Судный День, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждебен Аллаху, если даже это их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их Своим духом. Он введет их в сады с текущими ручьями, и они пребудут там вечно. Да будет доволен ими Аллах, и да будут они довольны Им! Они – сторонники Аллаха. Воистину, сторонники Аллаха – преуспевшие». Коран: (58:22)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Души (людей) (подобны) призванным воинам. Те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся» .

Глядя на эту заботу о дружеских отношениях и ту важность, которую они представляют, становится понятно, что в дружбе есть определенная этика взаимоотношений, и у каждой из сторон есть как права, так и обязательства, и это самое главное и важное в дружеских отношениях, так как в этом кроется причина продолжительности дружбы, и по причине соблюдения этих прав и выполнения своих обязательств люди получают плоды этой дружбы, выражающиеся в довольстве Господа в обоих мирах.

Перечислим основные пункты выстраивания дружеских взаимоотношений и этики связанной с ними:

1 – выбор друзей до выстраивания дружеских взаимоотношений строится на отборе людей, соответствующих следующим условиям:

а) благоразумие.

б) Истинная вера.

в) Благонравие.

2 – Сторонись дружеских отношений с невежественными людьми и нечестивцами, подлецами и глупцами.

3 – Со своими друзьями следует быть искренним и верным ради Всевышнего Аллаха, а не ради корыстных целей, связанных с мирскими благами и личной выгодой. Дружественные отношения ради Всевышнего Аллаха бывают с теми людьми, кто обладает знаниями, прекрасным нравом, с теми, кто благочестив, кто близок к Господу и любит

Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:

«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику». Коран: (18:28)

То есть: «Из этого аята следует, что Аллах повелел своим рабам проводить время в обществе людей, неотъемлемыми качествами которых являются поклонение и искреннее служение Аллаху. Мусульмане должны почаще общаться с такими людьми, даже если они являются бедняками, потому что общение с праведниками приносит человеку неисчислимую пользу.

Если же человек отворачивается от таких людей, то это не приносит ему ничего, кроме вреда. Он лишается многочисленных духовных благ, а его душа начинает постепенно привязываться к мирской жизни. Он начинает все чаще помышлять о земных благах, в то время как стремление к будущей жизни постепенно покидает его сердце. А происходит это, потому что мирские прелести ослепляют человека и очаровывают его душу, в результате чего человек перестает поминать Аллаха и устремляется за мирскими удовольствиями и наслаждениями. Он теряет время, губит свою жизнь и оказывается в огромном убытке. Его уделом становятся вечное несчастье и бесконечное разочарование» .

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Тот, в ком (будут присутствовать) три качества, ощутит сладость веры: кто будет любить Аллаха и Его Посланника больше всего остального, и будет любить (какого-то) человека только ради Аллаха, и не будет желать возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, так же, как не желает он быть ввергнутым в огонь» .

А также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Поистине, в День Воскресения Аллах скажет: «Где полюбившие друг друга ради Моего величия? Сегодня Я укрою их в Своей тени. В День, когда кроме Моей тени не будет другой тени» .

4 – Для того, чтобы братские и дружеские взаимоотношения между мусульманами были крепче, и чувства были искреннее и глубже, следует рассказать своим братьям по вере, которых вы возлюбили, о том, что вы их любите ради Всевышнего Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:

«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним». Коран: (59:9)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Если человек полюбит своего брата (по вере), пусть сообщит ему о том, что он любит его» .

Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что:

«Однажды, когда рядом с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, находился один человек, мимо него прошёл другой человек, он сказал: “О Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого (человека)”. И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: “А сказал ли ты об этом ему?” Он ответил: “Нет”. (Пророк, мир ему и благословение Аллаха), сказал: “Так скажи ему!” – И этот человек догнал его и сказал: “Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!” – (на что тот) ответил ему: “Да полюбит тебя Аллах, ради Которого ты полюбил меня!»” .

5 – Друзьям следует желать тех же благ, которые желаешь себе самому, и заботиться о том, чтобы помогать им в нужный момент и быть полезным им в меру своих возможностей.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Не уверует (в полной мере) никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (по вере) того же, чего желает самому себе»

6 – Нужно стараться чаще общаться со своими друзьями, видеться с ними и посещать друг друга.

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«(Однажды) один человек пошёл навестить своего брата (по вере, жившего) в другом селении, а Аллах велел ангелу поджидать его на той дороге, по которой он шёл. Когда (этот человек) подошёл к нему, (ангел) спросил: “Куда ты (идёшь)?” Он ответил: “Я хочу навестить своего брата в этом селении”. (Ангел) спросил: “Ты оказал ему какое-нибудь благодеяние (и теперь) стремишься извлечь из этого пользу?” Он ответил: “Нет, ничего, кроме того, что, поистине, я лишь полюбил его ради Аллаха, Могуч Он и Велик”. (Ангел) сказал: “Поистине, я послан к тебе Аллахом (,чтобы сказать), что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил его (этого человека) ради Него (Аллаха)!”» .

Муаз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил от лица своего Господа, Велик Он и Могуч: “Моя любовь стала обязательной для любящих друг друга ради Меня, и стала обязательной Моя любовь для тех, которые дают друг другу полезные советы, и стала обязательной Моя любовь для тех, которые навещают друг друга ради Меня, и стала обязательной Моя любовь для тех, которые жертвуют друг для друга ради Меня! Они пребудут на минбарах из света, и их положению будут завидовать пророки и правдивые!”» .

Также, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«К тому, кто навестит больного или посетит своего брата ради Аллаха, обратится глашатай, (который скажет): “Да будешь ты доволен, и да будет благословенным твой путь, и да обретёшь ты жилище в Раю!”» .

7 – Нужно стараться, как можно быстро оказывать посильную необходимую помощь друзьям, оказавшимся в любом трудном положении, чтобы облегчить им их положение и отвести от них печали, постигшие их, даже если придется отдать им предпочтение перед собой.

Всевышний Аллах сказал:

«Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются». Коран: (59:9)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня Воскресения; тому, кто облегчит положение несостоятельного (должника), Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином, а (грехи) того, кто покроет (грех) мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает помощь своему брату» .

8 – Следует придерживаться умеренности в любви к человеку и его похвале, в отношениях с ним, в дружбе и общении и, выстраивая дружеские отношения, следует придерживаться законов Шариата.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Люби своего любимого (друга) умеренно. Ведь может случиться, что завтра он станет вам ненавистен. И презирай вашего ненавистного (врага) умеренно. Ведь может случиться, что завтра он станет вашим любимым (другом)»

9 – По возможности, следует обмениваться подарками, делая приятное и себе, и друзьям, пользуясь любым удобным случаем, будь то по праздникам, знаменательным датам или просто так, без всякого повода, ведь подарки и приятные подношения укрепляют дружеские отношения, усиливают братскую любовь и удаляют из души неприязнь и вражду.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Дарите друг другу подарки, и вы полюбите друг друга» .

10 – При каждой новой встрече с друзьями следует здороваться с ними и обмениваться рукопожатиями, проявляя радость при встрече и разговаривая с ними приятной речью.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Когда двое мусульман встретятся и пожмут друг другу руки, то их прегрешения обязательно простятся им ещё до того, как они расстанутся друг с другом» .

А такжеПророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Ни в коем случае не пренебрегай (совершением) никаких благодеяний, даже тем, чтобы встречать своего брата с приветливым (веселым) лицом» .

11 – Следует избегать насмешек, зависти, ненависти и плохих мыслей в отношении своих друзей, и не стоит пренебрегать извинениями и оправданиями, принимая их от них, за те действия и слова, в которых не было злого умысла и преднамеренности.

Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками. О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный». Коран: (49:11-12)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова, так не разузнавайте же, не выслеживайте, не соперничайте друг с другом, не завидуйте друг другу, не испытывайте взаимной ненависти друг к другу, не отворачивайтесь друг от друга и будьте, о рабы Аллаха, братьями, какими Он вам и велел быть! Мусульманин – брат мусульманину, а потому он не притесняет его, не оставляет его без поддержки, не относится к нему с презрением. Благочестие (оно) здесь, благочестие (оно) здесь, (говоря это, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, указал рукой себе на грудь). Достаточно человеку будет вреда (или зла), только от того, что он испытывает презрение по отношению к своему брату мусульманину. Для каждого мусульманина запретными являются кровь, честь и имущество (другого) мусульманина. Поистине, Аллах не смотрит ни на ваши тела, ни на ваше обличье, но смотрит Он на ваши сердца и на ваши дела!»

12 – Нельзя разглащать тайны друзей, в которые тебя посвятили, проявив доверие к тебе, какими бы ни были твои причины.

Имам Абу Хамид Аль-Гъазалий, да смилуется над ним Аллах, сказал:

«Дружи (будь спутником в жизни) только с теми людьми, кто хранит в тайне твои секреты, кто скрывает твои недостатки, кто бывает с тобой рядом в моменты бедствий, отдает предпочтение тебе, нежели своим желаниям, обнародуя твои хорошие стороны, держит в тайне твои плохие стороны. Если же ты не найдешь таких, то не дружи ни с кем, кроме себя».

13 – При возникающих разногласиях между друзьями следует прикладывать усилия, чтобы примирить их и сгладить конфликтные ситуации между ними, сведя их к минимуму. Также при возникновении конфликтов и ссор с друзьями следует проявлять мудрость и первым идти на встречу и примирение, проявляя доброту и милосердие к своим братьям по вере. Ведь мусульмане являются братьями, которые должны быть дружными и сплоченными, поддерживать друг друга и быть опорой в любых трудных ситуациях.

Всевышний Аллах сказал:

«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы». Коран: (49:10)

А также Всевышний сказал:

«Опусти свои крылья перед верующими (будь добр и милосерден к ним)».Коран: (15:88)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Не разрешается мусульманину покидать брата своего на срок свыше трёх дней, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече; лучшим из них двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого» .

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Верующий человек по отношению к другому верующему подобен строению, каждая часть которого подкрепляет друг друга», и (сказав это, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха) переплёл между собой пальцы».

e-islam


URL:
Авторские колонки
Альманах
Ислам в современном мире


Минарет Ислама
Первый российский журнал исламской доктрины

XIII Фаизхановские чтения

Реклама