RSS Контакты
Республика Таджикистан

Шейх Аттар

01.02.2013 | История в лицах

Шейх Фарид-уд-Дин Аттар, настоящее имя — Абу Хамид Мухаммед ибн Аби Бакр Ибрахим (или ибн Са‘д ибн Йусуф) является одним из самых плодотворных представителей суфизма, духовный наставник, блистательный поэт, живший в XII веке. Шейх является автором многочисленных поэм и стихотворений. Стихи Аттара проникнуты страстным стремлением к единению с Богом, глубокими философскими мыслями.

Великий шейх Аттар во многих своих касыдах, газелях и маснави для сохранения размера стихов иногда называет себя именем Фаридом, сокращенной формой от Фарид уд-Дина. В иных случаях он вошел в мировую историю под именем Аттар, что значит Аптекарь. Это имя имеет отношение к профессии отца, которую унаследовал и сын. Многочисленные авторы тазкире называют его Мухаммедом. Сам Аттар также предпочитал имя Мухаммед.

ДАТА РОЖДЕНИЯ

Шейх Фарид ад-Дин ‘Аттар жил в Нишапуре (селение Кадкан), на северо-востоке Ирана. По легенде Нишапур был основан внуком Адама и был частью Большого Хорасана. Большой Хорасан известен со времен Сасанидов и включал в себя части, которые сегодня находятся на территории Ирана, Таджикистана, Афганистана, Узбекистана и Туркмении. В древности Нишапур был одним из духовных центров мировой культуры и образования. Во времена, когда в Западной Европе только появлялись университеты, великий город уже славился нишапурским медресе.

Хорасан вошел в мировую историю и культуру в качестве интеллектуального центра исламского мира и слывёт родиной суфизма.

Точная дата рождения шейха Аттара не известна. Но на основании различных мнений можно заключить, что Аттар родился около 1145–46/1150 или 1158/9 г.г.

ЖИЗНЬ АТТАРА

Шейх Аттар был одним из лучших знатоков биографий ранних суфиев. Он большую часть жизни провел в суфийском монастыре. Совершил паломничество в Мекку, путешествовал по Сирии и Египту, был в Индии, Средней Азии и повидал многих старцев-наставников. Знакомству с ними посвящена его работа «Жизнеописание святых» (Тазкират-уль-аулия) – яркий образец прямодушия и проницательности талантливого автора. После всех странствий Аттар возвратился на Родину и обосновался в родном Нишапуре.

Шейх Аттар был сыном аптекаря, и в наследство получил аптеку, где и продолжил дело, начатое отцом. Он сам говорит в своей поэме «Книга тайн», что многие из своих сочинений писал в аптеке, где его осаждали клиенты, прося медицинского совета и покупая лекарства. А было их более пятисот пациентов.

Аттар в одном из своих произведений в поэтической форме описал свою аптекарскую и врачебную деятельность:

В нашем городе заболел скупой человек.

Который не хотел отдавать из кошелька динары.

Один из благородных людей попросил меня,

Чтобы я ему дал микстуру.

В аптеке бывали пятьсот человек,

Которые каждый день мне показывали свой пульс.

Две свои известные книги «Мосибат-наме» ("Книга о бедствии") и «Илахи-наме» ("Книга о богословии") Аттар начал писать в аптеке.

«Мосибат-наме» - печаль /всего/мира,

«Илахи-наме» - известная /всем/ тайна.

В аптеке начал /писать/ обе /книги/,

Что мне сказать, я освободился и от этого, и от того.

Шейх Аттар был обеспеченным и самодостаточным человеком. Как пишет сам шейх, он был независимым:

Слава Богу, я совершенен в религии.

В мире не нуждаюсь ни в ком.

То, что надо, имеется больше, чем нужно.

Зачем мне пачкать руки этим и другим.

Именно в связи с материальным благополучием шейх Аттар сохранил благородство, не писал хвалебные оды, и тем самым смог уберечь себя от различных унижений:

Какой грех, что сегодня слово продается,

Ода запретна, а время - мысль.

Я устал от запрета и восхваляемого,

Мрак восхваляемого надоел мне.

Навеки мной восхваляема - мысль!

Для моей души достаточно этого усердия!

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АТТАРА

Шейх Фарид-уд-Дин Аттар является одним из самых плодотворных представителей персидской классической литературы суфиев, который оставил после себя огромное наследие. Не случайно, что иногда число его произведений сравнивают с числом сур священного Корана.

Среди многочисленных книг, которые приписывают Аттару, есть произведения, написанные им - это те книги, о которых Аттар упоминает в своем произведении «Хосроу-нома»:

«Мусибат-нома» - провизия путников,

«Илоҳи-нома» - сокровищница правителей.

Этапы наших птиц таковы:

Для птиц любви восхождение - это душа.

Так как «Хосроу-нома» удивительный стиль,

Из стиля этой книги время и месяц получают свое.

Был у меня товарищ с великолепной звездой,

Сердце как солнце, стихи относительные.

Из моих высказываний характер его стал прекрасным,

Знал наизусть более ста касыд.

Газелей - примерно тысячи, кыта также.

Из каждого вида знал более и менее.

Мою «Джавахир-наме» повторял всегда,

Комментировал мои прозвища неустанно.

Таким образом, произведения, безусловно, принадлежащие перу Аттара, следующие:

1. «Мусибат-нома» ("Книга о бедствии").

2. «Илаҳи-нома» ("Книга о богословии").

3. «Асрар-нома» ("Книга тайн").

4. «Мухтор-нома» ("Книга о полномочности").

5. «Мақомот-и   тойур»   ("Этапы  птиц"), («Мантык ут-тайр» "Язык птиц").

6. «Хосроу-нома» ("Книга о правителе").

7.  Дивон-и газалипйат ва косайед.

8. «Джавохир-нома» ("Книга о ювелирных изделиях").

9. «Шарҳ-и алғаб» ("Комментарий прозвищ").

10. «Тазкират ул-оулийа» ("Антология святых"),

Книги Аттара «Джаваҳир-нома» и «Шарҳ-и алғаб» не дошли до наших дней.

Вышеуказанные шесть маснави, «Диван» газелей и касыд поэта составляют 50 тысяч бейтов.

В его «Диване» имеется 822 газели и 30 касыд. Таким образом, утеряны 128 газелей и 70 касыд шейха Аттара.

Все перечисленные произведения являются каплей в океане его творчества.

Традиции суфизма утверждают, что труд Аттара очень значителен, ибо, читаемый в целом, он способствует сохранению социальной структуры и этических норм ислама. Одновременно отдельные строки его произведений содержат важную информацию для посвященных, сокрытую тяжеловесными теологическими частями.

Творчество Аттара привлекало внимание ученых еще при его жизни, но и по прошествии многих веков его богатое наследие не потеряло своей актуальности.

Исследованию и изучению творческого наследия Фаридуддина Аттара уделяется особенно большое внимание в современном Иране, Азии и Европе. Необходимо отметить что в Таджикистане книга «Чахор китоб», авторство которой приписывают Аттару, играет важную роль в сохранении национальной морально- нравственной традиции. Эта книга есть почти в каждом таджикском доме. В этой книге изложены все законы шариата, все методы нравственного воспитания, человеческой этики и культуры.

ДАТА СМЕРТИ

На склоне лет Шейха Аттара будучи ребёнком посетил Джалал ад-дин Руми. Прославленный наставник благословил ребенка, передав ему суфийскую бараку, и подарив ему копию своей книги "Асрор-нома" ("Книга тайн"), написанную в стихах.

Руми сделал более доступными тайные аспекты суфийского учения, которыми занимался Аттар. Позднее Руми считал Аттара образцом для себя: «Аттар обошел семь городов любви, а мы прошлись только по одной улице».

Шейх Аттар последние годы жизни до самой смерти жил в новом Нишапуре или Шадйахе, и похоронен там же.

Он погиб мученической смертью во время нападения монголов на Нишапур в 618/1221-22 году. Таким образом, шейх Аттар прожил примерно 80 лет, и это соответствует высказываниям самого поэта.

Аттар в своих стихотворениях упоминает о своем возрасте, начиная с тридцати до семидесяти и более лет.

Сколько будешь спать под землей, о Аттар!

Счет дошел, как и жизнь твоя, до половины, шестидесяти.

О горе! О горе! Как только достиг шестидесяти.

Из дырок пуговицы рассыпались мои тридцать жемчугов.

Ты ничего не знаешь, когда я достиг семидесяти,

/спина стала как лук,

Ты спишь спокойно, а стрела жизни ушла из рук.

Смерть поставила столетнего в начале пустыни,

В семьдесят и более лет твоя жизнь испортилась.

Шейх Аттар при жизни исступленно просил Бога:

О Боже! Возьми мою душу, когда я буду на поклоне во время молитвы,

Чтобы я рыдал кровоточащими слезами и с загрязненным лбом.

Поэтому случайным совпадением является то обстоятельство, что он погиб мученической смертью, т.е. рыдая кровоточащими слезами и с загрязненным лбом.

В настоящее время мавзолей Аттара в Нишапуре является местом паломничества любителей его творчества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Нафиси, Саид. Джустуджу дар ахвол ва осори Фаридуддин Аттор («Поиски в жизни и творчестве Фаридиддина Аттора»). Тегеран, Икбол, 1320.

2) Нафиси, Аттор. Зиндагиномаи шайх Фаридудин Аттори Нишобури («Биография шейха Фаридиддина Аттора Нишапури»)..  Техрон, 1384.

3) Искусство  мышления //Сабзавар, 1387 г.х (на фарси).

Автор: Руководитель отдела по духовному воспитанию и духовной культуре ООД "ТТМ" Хайриддини Абдулло


URL:
Авторские колонки
Реклама