Жизнь и наследие Саади Ширази03.05.2013 | История в лицахКлассическая литература Древней Персии давно и широко представлена русскому читателю. Отметим лишь, что основную роль в развитии и совершенствовании литературы на языке фарси играли представители народов, говоривших на этом языке, - персов и таджиков. Вот почему эту литературу по справедливости называют персидско-таджикской. Лучшие поэты Х-ХV веков щедро и вдохновенно делились жемчужинами мудрости. Ярчайшие таланты вносили, каждый свой индивидуальный, неповторимый гениальный вклад в литературный язык и основные литературные жанры - эпос и лирику, их формы, которые имеют следующие называния: рубаи, газель, касыда, маснави и другие. Фирдоуси (940-1025), автор эпической поэмы "Шах-наме", призывал народ на борьбу против иноземного господства, воспевал героизм защитников родины, борцов против угнетения. Омар Хайям (1040-1123) в своих четверостишиях провозгласил гимн разуму, познанию природы и жизни общества, боролся с лицемерием власть имущих. Саади (1184-1292) в дидактических произведениях "Бустан" и "Гулистан" создал реалистические картины жизни своего времени, выступил против тирании и насилия, хотя в ряде случаев проповедовал смирение перед судьбой (эти мотивы совпали по времени с монгольским нашествием). Хафиз (ум. в 1389 г.) дал миру газели, в которых утонченная лирика сочеталась с идеями жизнеутверждающего гуманизма. Персидская литература - это огромное духовное богатство, которое было по достоинству оценено классиками западноевропейской и русской литературы. Не случайно дань глубокого уважения ей отдал Гёте, который под влиянием ее написал свой знаменитый "Западно-восточный диван" и заслуги некоторых персидских поэтов в развитии мировой литературы, по своей личной оценке, ставил даже выше своих. Пушкину, как известно, были "Хафиза и Саади... знакомы имена". И не только имена. Пушкин хорошо знал и ценил их творчество. Духом Востока, образностью персидской литературы проникнуты многие его произведения. Что Пушкин интересовался Востоком, и в частности Персией, а из персидских поэтов — творчеством Саади, в этом нет сомнения: наличие в его библиотеке четырехтомной «Истории Персии» Дж. Малькольма во французском издании 1821 г., сплошь разрезанной, а также двух сборников стихов персидских поэтов, в том числе Саади, во французских переводах, наглядно это показывает. Достаточно много и упоминаний и цитат из Саади в творчестве Пушкина. Классическую поэзию Древней Персии серьезно изучал Л.Н. Толстой. Особенно нравились ему рассказы и изречения Саади на моральные темы. Некоторые из них он использовал при составлении своих "Русских книг для чтения". Увлечение Хафизом надолго завладело А. Фетом, который оставил прекрасные переложения его газелей. Наконец, "Персидские мотивы" С. Есенина по своему духу и лиризму связаны с хафизианой, хотя называет поэт имена Фирдоуси, Хайяма и Саади. Высокая художественность персидской литературы во многом объясняется ее богатыми источниками. Среди них можно назвать письменную древнеперсидскую литературу, так называемую шуубитскую поэзию, созданную поэтами на арабском языке в VIII-IX веках, и, конечно, устное творчество, широко распространенное в культуре персоязычных народов с древних времен. Биография Саади Ширази Великий мастер слова Абу Абдуллах Мушрифаддин ибн Муслихиддин, известный под именем Саади Ширази – один из самых знаменитых таджикских персидских и мировых поэтов. Муслихиддин получил псевдоним (лакаб) в связи с тем, что он жил во время правления Абу Бакр ибн Саад ибн Занги. Султан уважал его, и поэт, в знак доказательства своей преданности, выбрал имя «Саади», (т.е. относящийся к Сааду). Он родился в древней столице Ирана, городе Ширазе, в персидской духовной семье среднего достатка. Дата его рождения точно не выяснена до настоящего времени, в ряде источников ее определяют лишь приблизительно, а именно: около 1184 . или 1203–1210 гг. или около 1213-1219 гг. Отец будущего поэта, Муслихаддин Ширази, был духовным лицом, проповедником Ислама и работал в административном аппарате повелителя Фарса Атабака Саада Ибн Занги. Муслихиддин с детских лет воспитывался отцом и пользовался его наставлениями, но, к несчастью, отец рано умер. Муслихиддин в детстве с большим интересом ходил в мактаб, где он постигал фундаментальные знания и истины. В юном возрасте будущий поэт погружается в мир познания, много читает. Муслихиддин потрясен, вдохновлен! Глубина и мудрость науки и образования, религии Ислама (хадис, фикх), богатейшая литература увлекает юношу. Для Муслиддина чтение мудрости - и труд, и радость, и озарение! Именно в результате чтения, размышления он выбирает для себя путь жизни как путь познания мира и личности человека! Путь к большому будущему! Молодой Муслиддин ясно осознает связь времен и роль высокой культуры города Шираза. Но в результате нашествия монголов он был вынужден переехать в Багдад. Там Саади учился в медресе «Низамийе», которая была крупнейшим научным центром того времени, и получил высшее образование. Он изучал основы Ислама, хадисы Пророка Мухаммада ("Мир ему и благословение Аллаха"), Коран и комментарии к нему, медицина, филология, математика, зоология, история, логика и поэзия. Учеба в Багдаде дала Саади хорошее знание арабского языка, хадисов и Корана, житий святых шейхов и арабской классической поэзии . Из произведений Саади видно, он искренне, по-настоящему глубоко интересовался Исламом, готовясь, следуя посмертной воле отца, в проповедники. Но уже тогда он был сильно увлечен поэзией .Нашествие монголов на Персию и низвержение Саада ибн-Зенгии (1226) заставило Саади бежать, и в течение 30 лет судьба, полная всяких превратностей, беспрерывно бросала его то в один, то в другой конец мусульманского мира. Имеются предания, что Саади побывал в Ираке, Сирии, Анатолии, Египте, Марокко, Азербайджане, Балхе, Газне, Пенджабе, Гуджарате, Сумнате, Центральной Азии и других стран мира. В Мекке, большей частью пешком, Саади побывал 14 раз. Саади был странствующим дервишем и был членом суфийского ордена Накшбандийя, он поддерживал тесную связь с шейхом Шахабуддином Сухраварди (1144-1234), основателем школы Сухравардийя, со "Столпом Века" и одним из величайших суфиев всех времен Наджмуддином Кубра. Во время этих странствий он как государственный служащий, секретарь, поэт и ученый-богослов встречался с известными личностями того периода, состоял в знакомстве со многими интересными деятелями государства, политики, религии, литературы, медицины . Благодаря блестящему знанию классического арабского языка он был муллой-проповедником во многих странах. Однажды, как пишет сам Саади, во время такого путешествия по пути в Иерусалим он попал в плен к крестоносцам, которые перевезли его в Триполи, и заставили там рыть окопы для крепости. Его за 10 червонцев выкупил один знакомый богач из Алеппо, привёз к себе и женил на своей безобразной и сварливой дочери. Спасаясь от невыносимой семейной жизни, Саади бежал в Северную Африку. 1256-1257 гг. он возвратился в родной город. В это время Абу Бакр ибн Саад ибн Занги, подписав соглашение с монголами, установил мир в области. Саади, высоко ценивший действия повелителя, в 1257 году посвятил ему свое произведение «Бустан», а через год преподнес ему свой «Гулистан». Эти книги за короткий срок стали широко известными и признанными произведениями в персоязычных областях исламского мира. Однако через несколько лет после смерти султана и его сына, преемник престола не смог управлять страной, и государство попало в руки монголов. Саади, уставший от набегов и распрей, второй раз отправился в паломничество. Имеются предания о том, что поэт и мудрец встречался с правителем монголов Абака ханом. Мы должны отметить тот факт, что поэт, преодолевая все трудности и лишения странника в паломничестве, с понимаем и огромным стремлением продолжал путешествия, с целью познания мира!. Он беспрестанно переходил из одного города в другой, из одной страны в другую. Много странствовал я В дальних краях земли, Я коротал дни с людьми всех народов И срывал по колоску с каждой нивы. …Ибо лучше ходить босиком, чем в обуви узкой, Лучше терпеть все невзгоды пути, чем сидеть дома. (Из «Бустана». Перевод И. А. Бунина) Прежде всего, к данному виду деятельности его побуждала профессия странствующего проповедника, дервиша, добывавшего себе средства к жизни тем, что, собрав вокруг себя людей, читал им на улицах и площадях, при мечетях и на дорогах проповеди. Содержание проповедей Саади было пестрым, но главной темой служили деяния Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), первых четырех халифов и жития суфийских шейхов. Свои проповеди подкреплял рассказами из жизни, живыми и увлекательными, яркими бытовыми картинами, народными поговорками и пословицами и нередко сопровождал их чтением своих стихов. Некоторые рассказы, афоризмы, и, разумеется, стихи, производившие большое впечатление на слушателей, он записывал, чтобы не забыть и обратиться к ним вновь в других городах и странах. Саади Ширази считается одним из величайших поэтов персидской литературы, и без «Гулистана» и «Бустанa» невозможно полностью представить себе литературу Ирана и Таджикистана и в целом культурно-историческое наследие персоязычного народа. Произведения в творческом наследии Шейха Саади Ширази Саади называют подлинным пророком газели в культуре персоязычного народа. Он фактически ввел эту форму в персидскую литературу, где до того главенствовала касыда. Но и в иных жанрах Саади известен как искусный мастер. Он с легкостью создавал такие литературные формы, как кыта и рубай, муфрадот, таржебанд, таркебанд и касыды. Известны его прозаические трактаты, посвященные суфийскому учению . Саади теоретически вполне согласен с такими своими суфийскими предшественниками или современниками, суфийскими поэтами, как Фаридаддином Аттаром и Джалаладдином Руми, шейхом Абд ал-Кадир ал-Джилани и др. Но, хорошо зная людей, Саади понимает, что далеко не все способны удалиться от мира, умертвить плоть и исключительно предаваться мистическому созерцанию. Поэтому Саади рекомендует мирянам аскетизм житейский: жить в мире, сознавать превратности и трудности этого мира, и быть ежечасно готовым к потере земных благ. Произведения Саади лежат в основе культуры персоязычного народа. Творчество Саади высоко ценят и почитают в каждой семье! Самым известным произведением Саади считается «Гулистан» ("Розовый сад"). Часть книги написана стихами, а другая часть - рифмованной прозой. «Гулистан», хотя и читается легко, но подражать ему очень трудно. В течение столетий были поэты, которые пытались сочинять произведение, подобное «Гулистану». Однако эти подражания не могут сравниться с «Гулистаном». Среди произведений, написанных в стиле «Гулистана», можно назвать «Нигаристан» Моин уд-Дина Джувейни, «Бахаристан» Джами, «Роузатул-ахбаб» Сатили. Гулистан (Розовый сад) состоит из 8 глав – аспектов житейской мудрости. Эти главы – о жизни царей, о нравах дервишей, о преимуществах довольства малым, о преимуществах молчания, о любви, о молодости, о влиянии воспитания, о правилах общения. Главы содержат рассказы, написанные прозой и саджем (рифмованной прозой), и заканчиваются стихотворными вставками. Рассказы и приключения взяты из жизни Саади, его путешествий и наблюдений. Эта веселая и поучительная книга служит и школьным учебником, и книгой развлекательного чтения, в ней много остроумных парадоксов, замечаний и юмора. Ее задача – пробудить у людей стремление к мудрости и здравому смыслу как основе жизни в обществе. Вторым крупным и известным произведением Саади после «Гулистана» является «Бустан» ("Плодовый сад"). Это произведение, состоящее из десяти глав, включает в себя религиозные, моральные, мистические темы, в том числе такие темы как справедливость, великодушие, любовь, просьба, воспитание, благодарность, раскаяние. Поэт отражает в них свои сокровенные мысли и чувства. Он описывает черты личности человека, которые должны быть присущи идеальному правителю. Саади в этой книге призывает наделенных властью людей быть гуманными к своим подданным и следить, чтобы лучшие качества проявляли и чиновники, и слуги и военачальники , иначе великодушие и доброта главы государства принесет только вред. Эти размышления проиллюстрированы примерами в виде рассказов и притчей. Темы, которые с трудом вписывались в другие произведения, как будто ожили в «Гулистане» и приобрели глубокий смысл. Когда читаешь произведения шейха Саади, хочется сказать: «Да, я тоже именно об этом хотел сказать». Саади занимает высокое положение не только в персидской, но и в турецкой и европейской литературе. Из стихотворений Махтумкули видно, что произведения Саади изучали в прошлом в туркменских мектебах (мактабах) и медресе. Кроме этих произведений, перу Саади принадлежит большое количество лирических стихов на персидском и арабском, много газелей ,рубаи и произведений других жанров , которые также считаются шедеврами в литературе на языке фарси и которые нашли свое достойное место в сокровищнице мировой литературы . Великим СААДИ Ширази созданы многие книги и трактаты, например :«Дибаче» ("Введение"), Панднаме (Книга наставлений), «Маджалис-е панджгане» ("Пять маджлисов"), «Суол-е сахиб-диван» ("Вопрос распорядителя казны"), «Аклваишк» (''Разум и любовь"), «Насихатул-молук» (''Назидание правителям"), «Ресале-е селасе» ("Три трактата"), касыды на персидском и арабском языках, газели, четверостишия, муфрадат (отдельные бейты), мадхийат ("хвалебные оды"), муламмаат (стихотворения, в которых чередуются стихи и полустишия), таййибат (приятные стихотворения), бедайе (приятные, диковинные стихотворения), мукаттаат (отрывки), хазлийат (шутки) и др. Последние годы Последние годы жизни Саади провел на родине в уединении и занимался молитвами и богослужением. Исследователями установлена лишь точная дата его кончины – 9 декабря 1292 года. Похоронен он в Ширазе. Мавзолей, возведенный в 1950-х годах, утопает ныне в розах, напоминая поклонникам поэта о великом «Гулистане».
«СААДИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА» «Неизгладимый след в душе оставляет посещение усыпальницы Саади, находящейся в окрестностях Шираза. Из памяти не уходит этот бирюзовый, нежно-гармоничный, как бы всё земное собою облекающий и все примиряющий купол над последним приютом вечного странника. Для российского паломника, вступившего в мир Саади, становится неизбежным поиск аналогии, соответствия с ширазским гением, и сразу становится понятным, что в русской словесности единственным предметом такого условного сравнения может быть лишь поэзия и характер творчества Александра Пушкина. Да, сравнение условно, и как сказал выдающийся русский поэт ХХ века Осип Мандельштам, «не сравнивай, живущий несравним…». И все же какое-то сопоставление возможно - в творчестве персидского поэта Саади и жившего через пять веков русского поэта Пушкина есть общие черты: огромный природный ум, сочетавшаяся с глубиной чувства , мудрость, и сверх того – творчески необходимая вера в силу и конечное торжество разума («Да, здравствует разум, да скроется тьма!» восклицал еще юный Пушкин). И в том и в другом случае, и у Саади и у Пушкина, само величие замыслов сочетается с мощным созидательным потенциалом, с редкостной способностью осуществить задуманное с безусловным и безукоризненным, не знающим слабых мест совершенством, с решимостью превратить свое творение в истинное чудо гармонии…" Руководитель отдела по духовному воспитанию и духовной культуре ООД "ТТМ" Домулло Хайриддини Абдулло
URL: |
Авторские колонки
Реклама
|