RSS Контакты
Республика Таджикистан

Саади Юсуфи: Ислам является главной ценностью для каждого таджика

10.09.2013 | Интервью

Интервью с аналитиком Саади Юсуфи (Душанбе) осовременном состоянии ислама в Таджикистане.

- Какое место занимает ислам среди ценностей современного таджикского общества?

- Ислам является главной ценностью для каждого рядового таджика, и это едва ли не главная характеристика «таджикcкости» как таковой. Многие в Таджикистане считают, что быть таджикком и мусульманином - одно и тоже, а некоторые полагают, что быть таджикским достаточно, чтобы быть мусульманином, но не наоборот. Более всего исламские ценности отражены в повседневной жизни таджикских крестьян. По своей природе таджики очень религиозны, и если мы посмотримна последние четыре десятилетия, то увидим, что среди всех мусульманских народов Советского Союза таджикибыли первыми, ктосоздалполитическую религиозную партию, несмотря на строгий контроль безопасности со стороны властей бывшего СССР. Таджики сохранили старую систему образования: унаследованные из Бухары религиозные школы даже в те, чрезвычайно сложные времена. Таджики были первыми мусульманами в бывшем СССР, которые вышли на войну под исламским флагом (на стороне оппозиции во время гражданской войны 1992-1997 годов).

Задвадцать один год постсоветского Таджикистана произошло немалособытий в различных аспектах жизни страны, но наиболее важные из них состоялась именно в сфере религии. Можно сказать, что двадцать один год независимого Таджикистана - этадва десятилетия активной религиозной жизни. Тысячи молодых таджиковотправилисьучиться исламу в самыепрестижныеисламскиеуниверситетыПакистана, Малайзии, Саудовской Аравии, Йемена, Ирана, Египта, Ливии и многих других стран. Вернувшись с учебы, они вошли или еще входят вразличные сферыжизни в Таджикистане. Особенно они активны в бизнесе,на базарах,среди таджикских трудовых мигрантов в Россию и Казахстан.

Во второй декаде независимого Таджикистана Партия исламского возрождения сталасамойвлиятельнойи сложной политической партией. Именно в этот период таджикское общество столкнулось с новыми школами религиозности, идущимииз Ирана (шииты-имамиты) и стран Персидского залива (салафийя), а также политически мотивированнымирелигиознымигруппами вроде «Хизб ат-Тахрир» или «Джамаат Ансаруллах».

Ношение хиджаба сегодняявляется самымбыстрорастущим явлением среди таджикских женщин. В Душанбе и многих других городахи регионахболее половины женщин носит мусульманский головной платок. Несколько лет назад во многихкомпанияхи организациях вообще не былосотрудников-женщин в платках, но сегодня это не так.

Поэтому можно сказать, что двадцать один год независимого Таджикистана являются наиболее религиознымигодами. Мы не должны забывать о том, что все эти события произошли на уровне рядовыхграждан, посколькув целом Таджикистан остается светским государством.

-Какие проблемы сегодня наиболее всего волнуют жителей страны?

- Я думаю, что самая важная проблема для рядовых таджиков -  бедность,отсутствие доступа к качественному образованию и здравоохранению. С точки зрения бедности официальные цифры говорят нам, что большинство людей живут за чертой бедности. Около двух миллионов населения Таджикистана, по неофициальной статистике,являются трудовыми мигрантами в России и, как следствие, многие дети растут без отцов. Женщины сталкиваются с проблемами, поскольку воспитывают детей самостоятельно.

-Как обстоит ситуация с открытием новых мечетей, регистрацией религиозных общин и духовных учебных заведений? Насколько сеть религиозных организаций отвечает запросам общества в целом?

- Открытие новой мечети в Таджикистане остается весьма сложным делом, поскольку нужно пройти через огромную бюрократию,подготовить большое количество документов ипровестисбор подписей. В настоящее время мы имеем 4000 мечетей в стране с восьмимиллионнымнаселением,где мусульмане составляют 98 процентов. В среднем эти мечети вмещаюттолько 350000 молящихся, то есть менее 5 процентов населения. Поэтому мы не можем сказать, что мечетив Таджикистане сегодня могутудовлетворить растущий спрос населения, но в то время мы не должны забывать, что в настоящее время правительство Таджикистана, при поддержке Катара,ведет строительство крупнейшейв миремечети (после мечетей в Мекке и Медине) в Душанбе. Она будет вмещать более 100 000 молящихся. Можно сказать, что несмотря на все проблемы,роль мечетейв Таджикистане постепенноувеличивается, аих число с каждым годом растет.

-Возможен ли в Таджикистане сценарий усиления роли ислама в политической жизни, например, создания и развития новых партий на религиозной основе?

- Да, в теории и в законодательстве, этовозможно. Но на практике не существует потребностив новойисламской партии, поскольку существует Партия исламского возрождения Таджикистана. Она играеточень активную политическуюрольи рассматривается как крупная политическая партия Таджикистана.

-Многие эксперты отмечают, что в последнее время в Таджикистане усиливается шиитское влияние. Так ли это на самом деле?

-Да, это так. Росту шиитского влияния в нашей стране способствует Иран. Тысячи молодых таджиков получили образование и продолжают обучение в различных школах Ирана. После окончания медресе и университетов они возвращаются в Таджикистан, чтобы распространять  шиизм, который отличается от традиционных суннитско-ханафитских убеждений в Таджикистане. Они пребывают в конфронтации с выпускниками, которые заканчивали учебные заведения в других исламских странах. И хотя сегодня открытой напряженности в отношениях между шиитами и суннитами в Таджикистане нет, борьба между ними все же наблюдается в социальных сетях и других электронных ресурсах. Есть определенные группы в Facebook, такие как «Хатари шиа» - «Опасность шиитов», борющаяся с шиизмомв Таджикистане. Однако примечательно, что ни новообращенные шииты, ни салафитыв Таджикистане открыто не считаютсебя таковыми. Они всегда скрывают свою реальную религиозную идентичность, заявляя о принадлежности к школе имама Абу Ханифы, доминирующего в Таджикистане мазхаба.

Но мы не должны забывать, что быстрая исламизация таджикского общества возвращает людей к своим корням и способствует развитию религиозного сознания. Доступны ведь тысячи книг, компакт-дисков и других исламских материалов. Наиболее существенную роль в настоящее время играют зарубежные проповедник, такие,как популярныерелигиозные телепрограммы из Афганистана и каналы иранских суннитов, действующиеза пределами Исламской Республики. Все это ослабляет позицию шиитов в Таджикистане.

-Насколько важно для Таджикистана стратегическое сотрудничество с другими государствами СНГ?

- Я убежден, что стратегические отношения со странами СНГ, особенноРоссией,особенно важны для Таджикистана, поскольку мы живем в области глобализации и региональной интеграции. Как развивающееся государство, Таджикистан имеет много общего с странами бывшего Советского Союза, такие как язык, культура, в какой-то мере даже менталитет. С экономической точки зрения Таджикистан имеет много инфраструктурных связейсо странами бывшего Советского Союза, в том числе железныхдорог и электрических сетей. Все это можетслужить в качестве платформы для сотрудничества. Я думаю, что Таджикистан должен поддерживать эти традиционные отношения и дать им приоритет.

- Благодарим за разговор!

Ислам в СНГ

URL:
Авторские колонки
Реклама