RSS Контакты
Республика Таджикистан

Эксперты: Таджикские мечети нуждаются в квалифицированных имам-хатыбах

08.05.2013 | Новости

Роль мечети в таджикском обществе стала основной темой обсуждения круглого стола, прошедшего в Душанбе 30 апреля. Он был организован Информационным агентством «Азия-Плюс» в рамках проекта «За толерантный Таджикистан» при участии офиса ОБСЕ в Таджикистане. В его работе приняли участие известные ученые, эксперты, представители государственных органов и общественных организаций страны.

Открывая обсуждение, руководитель Информационного агентства «Азия-Плюс» Умед Бабаханов подчеркнул важность мечети в традиционном таджикском обществе. «Даже во времена воинствующего атеизма, когда советские идеологи рапортовали в Москву, что с религией в Таджикистане уже покончено, мечеть как общественный институт продолжала существовать – иногда под видом «чайханы», «клуба» или чего-то еще. Сегодня как и в прежние времена, мечеть это не только место для богослужения, но и площадка для общения, обмена мнениями, обсуждения важнейших вопросов жизни страны, место получения информации, выработки общественного мнения по всем актуальным проблемам жизни людей. И мы видим, что роль мечети продолжает расти. Мы видим, что по пятницам мечети во многих регионах страны уже не вмещают всех желающих совершить намаз», - отметил У. Бабаханов.

По его словам, государство видит и осознает эту реальность, и пытается по мере возможности влиять на эти процессы и контролировать их. «Насколько эффективна сегодня политика государства в отношении мечети? Как сделать эти отношения более гармоничными? Почему с одной стороны государство при поддержке инвесторов строит в Душанбе самую большую мечеть в регионе, а с другой – закрывает некоторые мечети? Каким должен быть процесс избрания имам-хатибов, чтобы руководителями мечетей становились действительно авторитетные в обществе религиозные деятели, которые могут эффективно противостоять разного рода радикальным течениям? Мы надеемся, что участники дискуссии попытаются дать ответы на эти и другие вопросы», - сказал директор «Азия-Плюс», приглашая к разговору экспертов.

Глава информационно-аналитического центра «Сипехр» Саидахмад Каландарзода в своем докладе на тему «Мечеть как один из основных традиционных институтов в исламском обществе. Проблемы и задачи» отметил, что мечеть может играть консолидирующую роль в сплочении народа, в единстве, в борьбе против негативных явлений, таких, как разжигание межнациональной розни, светского и религиозного радикализма.

«Естественно, главной фигурой в осуществление этих намерений является имам-хатиб мечети. Но, к большому сожалению, по нашим наблюдениям в данной ситуации деятельность не всех имам-хатибов отвечает требованиям времени. Побывав в разных регионах республики и присутствуя на пятничных молитвах, я пришел к выводу, что сегодня мы имеем три категории имам-хатибов: высокообразованных и толерантных, имеющих богатый жизненный опыт; малограмотных, необновляющих свои проповеди; в определенной степени радикальных», - отметил Каландарзода.

Он предложил на базе Исламского института Таджикистана ввести учебный предмет о методах чтения хутбы и проповеди на основе традиционных трактатов классических хатибов ханафитского толка. Помимо этого, Каландарзода считает, что надо улучшить деятельность Центра по повышению квалификации имам-хатибов при Совете улемов.

Свое мнение по данному вопросу высказал также глава Центра повышения квалификации имам-хатибов Атовулло Косимов. Касаясь вопроса компетентности имам-хатибов, он отметил, что действующие принципы выдвижения и избрания кандидатов, согласно закону РТ «О свободе совести и вероисповедании» создают несколько проблем. По его словам, сейчас в стране нет конкретного центра, который бы изучал биографии, знания, способности, мировоззренческие установки кандидатов в имам-хатибы, который бы назначал или снимал их с должности. Поэтому уже после их назначения в некоторых регионах страны имеются жалобы от населения, что данный кандидат не подходит им по разным причинам, в том числе и по идеологическим. В такой ситуации имам-хатибу почти невозможно завоевать уважение и доверие людей, отметил А. Косимов.

Однако некоторые из участников круглого стола не согласились с данным мнением. Непринятие населением некоторых кандидатов на должность имам-хатибов вызвано больше тем, что само назначение их фактически осуществляется государственным уполномоченным органом – Комитетом по делам религии, в то время как испокон веков их выбирал сам народ.

Руководитель НПО «Субх» Субхия Нозилова в этой связи сказала, что когда будущий имам-хатиб является уроженцем данной местности, когда он растет на глазах людей, жители хорошо знают его способности, характер, знания и возможности. И, соответственно, выбирая его имам-хатибом, они знают точно, куда он их поведет, и что он им даст. «Но если государство будет жестко контролировать мечеть и процесс назначения имам-хатибов, то она уже перестанет быть частью гражданского общества, мечеть превратится в одну из государственных структур, а имам-хатибы станут «госслужащими». Какая тогда разница между такой мечетью и, например, теми же джамоатами, которые подотчетны местным органам госвласти?», - задалась вопросами Нозилова.

Участники круглого стола также упомянули о том, что два года назад в Таджикистане было принято решение вернуть на родину всех студентов, изучающих религию в зарубежных образовательных учреждениях, что повлияло на процесс подготовки будущих квалифицированных кадров священнослужителей. В этой связи замглавы Комитета по делам религии при правительстве РТ Мавлон Мухторов объяснил присутствующим, что такое решение президента страны вовсе не означает вмешательство или введение ограничений в религиозное обучение молодых.

«Большинство наших граждан, будучи еще детьми, уезжали в другие страны и изучали ислам в разных официальных и неофициальных религиозных школах, после чего становились последователями разных мазхабов и течений. И, к сожалению, многие из них после возвращения на родину стали радикалами, экстремистами, и даже некоторые совершили террористические акты. Вот почему президент приказал вернуть в Таджикистан всех, кто обучался за рубежом в религиозных образовательных учреждениях, чтобы они изучали уже здесь мазхаб наших предков», - сказал Мухторов.

В связи с этим заявлением политолог Рашид Гани Абдулло высказал недоумение тем фактом, что государство так жестко реагирует на потенциальную опасность, которая может исходить от последователей иных исламских мазхабов и при этом предоставляет полную свободу действий другим религиозным организациям, сектам, представители которых активно пропагандируют другие религии в таджикском обществе. «Разве от них не может исходить такая же опасность, и почему государство также не предпринимает меры в их отношении и дает им больше возможности для существования?», - задался вопросом политолог.

Замглавы Комитета по делам религии М.Мухторов сказал, что его ведомство наблюдает за всеми зарегистрированными в Таджикистане религиозными обществами. «В стране функционируют 84 неисламских религиозных общин. Комитетом было запрещено функционирование Свидетелей Иеговы, к нам из многих стран поступали призывы, чтобы мы их зарегистрировали. Однако поскольку представители этого религиозного общества действуют против интересов таджикского народа и политики государства, мы их не зарегистрируем», - заявил Мухторов.

Между тем, младший программный офицер по борьбе с терроризмом и работе с правоохранительными органами ОБСЕ Санер Ахмедов, учитывая роль мечети, предложил Комитету по делам религии для плодотворной борьбы с экстремизмом и радикализмом совместно проводить для имам-хатибов обучающие тренинги и семинары.

«Согласно проведенному ОБСЕ исследованию, в которой приняли участие более 3500 интервьюеров разного пола и возраста, 46% по разным вопросам обращаются к местным муллам, 35% городских жителей обращаются к муллам по религиозным вопросам. Однако, к сожалению, только 11% опрошенной молодежи имеют информацию об экстремизме и радикализме через имам-хатибов. Это означает, что на эту тему говорят в мечетях меньше. Поэтому было бы хорошо, если в мечетях также говорили о негативном влиянии экстремизма и радикализма, и особенно вовлекали в эти обсуждения представителей молодого поколения», - поделился Ахмедов.

Известный политолог и исламовед Абдулло Рахнамо в свою очередь рассказал участникам встречи о проведенном им исследовании, которое выявило несколько существующих мифов о мечети. «Например, когда хотят подчеркнуть чрезмерный рост религиозности в таджикском обществе, всегда с озабоченностью говорят, что общее количество школ в стране составляет 3.5 тыс., а мечетей уже построено - 4 тыс. Но, учитывая функции школы и мечети, можно понять, что сравнивать их бессмысленно. Поскольку учебные заведения в стране охватывают около 2 миллионов человек, а мечети посещают примерно 300 тыс. прихожан и то в определенный день недели - в пятницу. Помимо этого, сильно преувеличены убеждения о бурном росте религиозности среди молодежи. В городах эта тенденция действительно есть, однако в районах ситуация другая. Например, в Варзобе и в Файзабаде даже 1% молодежи не посещают мечеть», - отметил Рахнамо.

Возвращаясь к теме влияния государства на мечеть, эксперт отметил, что мечети сегодня во всех смыслах находятся под контролем государства. По его словам, в Таджикистане нет имам-хатибов, которые бы пропагандировали экстремистские идеи, это положительный факт. «Однако есть и другая сторона медали. Например, когда государство определяет имам-хатибам темы для проповедей, слишком настойчиво рекомендует им посвящать свои хутбы таким темам, как миростроительство в Таджикистане, укрепление единства, патриотизм, поддержка политики государства и т.д., это дает обратный эффект. В результате уменьшается воспитательная роль мечети. У меня есть много знакомых, которые стараются прийти в мечеть за пять минут до намаза, чтобы не слушать «правительственную хутбы», - рассказал Рахнамо.

Прокомментировав слова эксперта, М.Мухторов сказал, что Комитет по делам религии не предлагает темы для хутбы, темы рекомендуются только для проповедей (мавъиза). «Комитет предлагает имам-хатибам в праздничных проповедях посвятить половину определенного времени тем темам, которые мы им рекомендуем», - сказал Мухторов. Он также добавил, что уровень знаний имам-хатибов невысокий, и поэтому иногда некоторые из них во время проповедей не могут правильно поднимать общественно-важные вопросы. Вот почему для повышения квалификации имам-хатибов Комитет проводит и планирует еще провести ряд обучающих семинаров по всей стране. Такие мероприятия уже были проведены в Душанбе и Хатлонской области.

На встрече отмечалось, что в июне текущего года ожидается проведение в Душанбе встречи президента Таджикистана с представителями духовенства страны, на которой, возможно, будет решен вопрос о выделении государством зарплат священнослужителям.

Эксперт аналитического центра «Шарк» Саодат Олимова заявила, что согласно Конституции РТ, религия отделена от государства, и соответственно в данном контексте встает вопрос: имеет ли государство полномочия огосударствлять религию? «И речи не может быть о выделении государством зарплаты для имам-хатибов. Для этого, а также чтобы государство могло контролировать деятельность мечети и определять темы проповедей, нужно вначале внести изменение в конституцию!», - заявила С. Олимова.

Обсуждая тему «Плюсы и минусы законодательства, регулирующего посещение мечети подрастающим поколением», участники круглого стола высказались за целесообразность внесения изменений в закон РТ «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей», запрещающий посещение мечетей детям до 18 лет.

По итогам круглого стола его участники приняли ряд рекомендаций, призванных улучшить ситуацию в религиозной жизни страны, сообщает islamnews.TJ.


URL:
Авторские колонки
Реклама