RSS Контакты
Республика Таджикистан

Таджикские богословы содействуют борьбе с терроризмом

23.10.2014 | Новости

На нынешнем этапе борьбы с терроризмом, когда использование военных акций становится затруднительным, на передний план выходят проблемы размывания благоприятной для терроризма почвы.

Продолжающееся на протяжении более 3 лет вооруженное противостояние в 20-миллионой Сирии в последнее время из внутриполитического и геополитического конфликта все более трансформируется в глобальную международную проблему борьбы с терроризмом. Еще в прошлом году в своем интервью верховный муфтий Сирии Ахмад Бадреддин Хассун акцентировал внимание на усилении влияния и тенденции концентрации в регионе сил международных террористических организаций, подчеркивал, что в военных действиях участвуют более 100 тысяч рекрутов, прибывших из 83 стран мира. В числе действовавших на стороне сирийской оппозиции указывались от 5000 до 8000 боевиков из Саудовской Аравии, 4000 - из Туниса, 3000 - из Ирака, 1700 - из Чечни (Россия), 360 - из Туркменистана, 350 - из Украины, 290 - из США, 250 из Казахстана, 190 – из Таджикистана, 120 – из Канады, 100 - из Азербайджана, 80 – из Грузии и т.д. Прогнозировалось, что в случае, если война в Сирии затянется, существует высокая степень вероятности постепенного возникновение здесь аналога афганского полигона.

Сегодня мы имеем то, что имеем. Упорное нежелание Запада видеть террористические структуры в рядах сирийской оппозиции, попытки использовать их в реализации политической авантюры привели к тому, что, подобно Афганистану, Сирия становится головной болью многих государств, в т.ч. Центральной Азии. Как справедливо заметил глава МИД РФ Сергей Лавров, "последние события в Ираке показали, сколь опасно делить террористов на хороших и плохих, … попустительство экстремистам в расчете на достижение каких-то конъюнктурных результатов в конечном итоге оборачивается против интересов тех, кто такую линию проводит".

В настоящее время приходится констатировать, что террористическая организация "Исламское государство Ирака и Леванта", открывшая полномасштабную войну за установление халифата, уже не может быть остановлена одними бомбардировками с воздуха, поскольку это не только вооруженная агрессия, но и экспансия идеологии религиозного экстремизма. Борьба за территории сопровождается стремлением доминировать над разумом и чувствами верующих. Кроме того, накал этой борьбы объективно стал фактором роста акций западных корпораций военно-промышленного комплекса. Поэтому в ближайшей перспективе рассчитывать на стабилизацию обстановки не приходится. Напротив, следует ожидать резонансных деструктивных явлений в различных регионах мира, далеко за пределами Сирии. И, главное, быть готовыми им противодействовать.

Представляется, что одной из первоочередных мер в этом плане должно стать проведение на государственном уровне мобилизации потенциала мусульманского духовенства в разоблачении антиисламской сущности призывов к участию в боевых действиях в Сирии и других горячих точках планеты, где вскормленные спецслужбами террористические вооруженные формирования становятся распространителями террористической заразы в глобальном масштабе. Ведь ни для кого не секрет, что получающие там практический боевой опыт, проходящие "промывку мозгов" и обрастающие международными связями с зарубежными спецслужбами и терорганизациями боевики из центральноазиатских государств рано или поздно возвратятся домой. Наивно было бы предполагать, что они приедут для того, чтобы пахать, сеять и выращивать пшеницу.

Однако, одними санкциями и запретами правоохранительных органов нужного эффекта в этом направлении достичь сложно. Принимая во внимание специфику явления и его взаимосвязь с субъективной трактовкой исламских канонов, а также религиозную ментальность населения Центральной Азии, необходимо ориентировать существующую разветвленную исламскую инфраструктуру (Совет улемов, мечети, исламские учебные заведения, авторитетные теологи и др.) на обоснование идеи неприятия терроризма верующими, внедрение в сознание мусульман стереотипов "террориста-кафира", "экстремистского эмиссара-агента иностранных спецслужб" и т.д. Мусульманское духовенство, от руководителя муфтията до муллы в сельской мечети, в современных условиях призвано выполнить миссию выработки у прихожан иммунитета от тлетворного влияния экстремистской идеологии, раскрытия для верующих духовного богатства ислама, стать опорой народа в укреплении его государственности и защите национальных интересов.

В этом контексте принятие Советом улемов Исламского центра Таджикистана фетвы, согласно которой участие граждан страны в военных действиях на Ближнем Востоке, в том числе – в Ираке и Сирии, признании этого "гунохи кабира" (великим грехом), является важным элементом новой стратегии государственной политики в религиозной сфере. Дальнейшая последовательная реализация указанной стратегии в сочетании с планомерной деятельностью органов власти позволит поэтапно сократить до минимума социальную базу религиозно-экстремистских организаций, нейтрализовать угрозу радикализации населения и вновь, как и в 1997 году, продемонстрировать международному сообществу успешную практику созидательного развития ислама.

Составной частью этого процесса непременно должна быть активная принципиальная позиция Партии исламского возрождения Таджикистана по вопросу противодействия идеологии экстремизма, которая не может ограничиваться лишь аморфным заявлением заместителя председателя ПИВТ Махмадали Хаита о том, что "граждане различных государств принимают участие в вооруженных конфликтах на территории других государств в основном для того, чтобы заработать деньги".

Особенно странно выглядит такая расплывчатая позиция официально действующей политической партии на фоне причастности ряда ее членов к деятельности террористических организаций. Так, в январе 2014 года сотрудниками правоохранительных органов был задержан 33-летний член ПИВТ Рустам Табуров, одновременно являющийся сторонником террористической организации "Ансорулло" и осуществлявший вербовку местных жителей для участия в джихаде в Пакистане и Сирии. В марте этого же года судебными органами был вынесен обвинительный приговор в отношении другого члена ПИВТ - Зафарджона Дустова, который призывал граждан вступать в ряды Исламского движение Узбекистана (при обыске в его доме были изъяты два электронных носителя с записями выступлений Тохира Юлдашева, бывшего лидера ИДУ, и военных тренировок членов ИДУ в одном из лагерей Пакистана).

Принимая во внимание, какие трагические последствия для государственности и нации несет в себе деятельность террористических структур, прикрывающихся знаменем ислама, ПИВТ целесообразно присоединиться к антитеррористической коалиции таджикских богословов и направить свои усилия на содействие процветанию и миру на таджикской земле.

Только такая консолидация и согласованность усилий всех элементов социально-политической системы государства позволит устранить от Таджикистана угрозу эскалации терроризма и насилия, обеспечить стабильность, экономическое развитие и будущее для народа.

Абдугани Абасов, ЦентрАзия


URL:
Авторские колонки
Реклама