RSS Контакты
Республика Таджикистан

Иззат Аман: «Попытка насадить светский радикализм порождает радикализм религиозный»

20.09.2010 | Мнения и комментарии

От Редакции: само название рубрики «Мнения и комментарии» предполагает дискуссионный характер. Мы будем давать читателям возможность выслушивать самые различные, корректно изложенные мнения. Если несогласная сторона захочет высказаться – ждём ваши комментарии. Сейчас предлагаем суждения таджикского политолога Иззата Амана по актуальным, с его точки зрения, вопросам внутренней политики его страны, высказанные им на ИсламНьюс.Ру 18 сентября 2010 г.

В начале Рамадана в печати прошла информация, что Председатель комитета по делам религии Таджикистана Абдурахим Холиков предложил Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) закрыть мечеть, которая действует при офисе партии в Душанбе. Политологу Иззату Аману непонятно: чем было мотивировано это решение.

Во время своего визита в офис ПИВТ в Душанбе Холиков заявил, что действующая на территории офиса партии мечеть противоречит закону «О свободе совести и религиозных организациях». К единому мнению стороны так и не пришли. Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири просил оставить решение вопроса до окончания месяца Рамадан. Представители госструктуры согласились.

Рамадан истёк. Согласится ли Кабири с мнением Холикова и закроет ли единственную мечеть - или будет бороться, не жалея времени и сил? К чему приведёт такой резкий подход со стороны властей? - Хотелось бы поразмышлять над этим.

ПИВТ – единственная на постсоветском пространстве официально зарегистрированная политическая партия с религиозной идеологией. После избрания Кабири в качестве её руководителя, рейтинг партии резко возрос и внутри страны, особенно среди молодёжи. Выступая на различных политических конференциях, куда приглашают лидера ПИВТ, он добился звания одного из лучших политических деятелей. Именно его и называют на Западе, куда он часто ездит и читает лекции по мироустройству в Таджикистане, «специалистом по мирному урегулированию споров».

Вторая по величине оппозиционная партия всегда находится под пристальным вниманием общества и властей. Достаточно вспомнить прошедшие парламентские выборы. Парадокс в том, что после выборов некоторые члены партии были осуждены за нарушения в процессе голосования. Кабири, как умелому политику и блестящему дипломату, удалось всё это время контролировать ситуацию и накал страстей внутри самой партии.

Комитет по делам религии – орган государственной власти, который призван регулировать религиозные вопросы граждан в отношении с государством. Хочу заметить, что именно урегулировать, а не загонять их в тупик. Хотя по конституции РТ у нас религия отделена от государства.

Вместе с тем, в последнее время правительство РТ усиленно старается сблизиться с исламским миром. Для реализации данной задачи правительством проделан огромный объём работы. Вспомним хотя бы проведение симпозиума «Наследие Великого Имама Абу-Ханифы», участие в котором приняли более 500 гостей из разных стран мира. А объявление Душанбе в 2010 году «столицей исламской культуры»! Особенно после встречи глав МИД и Организации исламской конференции наша столица почти неделю была в центре внимания мирового сообщества.

Но, тем не менее, существует и другая политика, которую никак нельзя назвать прагматичной. Например, запрет на ношение хиджабов в образовательных учреждениях, запрет женщинам молиться в соборных мечетях, запрет имамам преподавать основы Ислама без соответствующих документов и лицензии. Список можно продолжить, но и этого хватит, чтобы понять, насколько не соответствует государственная политика по отношению к религии ранее заявленным целям.

Такого рода попытка насадить светский радикализм порождает другой радикализм – религиозный. Нам – стране, прошедшей гражданскую войну, – не понаслышке известно, что такое религиозный радикализм.

Лидер ПИВТ во всех своих выступлениях призывал последователей других течений и организаций легализоваться и брать с них пример. Но что сейчас скажет Кабири своим оппонентам после последних действий властей? Удастся ли ему и в этот раз утихомирить радикально настроенных членов партии и взять ситуацию под контроль? Ведь ПИВТ – это не только Кабири, а ещё 40 тысяч человек.

Мне непонятна логика, которой следует Холиков. Если мечеть незаконна, так помогите же сделать её законной! Какая польза от того, что её закроют? Кому от этого лучше?

Порой мы забываем, что живём в сложном мире, в котором давно уже не говорят о мечетях, хиджабах, проповедниках. Забываем, что недруги нашего государства того и ждут, чтобы у нас было неспокойно. Забываем, что находимся под пристальным вниманием мирового сообщества.

Мы никогда не достигнем развития, пока будем вмешиваться в личную жизнь граждан. Ведь вопрос религии индивидуален. Каждый сам выберет для себя религию и способы осуществления религиозных обрядов. Задача государства - создать условия для этого. От того, что мы притесним религию, кроме радикализации общества, ничего хорошего не получим.

Поэтому государству придётся изменить стратегию по взаимодействию с религией. Улучшить взаимоотношения с религиозными деятелями и организациями.

Таким образом, у Таджикистана будет стратегия, которая поднимет имидж страны, особенно в глазах исламского мира и может появиться дополнительная возможность получить инвестиции и передовые технологии от развитых стран исламского мира.


URL:
Авторские колонки
Реклама