В Таджикистане идет дискуссия о месте ислама в условиях светского государства28.08.2014 | Мнения и комментарииВ Душанбе прошли первые обсуждения проблемы национального секуляризма и религиозного фактора в условиях светского государства. Национальный секуляризм, государство и религия
В Душанбе прошли первые обсуждения проблемы национального секуляризма и религиозного фактора в условиях светского государства. Вопрос лишь в том, где заканчиваются границы светских отношений в условиях, когда большая часть общества в Таджикистане считает себя мусульманами? Камар Нурулхаков, зампредседателя организация "Ал-Ханафия" уверен, что исламизация современного общества в Таджикистане в реальности "арабизирует" население страны. Эта категория людей, в результате, попирает национальные ценности: "Именно национальный модуль и секуляризм государства позволят отделить Ислам от радикализма и терроризма", уверен он.
В то время, как последователи радикального Ислама не признают существование нации, на заседании общественно-политических объединений под названием "Национальный секулярзим и религиозный фактов в условиях светского государства, состоявшийся в Душанбе 27 августа при поддержке ОБСЕ, прозвучала мысль о том, что Таджикистан должен выработать собственную модель сохранения светского государства. Муродали Давлатов, директор Центра изучения Ислама уверен, что события, происходящие в Сирии, Ливии, Ираке и Афганистане, называемые "джихадом" или "борьбой за Ислам", были организованы зарубежными странами. Эта тенденция, по его словам, угрожает национальной государственности этих и других стран мира: "Порой путают термины секуляризм и атеизм. Но суть этих событий не в атеизме и не в секуляризме, а в безразличности к религии и атеизму и в препятствовании политизации этих двух тенденций. В концепцию национального секуляризма вложен смысл таких понятий, как нация, национальная интерпретация атеизма и национальное значение религии. Я это понимаю именно так", сказал он. Однако ряд экспертов в корне не согласны с терминологией "светскость и национальный секуляризм". Саймуддин Дустов, глава аналитического центра "Индем" считает этот термин выдуманным и не существующим в мировой практике. "У Мухиддина Кабири на этот счет своя трактовка, у Эшона Нуриддинджона – своя, у Муродулло Давлатова – своя. Эти споры напоминают известную юмореску, когда псевдоученый пытался скрестить арбуз и надувной шарик, чтобы арбуз стал легким на вес. В действительности, эти споры не имеют ничего общего с наукой и направлены против национальных интересов", сказал Дустов. Эксперты считают, что в Таджикистане процесс исламизации общества усилился в период с 2000 по 2008 годы, а во главе этих тенденций стояли влиятельные в обществе религиозные деятели. Тогда правительство решило обуздать ситуацию и объявило в Таджикистане 2009 год "Годом Великого Имама", подчеркнув, что таджики являются последователями Ханафизма, самого многочисленного течения суннитского Ислама. Однако, взятая на вооружение государственными СМИ и правоохранительными органами кампания против, мул, занимающихся, по их мнению, неблагородными деяниями, разоблачения религиозных деятелей, предлагающих секс под ширмой нетрадиционного лечения, вызвало критику в отношении политики властей. Критики уверены, что подобное однобокое отношение к религии и религиозным деятелям может в будущем сыграть злую шутку. Источник: Радио Озоди URL: |
Авторские колонки
Реклама
|