На фоне усилий Таджикистана по борьбе с потенциальными угрозами радикализма, общественность и власти недавно подняли вопрос о качественном религиозном образовании для молодежи. Эксперты считают, что оно будет ключом к стабильному и мирному обществу.
Как рассказал «Средней Азии в Интернете» глава Управления развития международного образования Министерства образования Таджикистана Абдусаттор Одинаев, важно, чтобы заинтересованная в религии таджикская молодежь попадала в хорошие руки и училась мирному исламу, традиционному для Таджикистана ханафитскому течению. По его словам, в условиях, когда Таджикистан столкнулся с проблемой экстремизма, «качественное религиозное образование» в пределах страны могло бы быть хорошей силой против него.
«Для этого не обязательно выезжать за границу, - сказал он. - Более того здесь наши студенты получат именно то образование, которое отвечает нашему мазхабу и требованиям Министерства образования. И их еще не окрепшие умы не будут насаждены чуждой идеологией».
Многие аналитики говорят, что наибольшую важность в просвещении молодежи имеет начальное религиозное образование.
Если Таджикистан сейчас займется этим вопросом и начнет «возвращать потихонечку то качественное религиозное образование, которого таджикский народ был лишен на протяжении 70 лет [советской власти], то можно избежать многих проблем, которые так или иначе сопровождают возвращение к своим истокам, и чем лучше будет качество образования, тем меньше будет проблем», - сказал «Средней Азии в Интернете» политолог Рашид Гани Абдулло.
«Если не будет качественного образования, а люди будут стремиться к нему, то не найдя его в открытом пространстве, они будут стремиться получить его любыми способами, - сказал он. - Они могут наткнуться на людей, у которых имеются какие-то свои определенные цели, далекие от общенациональных ценностей, вот тогда действительно будет проблема».
Директор центра повышения квалификации имам-хатибов Атоуллох Касымов сказал «Средней Азии в Интернете», что правильное толкование религии, акцент на ее мирность - это основной фактор сохранения единства нации.
«А вот сохранить единой ее мы можем только благодаря тому, какое религиозное образование получит наша молодежь, - сказал Касымов. - Ведь споры на религиозной почве являются самими острыми и могут закончиться кровопролитием. Об этом всегда надо помнить».
Чтобы удостовериться в качественности религиозного образования, Комитет по делам религии, Министерство образования и другие государственные структуры проводят аттестацию имам-хатибов, преподавателей в медресе и Исламском институте, где предусмотрено четырехлетнее обучение. Кроме того все, кто предлагают обучение религии на дому, должны пройти соответствующее обучение и получить лицензию.
Некоторые утверждают, что Таджикистан подавляет свободу вероисповедания
Но этот шаг может быть воспринят как репрессия, как мера, которая ведет к подавлению свободы религии.
Ходжи Мовсум Иманов, имам-хотиб из Согдийской области, говорит, что борьба с экстремизмом в Таджикистане иногда приводит к ограничению религиозных прав населения.
«Я понимаю, что это делается из страха перед распространением экстремизма из Афганистана и нестабильностью в стране, которую мы пережили еще в 90-х, но правительство должно понимать, что не каждый искренне верующий является экстремистом, и должно иметь более лучшее представление об экстремизме», - сказал он.
Образование начинается дома
Заместитель директора Комитета по делам религии при правительстве Мавлон Мухторов сказал «Средней Азии в Интернете», что и сами родители детей должны проявлять интерес к тому, чтобы дети получали качественное религиозное образование.
«Быть верующими, истинными мусульманами должны обучать своих детей их же родители, также как мы учим быть своих детей честными и толерантными... Это все дается на уровне семьи», - сказал он.
Мухторов уверен, что такая подготовка готовит почву для формального образования.
«Сегодня в нашем исламском институте преподают высококвалифицированные преподаватели, познания которых отвечают нашему мазхабу», - сказал он.
«Если не будет качественного образования, если преподаватели будут нести студентам чуждую идеологию, мы в лучшем случае получим споры на религиозном уровне, - сказал он, - в худшем случае большую радикализацию общества, которая в дальнейшем может привести к очень серьезным последствиям».
Уроки истории
Некоторые эксперты считают, что в Таджикистане нужно вернуть в школьную программу предмет «История религии», который поможет школьникам дать общие познания в религии, чтобы в будущем им легче было определить, что чуждо их религии, а что нет.
Предмет был введен в школьное образование несколько лет назад, однако, по данным Министерства образования, эта инициатива была временно приостановлена ввиду нехватки специалистов. В дальнейшем ее планируется возобновить.
Саид Ахмедов является одним из разработчиков учебника по данному предмету.
Ахмедов выразил сожаление, что этот предмет пока отменен в школах, поскольку он был бы очень полезен всем, в том числе самой молодежи. «Тем более, что в разработке учебника принимали участие лучшие исламоведы Таджикистана», - сказал он.
Мухаммадамин Хабибов, студент третьего курса Исламского института Таджикистана, сказал «Средней Азии в Интернете», что «мы должны со школьной скамьи изучать религию. Когда у молодежи нет базовых религиозных знаний, и у них слабые религиозные убеждения, то таким молодым людям легче всего оказаться в рядах экстремистских и радикальных групп».
«Если человек будет иметь представление о религии... то его нелегко будет завлечь к себе», - сказал он.